НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Найдено 1 определение
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ
один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий научную сферу общения, реализующую науку как форму общественного сознания. Обусловлен особенностями коммуникативно-познавательной деятельности, понятийно-логическим типом мышления, природой знания как его внелингвистическими стилеобразующими факторами. Общая цель научной речи — сообщение нового знания о действительности и доказательство его истинности. Закономерности взаимодействия старого и нового знания, а также фазы (этапы) творческой деятельности учёного — от идеи, гипотезы до вывода/закона — во многом определяют развёртывание научного текста, его композицию и структуру, воплощая динамику и стилистику речемыслительного процесса.
Основные стилевые черты Н.с. — обобщённо-отвлечённость, подчёркнутая логичность, последовательность и тесная связность изложения, аргументированность, точность, терминированность, логизированная оценочность, именной характер речи, некатегоричность изложения, способствующая его объективности. В целом Н.с. свойствен книжный характер речи, нейтральная лексика, нежелательность разговорных и эмотивных средств (но не полное их отсутствие). Выразительность научной речи создаётся преимущественно за счёт полной реализации указанных стилевых черт Н.с.
Внелингвистические стилеобразующие факторы Н.с. определяют принципы отбора языковых средств и их организации, создавая специфическую речевую системность; немаловажную роль при этом имеет частота употребления тех или иных языковых единиц.
Обобщённо-отвлечённость Н.с. создаётся за счёт широкого использования языковых единиц абстрактного и обобщённого значения (в т.ч. терминов). Даже конкретные в общеязыковом употреблении слова в контексте научной речи нередко обозначают общие понятия, напр.: Дуб — порода теплолюбивая. Глаголы также выступают в обобщённо-отвлечённом значении, напр., глаголы широкой семантики (существовать, иметь, проявляться и т.п.), глаголы в связующей функции (быть, являться, служить), в роли компонентов глагольно-именных сочетаний, в которых основная смысловая нагрузка выражается существительными (подвергать анализу, оказывать влияние).Некоторые словесные сочетания употребляются в Н.с. особенно часто и поэтому приобретают свойства оборотов-клише: анализ данных показывает, рассмотреть проблему, на основании приведённых фактов, из сказанного следует и т.п. В выражении и создании стилевой черты обобщённо-отвлечённости участвует не только лексика, но и морфология, и синтаксис. Так, формы глагола используются преимущественно в значении настоящего вневременного (выражающего качественный, признаковый оттенок значения): Хлорид медленно разлагается; Вода кипит при 100°.Указанная стилевая черта проявляется и при употреблении лица глаголов и личных местоимений (Мы можем заключить; мы имеем несколько эпох синонимичны случаям можно заключить, имеется несколько эпох, т.е. формы глагола выступают с ослабленным, неопределённым и обобщённым значением лица). Та же стилевая черта выражается и в формах числа существительного: форма ед. числа сущ. обозначает в контексте не отдельные считаемые предметы, но служит для выражения общего понятия либо неделимой совокупности и целостности: ухо — анализатор звуков. То же касается рода сущ. (ср. большую частотность абстрактных слов ср. р.: изучение, свойство, значение, влияние) и др. явлений морфологии.
На синтаксическом уровне отвлечённо-обобщённость (покрывающая, по мнению Н.М. Лариохиной, стилевые черты абстрактности, безличности, объективности) выражается в исключении из структуры предложения личного субъекта действия. Этому соответствуют обобщённо-личные предложения, безличные предложения, двучленный пассивный оборот с процессуальным значением, напр.: В механике пользуются понятием материальной точки... Кроме того, отвлечённо-обобщенность реализуется через широкую употребительность номинализованных структур (В результате реакции происходит перераспределение массы).
Подчёркнутая логичность выражается в преобладании союзных предложений над бессоюзными, т.к. союзы позволяют более чётко передавать смысловые и логические связи частей предложения. При общем высоком проценте сложных предложений преобладают сложноподчинённые, широко используются вводные слова и словосочетания, подчёркивающие логику мысли и последовательность изложения (во-первых, во-вторых, следовательно, итак и т.п.), так называемые конструкции и обороты связи (в заключение отметим...; перейдём к рассмотрению...; подведём итоги).По насыщенности связочными средствами научная речь занимает первое место среди функциональных стилей. В качестве связочных средств выступают не только союзы и союзные слова, но и ряд других слов (Отсюда следует, что...; ...поэтому было бы логично заключить...) и др.
Точность (а также ясность) Н.с., обусловленная, в частности, учётом адресата, достигается употреблением большого числа терминов, как правило, слов однозначных, строго определённых в своих значениях в пределах конкретной науки, выражающих существенные признаки называемых предметов и явлений (генератор, гипотенуза, минерал, конус и т.д.); нежелательностью и даже недопустимостью их замены на синонимы; необходимостью давать чёткие определения вновь вводимым понятиям; использованием оборотов в функции уточнения.
Пример Н.с.: Аллергия — это изменённая реактивность организма, которая проявляется в нарушении обычного течения общих и местных реакций, чаще при повторном поступлении в организм веществ, называемых аллергенами. Реакции эти могут быть повышены по сравнению с нормой, т.е. усилены и ускорены — гиперергия, или понижены, т.е. ослаблены и замедлены — гипергия, или могут совсем отсутствовать — анергия, как это наблюдается, напр., при абсолютном иммунитете (Большая медицинская энциклопедия).
Н.с. обычно выступает в письменной форме, реже в устной (дискуссии). В Н.с. выделяются такие речевые жанры: статья, монография, диссертация, рецензия, обзор, аннотация, научный комментарий текста, доклад на специальную тему и др. Особо выделяются жанры учебного характера: учебник, учебное пособие, методические указания и нек. др., для текстов которых характерно наличие правил, рекомендаций, разъяснений и т.п., и жанры научно-популярной литературы, для текстов которых характерно сближение с некоторыми жанрами Публицистического стиля (см.): В науке мы неизменно наблюдаем: чем фундаментальнее открытая закономерность, тем короче её можно сформулировать. Так, напр., для формулировки закона механики о равновесии инерционных сил с обычными силами Ньютону понадобилось всего четыре буквы. Для описания квантовой закономерности фотоэффекта Эйнштейну нужны были только три буквы (П.Л. Капица).
Лит.: Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль. М., 1976; Данилевская Н.В. Роль оценки в механизме развёртывания научного текста. Пермь, 2005; Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. Пермь, 1966; Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. М., 2008; Котюрова М.П., Баженова Е.А. Культура научной речи: текст и его редактирование: учеб. пособие. М., 2008; Лаптева О.А. Внутристилевая эволюция современной русской научной прозы // Развитие функциональных стилей современного русского языка. М., 1968; Лариохина Н.М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи. М., 1979; Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. М., 1976; Очерки истории науч. стиля русского литературного языка ХVIII—ХХ вв. Т. II. Ч. 1. Пермь, 1996; Разинкина Н.М. О преломлении эмоциональных явлений в стиле научной прозы // Особенности языка научной литературы. М., 1965; Современная русская устная научная речь / под ред. О.А. Лаптевой. Т. 2. М., 1994; Шмелёв Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М., 1977.
М.Н. Кожина, Л.П. Крысин

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
137.58 кб

Стиль научного мышления и стиль научного познания

Пискорская Светлана Юрьевна
Рассматривается проблема существования стилей научного познания от стиля научного мышления.
Читать PDF
528.87 кб

Стиль научного мышления: эпохальная или дисциплинарная концепция?

Поздняков А.А.
В статье сопоставляются две концепции стиля научного мышления.
Читать PDF
196.50 кб

Научный стиль речи: компетентностный подход к обучению на базовом этапе

Шустикова Т. В.
В статье рассматриваются следующие вопросы: комплексность и аспектность в преподавании аспекта «научный стиль речи» студентам медико-биологического профиля на довузовском этапе обучения: место функциональной грамматики, текстовый
Читать PDF
255.73 кб

Стиль педагогической деятельности как характеристика научно-педагогической школы

Карнаух Надежда Валентиновна
Стиль профессиональной деятельности преподавателя высшей школы является важным фактором, объединяющим Учителя и его учеников в научную школу.
Читать PDF
145.16 кб

Критически-рефлексивный стиль мышления как основа сущностного подхода в научном исследовании

Коржуев Андрей Вячеславович, Хлопенко Н. А., Шевченко Елена Викторовна
В статье рассматривается научный стиль мышления критический рефлексивный в противовес "обыденно-созерцательному" при теоретической разработке дифференцированного физического образования на элективах, о проблемах этой формы обучени
Читать PDF
4.79 мб

Обучение иностранных студентов-нефилологов чтению как виду речевой деятельности (научный стиль)

Гасанова П. М., Буйских Т. М.
Для иностранных студентов-нефилологов умение читать правильно в зависимости от коммуникативной установки, пользоваться разными видами чтения является фундаментальным умением, влияющим на результативность обучения, на получение нео
Читать PDF
108.82 кб

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Пермь как стиль – город как

Игнатьева Оксана Валерьевна