НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО
НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО
группа исследователей, работающих в одной предметной или проблемной области, связанная друг с другом системой научных коммуникаций. Группа ученых, находящихся в непосредственных и неформальных научных контактах по поводу разрабатываемой проблемы и обменивающихся информацией по результатам исследований, получила название "невидимый колледж".
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО
совокупность ученых-профессионалов, организация которой отражает специфику научной профессии. Представление о Н. с. было введено Р. Мертоном для выделения предмета социологии науки и ее отличия от социологии знания, а затем дополнено в работах Т. Куна, Т. Парсонса и Н. Сторера применительно к характеристике научной профессии. Н. с. ответственны за целостность науки как профессии и ее эффективное функционирование, несмотря на то, что профессионалы рассредоточены в пространстве и работают в различном общественном, культурном и организационном окружении. Деятельность институтов и механизмов Н. с. по реализации этой цели обеспечивает следующие главные характеристики профессии: обладание совокупностью специальных знаний, за хранение, трансляцию и постоянное расширение которых ответственно Н. с.; относительная автономность профессии в привлечении новых членов, их подготовке и контроле их профессионального поведения; заинтересованность социального окружения профессии в продукте деятельности ее членов (новом знании и владеющим им специалистах), гарантирующая как существование профессии, так и действенность профессиональных институтов; наличие внутри профессии форм вознаграждения, выступающих достаточным стимулом для специалистов и обеспечивающих их высокую мотивацию относительно профессиональной карьеры в различных социально-культурных окружениях; поддержание инфраструктуры, гарантирующей координацию и оперативное взаимодействие профессионалов и их объединений в режиме, обеспечивающем высокий темп развития системы научного знания. Важнейшими организационными характеристиками социальной системы типа «сообщества» (community, Gemeinschaft) является опора на представление об общности цели, устойчивые традиции, авторитет и самоорганизацию, в то время как в ее арсенале отсутствуют характерные для систем типа «общество» (society, Gesellschaft) механизмы власти, прямого принуждения и фиксированного членства. Общей целью Н. с. и каждого входящего в него профессионала считается увеличение массива удостоверенного научным сообществом научного знания. Действие механизмов Н. с. жестко направлено на максимальную интенсификацию этого процесса. В то же время попытки средствами Н. с. затормозить получение знания в отдельных областях (различного рода запреты и моратории), как правило, оказывались малоэффективными и требовали для своей реализации внешнего вмешательства (Сидоренко В. К. Основи наукових дослiджень: навч. посiб. для вищих пед. закл. – К.: РННЦ «ДIНIТ», 2000. – 259 с.; Андрощук Г. Научные кадры Украины [Анализ подготовки и аттестации] // Бизнес информ. –1995. – № 45–46. – С. 10; Крушельницька О. В. Методологiя та органiзацiя наукових дослiджень: навч. посiб. для вищ. навч. закл. освiти. – К.: Кондор, 2003. –189 с.) О. С. Овакимян
Источник: Глоссарий современного образования.