НАВИГАЦКАЯ ШКОЛА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НАВИГАЦКАЯ ШКОЛА
Школа математических и навигацких наук, первое в России и второе в Европе специализированное техническое учебное заведение с базовой математической подготовкой. Создана Указом Петра I в 1701, с 1702 занимала помещение Сухаревой башни в Москве. До 1706 управлялась из Оружейной палаты, впоследствии Приказом морского флота и Адмиралтейств-коллегией. В 1715 разделилась на Морскую академию в Петербурге и Н.ш. в Москве (действовала до 1752). В школе преподавали А.Д. Фарварсон, Л.Ф. Магницкий, выпускники лондонской Королевской математической школы С. Гвин и Р. Грейс. Ученики школы получали содержание от казны, большинство учеников составляли дети горожан в возрасте от 14 до 20 лет. Учебный цикл включал три ступени: арифметику, высшую математику и практическую навигацию. Для дальнейшей специализации выпускников отправляли для практики в морском деле на флот, на геодезические и архитектурно-строительные работы. Указом 1714 выпускники Н.ш. направлялись также учителями в цифирные школы. Специально для Н.ш. были подготовлены печатные учебные пособия: "Арифметика" Магницкого (1703), "Таблицы логарифмов и синусов" Фарварсона, Гвина и Магницкого (1704). С 10-х гг. 18 в. Н.ш. постепенно приобрела черты закрытого сословного учебного заведения (специальные указы устанавливали процент для дворян). (Б.М. Бим-Бад "Педагогический энциклопедический словарь". М., 2002 г., c.156) См. также Начальное образование

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НАВИГАЦКАЯ ШКОЛА
Школа математических и навигацких наук, первое в России и второе в Европе специализированное техн. уч. заведение с базовой матем. подготовкой. Создана Указом Петра I в 1701, с 1702 занимала помещение Сухаревой башни в Москве. До 1706 управлялась из Оружейной палаты, впоследствии Приказом морского флота и Адмиралтейств-коллегией. В 1715 разделилась на Морскую академию в Петербурге, куда были переведены ст. ученики и большая часть педагогов, и Н. ш. в Москве, где в качестве центра матем. подготовки действовала до 1752.
Петр I во время первого заграничного путешествия принял в Англии на рус. службу первых преподавателей Н. ш.: А. Д. Фарварсона, инструкторов по навигации — выпускников лондонской Королевской матем. школы С. Гвина (1683- 1720) и Р. Грейса (1681—1711). В 1701 в штат был принят Л. Ф. Магницкий, ведавший всеми адм. делами школы.
Первый набор учеников составил 200 чел.; к моменту разделения в Н. ш. числилось 500 чел., получавших содержание «от казны» (к-рое зависело от успеваемости и ступени обучения). Большинство учеников составляли дети горожан (приказных, посадских, духовенства) в возрасте от 14 до 20 лет. Уч. цикл включал три ступени: арифметику, высшую математику с элементами геометрии, тригонометрии, астрономии и физ. географии, практич. навигацию. Ученики проходили весь цикл обучения в основном за три года.
Для дальнейшей специализации выпускников, получивших базовую подготовку в Н. ш., отправляли для практики в морском деле на флот (в России и за границу — впервые в 1706 — ок. 30 чел., впоследствии до 50 чел. ежегодно), на геодезические (прокладка дорог, «вы-меривание» планов и «ландкарт») и архи-тектурно-строит. работы. Указом 1714 выпускники Н. ш. направлялись также учителями в провинциальные цифирные школы. С организацией в Москве новых проф. уч. заведений (Артиллерийская, Инженерная школы) ученики последних проходили нач. матем. подготовку в Сухаревой башне.
Специально для Н. ш. впервые в истории рус. просвещения были подготовлены печатные уч. пособия: «Арифметика» Магницкого (1703), «Таблицы логарифмов и синусов» Фарварсона, Гвина и Магницкого (1714), использовались и рукописные учебники. Ученики получали практич. навыки в черчении и пользовании навигацкими и геодезич. инструментами (в составе Н. ш. была инструментальная мастерская). В 1702- 03) Сухарева башня была специально достроена для нужд школы: в одной из палат жили ученики, не имевшие жилья, в других кроме классов находились «покои» для т. н. иноземных учителей.
Сохранившиеся сведения свидетельствуют о высоком уровне успеваемости и относит, стабильности состава учеников. Воспитанников не только штрафовали за прогулы, но и поощряли выплатами содержания вперед. Единовременно пособия выдавались учащимся «по случаям» (в связи с пожаром, рождением детей, стр-вом дома и пр.). Лучшие ученики помогали в организации уч. процесса; существовала должность старосты.
С 10-х гг. 18 в. Н. ш. постепенно приобретала черты закрытого сословного уч. заведения (спец. указы устанавливали процент для дворян). С ликвидацией школы в Сухаревой башне петерб. Морская академия была преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус, сугубо дворянский по составу учащихся.
Лит.: Веселаго Ф. Ф., Очерк истории Морского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет, СПБ, 1852; Голубцова М. А., Моск. школа Петровской эпохи, в кн.: Москва в ее прошлом и настоящем, т. 7, М., 1908; Флеровская М. А., Навигацкая школа, «Вопросы истории», 1973, № 10; Hans N., The Moscow school of mathematics and navigation, «Slavonic Review», 1951, v. 29, № 73. А. В. Лаврентьев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия