Наставничество
Наставничество
одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает профессиональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера.
НАСТАВНИЧЕСТВО
один из способов организации преемственности поколений непосредственно в условиях производства. Постоянное шефство более подготовленного специалиста над молодым в интересах передачи ему своего профессионального опыта.
Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва
НАСТАВНИЧЕСТВО
Форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи, осуществляемая старшим поколением. С психологической точки зрения Н. – это доверительное общение двух поколений с целью передачи профессионального опыта и нравственных норм.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
Наставничество
Различные формы и способы профориентации и поддержки молодежи или новых членов обучающегося сообщества или организации, оказываемые более опытным лицом, которое выступает для них в качестве ролевой модели, тьютора, наставника или доверенного лица. Источник: Bolton, 1980 г. Смежные термины: обучающееся сообщество, обучающаяся организация, тьюторство
Наставничество
форма участия опытных профессионалов в подготовке и воспитании молодежи по соответствующей профессии. Суть наставничества – в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки. Наставник – человек, осуществляющий наставничество. Наставники были уже в Древнем Риме, там так называли домашних учителей. В России эта форма начала развиваться с 30-х годов, достигнув расцвета в 70-х годах ХХ столетия. Смысл наставничества – провести своего подопечного (подшефного) «над пропастью», по «бездне» как через самые сложные моменты профессиональной деятельности.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
НАСТАВНИЧЕСТВО
процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учителем и учеником. Н. существовало уже в первобытном обществе в виде обряда инициации - имянаречения. Для подготовки к этому обряду выделялись специальные наставники, которые обучали молодых людей определенным ритуальным правилам и умениям. С разделением труда Н. длительное время существовало в форме профессионального обучения - подмастерья (мастер - ученик). Н. в широком смысле присуще всем формам обучения и системам образования. В отечественной практике получило развитие массовое движение Н. в системе профессионально-технического образования и производственного обучения (с конца 50-х гг.). Н. осуществлялось как шефство опытных передовых работников над учащимися и молодыми рабочими, пришедшими в трудовой коллектив. В обязанности наставника входило не только обучение молодого человека специальности, но его политическое и нравственное воспитание.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
НАСТАВНИЧЕСТВО
профессиональное поведение педагога, основанное на его убеждении в неоспоримой истинности своих мыслей и стратегий общения с детьми. Авторство цели взаимодействия в большинстве случаем принадлежит взрослому. Тактика «наставничество», основанная на лозунге «делай как Я», применяется педагогами в нескольких случаях: 1) если ребенок хочет выполнить какое-либо действие репродуктивного плана, но не знает как, а педагог не хочет (не имеет возможности) «тратить» время на создание проблемно-поисковой ситуации. 2) если ребенок не хочет действовать, но это надо взрослым (или же думают, что им это надо), которые не имеют возможности или же не хотят объяснять ребенку необходимость данного типа деятельности. 3) если ребенок может и хочет сделать сам, но взрослый не разрешает ему проявить самостоятельность, не веря в его силы и творческие способности. Выступая в роли «тренера», «дятла», «капли, которая точит камень», учитель создает условия для репродуктивного воспроизводства культурного наследия в неизменном типе и отрицания им процесса учения как самостоятельного познания как такового.
Источник: Тезаурус для педагогов-экспериментаторов