Научение
формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаимоотношения организма со средой.
Источник: Педагогическая антропология. Словарь
Научение
устойчивое изменение знаний и опыта деятельности, возникающее вследствие предшествующей деятельности и не сводимое к врожденным функциям организма.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
НАУЧЕНИЕ
процесс приобретения знаний, умений и навыков, формирование индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших и сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения) в результате целенаправленного или стихийного обучения.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
НАУЧЕНИЕ
устойчивое целесообразное изменение деятельности, которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно врожденными физиологическими реакциями организма; осуществляется на основе наблюдения, осмысливания, упражнений и самоконтроля; может быть стихийным или целенаправленным.
Источник: Краткий словарь современной педагогики.
НАУЧЕНИЕ
процесс и результат приобретения индивидуального опыта (овладение технологией оптимального выполнения задачи, процесс разрешения проблемы, достижения цели). Научение отличается от учения, которое характеризуется как приобретение опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и усилиями. Путем научения может приобретаться любой опыт (знания, умения и навыки).
Источник: Профессиональное образование. Словарь
НАУЧЕНИЕ
процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Иногда научение понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, тем, что путем научения может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки) и уяснение материала и его закрепление протекает неосознанно; приобретение знаний, умений и навыков для формирования индивидуального опыта.
Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017
НАУЧЕНИЕ
процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие первоначально возникло в зоопсихологии в работах американского психолога Э.Л.Торндайка и др. Иногда научение понимается как результат учения, однако отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами, тем, что таким путем может приобретаться любой опыт (знания, умения, навыки), а уяснение материала и его закрепление протекает неосознанно [67, c. 232; 80, c. 335; 82, c. 482].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Научение
это процесс и результат приобретения индивидуального опыта; 1) приобретение индивидуального опыта, прежде всего автоматизированных навыков. Осуществляется чаще путем упражнения, запечатления, ассоциирования, иногда - в сознательной деятельности. Учение отличается от научения выраженными мотивами и целями самого субъекта, возможностью выбора им способов действия; 2) обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли).
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
НАУЧЕНИЕ
Процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Понятие «Н.» первоначально возникло в зоопсихологии (Э. Торндайк и др.). В отличие от педагогических понятий «обучение», «образование» и «воспитание» термин «Н.» применяется в психологии поведения и охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта: привыкание, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т. д. Путем Н. может приобретаться любой опыт (знания, навыки, умения), но Н. отличается от учения как приобретение опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями (или только мотивами). Как и всякое приобретение опыта, Н. включает протекающие неосознанно уяснения содержания материала и его закрепление (непроизвольное запоминание). У человека роль и значение Н. меняются в процессе развития. В школьном возрасте Н. является основным способом приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению, учебной деятельности, хотя и не теряет совсем своего значения. Важнейшим фактором Н. считается место усваиваемого материала в соответствующей деятельности. Человек лучше научается тому материалу, который занимает место цели деятельности. Н. у человека, так же как и учение, рассматривается как познавательный процесс усвоения социального опыта практической и теоретической деятельности.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Научение
формирование новых операционных навыков под влиянием многократного выполнения осваиваемых операций или ситуаций, требующих их выполнения. Научение может осуществляться и вне связи с обучением, например, в результате повторения ситуаций, требующих одинакового реагирования. Оно может происходить и у животных. Более того это понятие первоначально появилось в зоопсихологии. Например, в эксперименте обезьяны, помещенные на необитаемый остров в Псковской области, за год научились в условиях нашего климата не только питаться непривычной пищей, но даже рыть норы и жить в них. Термин «научение» широко использовался для обозначения процесса формирования навыков именно у животных. В справочнике 1963 г. научение определяется как «изменение в выполнении чего-либо, вызываемое упражнением и не связанное с утомлением, влиянием условий измерения или изменениями рецептора и эффектора». В последнее десятилетие термин «научение» неоправданно используется порой для обозначения совокупных результатов обучения. Такое использование этого термина вряд ли рационально, поскольку оно увеличивает терминологический беспредел. Тем более, что нам известно и специфическое определение учебной деятельности: «Учебная деятельность это процесс пpиобpетения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых». Сравнивая эти два определения нельзя не заметить, что научение это «процесс и результат», а учебная деятельность - не деятельность, а только «процесс» приобретения того же самого.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
НАУЧЕНИЕ
процесс и результат приобретения индивидуального опыта. В отличие от педагогических понятий обучения, воспитания и развития охватывает широкий круг простейших процессов (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т. д.). Термин «научение» используется также применительно к техническим системам. Простейшим видом научения является итеративное научение (iterative от лат. iterativus – повторяемый) – многократное повторение обучаемой системой (живой или неживой – технической или кибернетической) действий, проб, попыток и т. д. для достижения фиксированной цели при постоянных внешних условиях. Итеративное научение (ИН) лежит в основе формирования навыков у человека, условных рефлексов у животных, обучения многих технических (материализованных) и кибернетических (абстрактнологических) систем и является предметом исследования педагогической и инженерной психологии, психофизиологии, педагогики, теории управления и т. д. ИН относится к сравнительно несложным видам научения и его исследование расширяет представления о механизмах учения в целом. Постоянство внешних условий позволяет проводить количественное описание ИН в виде графиков – кривых научения, представляющих собой зависимость критерия уровня научения от времени или от числа повторений (итераций). Многочисленные экспериментальные данные свидетельствуют, что важнейшей общей закономерностью итеративного научения в живых системах (человек, группы людей, животные) и неживых системах (системы распознавания образов, вероятностные автоматы с переменной структурой, нейронные сети и др.) является замедленно-асимптотический характер кривых научения: они монотонны, скорость изменения критерия уровня научения со временем уменьшается, а сама кривая асимптотически стремится к некоторому пределу. В большинстве случаев кривые итеративного научения аппроксимируются экспоненциальными функциями. Литература: [20, 38, 41].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
НАУЧЕНИЕ
устойчивое и целесообразное изменение физич. и психич. деятельности, возникающее благодаря предшествующей деятельности и не обусловленное врожденными физич. реакциями организма. У животных достигается за счет выработки условных рефлексов. На этой основе у ребенка Н. может иметь место уже в первые 3 нед. жизни, а по мнению нек-рых исследователей, и в первые дни жизни. Для человека начиная с дошк. возраста Н. — следствие и прямой результат учения; оно заключается в усвоении знаний и формировании определенных действий. По разным основаниям выделяют разл. виды Н. При ассоциативном Н. в психике отражаются элементы (части или свойства) предметов и действий, а само Н. заключается в связывании этих элементов в сознании на основе их связей в действительности При интеллектуальном H предметом отражения являются сами связи, структуры и отношения Высшая форма интеллектуального H — H мышлению, к-рое заключается в формировании умственных действий, отражении осн. операций, с помощью к-рых познаются важнейшие отношения действительности Оперант-ное H — процесс, в результате к-рого определенные реакции организма приобретают большую частоту и интенсивность с течением времени и вследствие подкрепления Перцептивное H — изменение восприятия, достигнутое путем обучающего воздействия, а также любые случаи самообучения актам восприятия, к-рые не могут быть отнесены на счет биол.созревания Моторное H предусматривает расширение программ практич. двигат действий, предполагает активную практич.деятельность (поиск и опробование подходящих движений, контроль их результатов и сопоставление с целью) Сенсорное H — освоение новых значимых свойств предметов и явлений и формирование реакций, адекватных этим свойствам Механизм сенсорного H обнаруживается у большинства живых существ и у человека на ранних стадиях онтогенеза — это механизм образования условных рефлексов Примером может служить различение детьми цветов, форм, звуков речи Сенсомотор-ное H имеет место, когда задачи и результаты сенсорного и моторного H одинаково существенны Примеры сен-сомоторного H — доставание и перемещение ребенком предметов, преодоление препятствий при ходьбе и т и Смысл сенсомоторного H для человека в H соз-нат целенаправл действиям Выделяют также случайное (попутное) H, к-рое происходит в ходе деятельности, не имеющей H прямой целью При нем заучивается гл. обр. то, что связано с достижением осн. целей деятельности Такое непреднамеренное H не может заменить спец. целенаправл уч деятельности, но может быть использовано как средство, ее облегчающее
Лит Липситт Л П, Научение на первом году жизни, в кн Изучение развития и поведения детей [Сб ст, пер с англ], M, 1966, ВенгерЛ А Восприятие и обуче ние, M, 1969, Ительсон Л Б, Лекции по совр. проблемам психологии обучения, Вла димир, 1972
Источник: Российская педагогическая энциклопедия