НАВОИ, Алишер Навои, Низамаддин Мир Алишер

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НАВОИ, Алишер Навои, Низамаддин Мир Алишер
1441-1501) — узбекский поэт, мыслитель, государственный деятель, родоначальник узбекской литературы. Гл. сочинение Н. - "Хамсе" ("Пятерица", создано в 1483- 1485) - охватывает пять поэм, посвященных нравственному совершенствованию, вопросам обучения и воспитания. Вопросы просвещения отражены и в других произведениях Н. Например, поэма "Спор двух языков" посвящена защите староузбекского языка и утверждает право народа пользоваться разговорным языком для своего культурного развития. (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.384)

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НАВОИ, Алишер Навои, Низамаддин Мир Алишер
9.2.1441, Герат, — 3.1.1501, там же), узб. поэт, мыслитель, гос. деятель, родоначальник узб. лит-ры. Родился в семье богатого чиновника. Учился в медресе в Мешхеде, Самарканде, Герате. В 1468—76 был приближенным Хусейна Байкары, султана Хорасана. Выйдя в отставку, накопленное богатство тратил на стр-во зданий, в т. ч. для медресе. Писал на перс., староузб. языках. Собрал в своем доме кружок поэтов, художников и ученых, к-рым покровительствовал. Просветит. устремления Н. с наибольшей полнотой выражены в его гл. соч. — «Хамсе» («Пятери-ца», созданном в 1483—85 и охватывающем поэмы «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Стена Искандера»). Мн. стихи «Хамсе» посвящены проповеди нравств. совершенствования, вопросам обучения и воспитания. В нач. (философскую по содержанию) поэму включен ряд притч и бесед, в к-рых в завуалиров. форме дана критика традиц. морали. Н. считал, что нравств. воспитание должно формировать скромность и верность и способствовать исправлению характера; для этого необходимо следовать примеру достойного учителя. Поэма «Лейли и Меджнун» — разработка традиц. сюжета о влюбленных — страстное обличение бездушного отношения к человеку. В третьей поэме Н., обратившись к фольклорным источникам и худож. приемам, создал образ героя-богатыря Фархада, борца со злом и защитника справедливости, сочетающего в себе высокую мудрость и любовь к труду. В четвертой поэме Н. обличал праздность. Заключит. поэма излагает историю становления идеального правителя под руководством мудрого наставника. Александр Македонский представлен здесь как образец гос. деятеля. Свод лирич. стихов Н. в жанре газелей «Сокровищница мыслей» (1498—99) собран и расположен им в соответствии с 4 возрастными этапами жизни: «Диваны детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости».
Вопросы просвещения затронуты и в др. произв. Н. Поэма «Спор двух языков» (1499) посвящена защите староузб. яз. и утверждает право народа пользоваться разговорным языком для своего культурного развития. Н. впервые стал использовать староузб. яз. в поэзии. Мн. строки произведений Н. стали поговорками. Соч. Н. оказали Значит. влияние на формирование лит-р Ср. Азии.
Соч. в рус. пер.: Соч., т. 1—10, Таш., 1968—70.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия