НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
способность живых организмов передавать свои признаки и свойства потомству.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Наследственность
передаваемый родителями ребенку генетический код, определяющий морфологические черты, направление развития задатков и дарований, психофизиологическую организацию; биологическое сходство родителей и потомков.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
природное свойство организмов сохранять и передавать в ряде поколений характерную совокупность общих родительских черт, повторяя сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом за счет самовоспроизведения генов; является важнейшим фактором формирования личности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
(наследование) «состоит в общей сумме генов, которые передаются индивиду от обоих родителей при зачатии, каждый индивид получает различные комбинации генов, единственное исключение – однояйцовые близнецы» (Б.М. Теплов). Существуют серьезные аргументы, подтвержденные исследованиями, отрицающие возможность наследования приобретенных родителями признаков. Исключение составляют те признаки, которые связаны с изменением генов (например, радиоактивное облучение). Наследственные признаки могут изменяться влиянием среды. Наиболее распространенное представление о наследовании в психике связано с убежденностью, что наследуется только процессуальное (и то только частично), но не содержательное.

Источник: Словарь педагогического обихода. Псков ПГПИ 2003

Наследственность
свойство живых организмов передавать потомству признаки и особенности развития родителей; обеспечивает преемственность морфологической, физиологической и биохимической организации живых существ в ряду поколений. Современный этап изучения Н. характеризуется раскрытием молекулярной структуры генетического материала и выявлением важных особенностей его функциональной организации. Установлено, что хранение, воспроизведение и передача наследственной информации обеспечиваются посредством дезоксирибонуклеиновой (ДНК) и рибонуклеиновой (РНК) кислот. Совокупность генов – генотип – образует целостную, исключительно слаженно и эффективно работающую систему, постоянно совершенствующуюся в процессе эволюции. Под контролем генотипа находятся все признаки организма – морфологические, биохимические, физиологические, вплоть до параметров высшей нервной деятельности у животных и человека. Однако становление признаков и их индивидуальное выражение зависят (в пределах возможностей, заданных генотипом), от конкретных условий, которые складываются для каждой особи в процессе индивидуального развития.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
передача тех или иных черт, особенностей (в генетических терминах - признаков) от предков к потомкам. Обеспечивает биологическую преемственность поколений, сохранность в ряду поколений специфических для каждого вида особенностей - морфологических, физиологических и т.д. Материальные носители Н. - гены - участки дезоксирибо- нуклеиновой кислоты (ДНК), молекулы которой заключены в хромосомах всех клеток организма, т.е. в ту сумму наследственных факторов, которые получены им от родительского поколения. Законы перекомбинирования родительского наследственного материала при слиянии двух половых клеток таковы, что генотип каждого человека оказывается уникальным; за исключением монозиготных (однояйцевых) близнецов на Земле практически нет людей с полностью идентичными генотипами. Т.е. уникальность каждого человека заложена уже в его Н. Однако любой ген активизируется только при наличии соответствующей ему среды. Без нее активность гена может либо не проявиться вообще, либо резко снижаться (на этом основано даже предупреждение некоторых наследственных заболеваний). Именно взаимодействие генотипа и среды дает фенотип - конкретное выражение внешне наблюдаемого признака - анатомического, физиологического и т.д. Средовые воздействия, значимые для формирования индивидуальных особенностей психики, для каждого человека специфичны. Находясь формально в "одинаковой" среде (например, в одном школьном классе), каждый ребенок выбирает в качестве актуальных для себя разные ее компоненты. Этот выбор происходит непроизвольно, на основании и генетически обусловленных особенностей (например, свойств темперамента), и всего предшествующего опыта. Поскольку конкретное - фенотипическое - значение признака у конкретного человека обязательно есть результат взаимодействия генотипа и среды, то, измерив его (например, объем памяти), нельзя считать, что это и есть "наследственно данная" величина; она с равной вероятностью может быть и результатом средовых влияний. По Н. передается не конкретное выражение признака, а некоторая "норма реакции" - вид реакции данного генотипа на данную среду; поэтому реализация ее существенным образом зависит от негенетических факторов. Различия между людьми по мн. психологическим особенностям в большей или меньшей мере зависят от факторов Н. Однако есть все основания считать, что все, относящееся к собственно личностным особенностям, - мировоззрение человека, нравственные и этические ценности и т.п. - наследственностью прямо не определяется. Эти качества есть прежде всего результат воспитания в самом широком смысле слова, однако само воспитание должно учитывать такие особенности организма, которые могут быть и наследственно обусловлены.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Наследственность
Существует целый ряд распространенных заблуждений относительно того, что может унаследовать ребенок. В результате некоторые родители испытывают необоснованное чувство вины, если у них рождается ребенок с какими-то дефектами.
Рассмотрим несколько случаев заблуждений, связанных с наследственностью, и попытаемся их опровергнуть.
1. Гены, наследуемые индивидуумом, определяют его судьбу и род занятий, поэтому на наследственность никак нельзя повлиять.
Это положение ошибочно, так как можно сделать очень многое, чтобы компенсировать отрицательные качества наследственности, особенно в отношении наследственных заболеваний. Следует понимать, что гены функционируют не в вакууме. Наоборот, они все время взаимодействуют с окружающей средой. Гены устанавливают потенциал индивидуума, который может быть модифицирован – к лучшему или к худшему – внешними воздействиями. Ребенок, который наделен интеллектом выше среднего, может не иметь возможности закончить школу и, соответственно, проявить его в полную меру. У другого ребенка может быть наследственный дефект зрения, который можно исправить с помощью очков.
Некоторые наследственные заболевания, влияющие на химические процессы в теле, такие, как диабет, могут регулироваться с помощью лекарств и диеты. Сам дефект не устраняется, но его последствия регулируются. Черты характера ребенка также могут в значительной степени видоизменяться под влиянием семьи и сообщества. Унаследованные ребенком гены всего лишь устанавливают пределы его развития. Поэтому неправильно считать, что влияние наследственности нельзя изменить.
2. Дети могут унаследовать инфекционные заболевания от родителей.
Это также неправильно. Если один из родителей заболел инфекционной болезнью, ребенку не передается ни болезнь, ни ее последствия. Ребенок не станет лысым оттого, что его мать лишилась волос в результате скарлатины.
Однако мать, которая заразилась инфекционным заболеванием во время беременности, может передать инфекцию ребенку, которого она вынашивает. К наследственности это не имеет никакого отношения. Многие люди продолжают считать, что венерические болезни наследуются. Это справедливо лишь в том отношении, что иногда ребенок получает инфекцию от матери и рождается с ней. Это «врожденное», оно присутствует при рождении, но не наследуется. Унаследованным качеством считается то, которое определяется генами первоначальной яйцеклетки, из которой вырастает индивидуум, и поэтому, конечно, должно присутствовать при рождении. Важно понимать, что, хотя все унаследованные характеристики являются врожденными, не все врожденное обязательно наследуется. Младенец в утробе матери может «подхватить» не только венерическую болезнь, но также и другие инфекционные заболевания.
В настоящее время медицина успешно справляется с некоторыми из инфекционных заболеваний у младенца. В случае гонореи, которая передается ребенку при рождении, страдают его глаза. Простая профилактическая процедура обработки глаз младенца, которая стала нормой в акушерской практике, привела к полному исчезновению случаев слепоты по этой причине. Проверка беременных женщин на сифилис, лечение в период беременности и, если требуется, лечение ребенка после рождения обычно могут оградить его от возможных неприятных последствий.
3. Свойства, приобретенные родителями в течение жизни, могут быть унаследованы детьми.
Это совсем не так, хотя иногда мы бы хотели, чтобы это произошло. Одно время из-за этого шла оживленная дискуссия, но теперь мнение специалистов однозначно. Например, если один из родителей получил какую-то телесную травму, это не передастся ребенку.
Родители иногда с надеждой задают вопрос, нельзя ли каким-нибудь способом добиться передачи будущим поколениям желаемых черт. Если отец занимается спортом, будут ли у ребенка крепкие мускулы? Если родители защитили диссертации, будут ли дети умнее? Ответ на эти вопросы, к сожалению, отрицательный.
Однако следует иметь в виду, что существует большая вероятность, что в семье докторов наук дети будут с интеллектом выше среднего. Дальнейшее же развитие этих детей будет зависеть от сочетания наследственности, воспитания и обучения. Но если дети обычно во многом напоминают своих родителей и наследуют их физические, эмоциональные и интеллектуальные качества, то они не могут наследовать результаты опыта своих родителей.
4. Шок, который может получить мать во время беременности, может отразиться на ее ребенке.
С незапамятных времен люди придумывали самые фантастические объяснения случаям рождения детей с необычными физическими или интеллектуальными характеристиками. Раньше считалось, что если ребенок рождается с «заячьей губой», значит, мать была напугана зайцем во время беременности. Практика показывает, что сильный шок, испытанный матерью, может иметь лишь косвенное воздействие на младенца в утробе, действуя непосредственно на кровообращение и работу желез матери. Что же касается того, что красное родимое пятно появляется от шока при пожаре или волосатая родинка – от испуга в результате встречи с собакой, – то это относится к категории суеверий. Утроба матери – самое надежное место для развивающегося плода, даже при падении и ушибах матери.
5. Ни одно из вредных веществ из тела матери не попадает в организм ребенка.
Долгое время специалисты считали, что «плацентный барьер» предохраняет ребенка в значительной степени, но затем они отказались от этой точки зрения. Многие вещества, которые могут повлиять на развитие ребенка в какую-то необычную сторону, спокойно преодолевают этот барьер. Примером могут служить антитела, что наблюдается в случае несовместимости резус-факторов. Определенные вирусы, такие как вирус краснухи, могут проникать в утробу матери и причинять вред зародышу. Поскольку некоторые лекарства, которые принимает мать во время беременности, могут оказать вредное воздействие на ребенка, надо проявлять большую осторожность при их выборе. Все перечисленные нарушения бывают редко, но каждая беременная женщина должна находиться под наблюдением врача, чтобы ей вовремя оказали нужную помощь.

Источник: Толковый словарь для современных родителей. М. Слово 2010.

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
110.30 кб

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ "НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО РОССИИ" Е. А. КИРИЛЛОВОЙ, КАНД. ЮРИД. НАУК, ДОЦЕНТ

Павлюк Альберт Валентинович
В рецензии проанализированы основные положения учебного пособия «Наследственное право России». Критически оценены основные разделы работы, сформулированы предложения по улучшению ее качества.
Читать PDF
988.18 кб

Роль наследственности и образовательной среды в формировании специалиста

Карпенко М. Л., Чмыхова Е. В., Шляхта Н. Ф.
В статье рассматривается проблема соотношения влияния наследственных факторов и внешней среды на развитие интеллектуального потенциала человека.
Читать PDF
470.91 кб

Значение комплексно-целевой программы «Взаимодействие наследственности и среды в формировании индиви

Морозова Тамара Борисовна
Рассмотрен вопрос систематизации научных знаний по проблеме формирования направленности личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования.

Похожие термины:

  • НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ В БИОЛОГИИ

    сохраняющаяся и закрепленная несколькими поколениями способность организма «требовать» от среды определенных условий для существования.