НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
(лат. intellectus – разумение, понимание) — нарушение умственных способностей индивида.

Источник: Словарь-справочник по специальному образованию

НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА (умственная отсталость)
Понятие умственная отсталость в отечественной специальной психологии понимается как стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного). Понятие "умственная отсталость" включает в себя такие формы нарушений, как олигофрения и деменция. Умственная отсталость, в зависимости от выраженности нарушений, традиционно подразделяется на степени дебильности, имбецильности, идиотии. По современной международной классификации (МКБ-10) на основе психометрических исследований умственную отсталость подразделяют на четыре формы: легкую (IQ в пределах 40- 69), умеренную (IQ в пределах 35-39), тяжелую (IQ в пределах 20-34), глубокую (IQ ниже 20). Умственную отсталость следует отличать от задержки психического развития, при которой отставание в умственном развитии имеет иную природу. Выделяются три диагностических критерия умственной отсталости: клинический (наличие органического поражения головного мозга), психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогический (низкая обучаемость). Дети с Н.и. называются умственно отсталыми. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей разрабатывает олигофренопедагогика. Помощь умственно отсталым детям в Рос. Федерации осуществляется учреждениями Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социального развития, а также общественными и благотворительными организациями. Учреждения Министерства здравоохранения РФ. Центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей с органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС) от 2 до 4 лет. Специализированные психоневрологические санатории для детей с органическими поражениями ЦНС от 4 до 8 лет. В эти санатории принимаются дети с диагнозом "олигофрения в степени дебильности осложненной формы" (умственно отсталые дети с эписиндромом, шизофреноподобным синдромом, нарушениями поведения и другими осложнениями). Помощь таким детям оказывают также детские психоневрологические больницы регионального, областного, городского уровня. Учреждения Министерства труда и социального развития РФ. Дети от 4 до 18 лет с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, воспитывающиеся вне семьи, находятся в специальных интернатах для инвалидов детства, реабилитационных центрах. В этих учреждениях детям прививаются элементарные навыки самообслуживания, трудовой и учебной деятельности, адекватного общественного поведения. К учреждениям Министерства образования РФ относятся специальные (коррекционные) образовательные учреждения для умственно отсталых детей, которые оказывают систематическую психолого-медико-педагогическую помощь детям с Н.и., консультативно-методическую поддержку их родителям. Дети дошкольного возраста с Н.и. посещают дошкольные учреждения компенсирующего вида, дошкольные группы в составе детского сада комбинированного типа; группы кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях компенсирующего вида; детские сады (группы) общеразвивающего вида; дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов образовательных (коррекционных) VIII вида. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста открыты комплексы детский сад - начальная школа компенсирующего вида (VIII). Дети, нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, могут посещать разновозрастные воспитательные группы для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и консультирования, психолого- медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.; образовательные учреждения дополнительного образования; пребывать в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа. Выпускники специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов для умственно отсталых детей могут получить начальное профессиональное образование в специальных (коррекционных) группах при профессионально-технических училищах. См. также Дебильность, Идиотия, Имбецильность,Нарушения в психофизическом развитии у детей, Нарушения двигательные, Нарушения сложные, Олигофренопедагогика, Слух, Специальные (коррекционные) образовательные учреждения,Страхи, Тревожность

Источник: Терминологический словарь библиотекаря



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
765.00 кб

Интеллект и его виды. Нарушение интеллекта

Трошин Павел Леонидович
В статье рассматривается вопрос об интеллекте, его видах и нарушениях. Актуальность статьи связана с увеличением детей с нарушением интеллекта.
Читать PDF
788.67 кб

Нарушение интеллекта: особенности восприятия детей

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу особенностей восприятия детей с нарушением интеллекта. Дети с задержкой психического развития испытывают большие трудности в усвоении общеобразовательной программы.
Читать PDF
292.62 кб

Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта

Снесарь Наталья Николаевна, Пономарев Василий Викторович
Рассматривается процесс социальной адаптации умственно отсталых детей средствами и методами физической культуры. Представлены организационно-педагогические условия и практическая реализация педагогического эксперимента.
Читать PDF
772.55 кб

Особенности развития детей с нарушениями интеллекта

Антипанова Н.А., Дацко М.А.
В статье освещены основные возрастные периоды и особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в каждый из этих периодов.
Читать PDF
243.06 кб

Особенности восприятия детей с нарушением интеллекта

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу особенностей восприятий детей с нарушением интеллекта. Дети с задержкой психического развития испытывают большие трудности в усвоении общеобразовательной программы.
Читать PDF
546.63 кб

Музыкальное воспитание детей с нарушением интеллекта

Алентьева Елена Александровна
В педагогике большое значение уделяется музыке, поскольку известно, что музыка обладает особыми выразительными средствами, возможностью непосредственно выражать эмоции, музыка оказывает положительное влияние на эмоциональное состо
Читать PDF
357.45 кб

Дети с нарушением интеллекта. Особенность восприятий

Кузнецов Алексей Петрович
Статья посвящена анализу особенностей восприятий детей с нарушением интеллекта. Нарушения интеллекта в педагогике еще называют умственной отсталостью.
Читать PDF
199.00 кб

Нарушения социального интеллекта у больных шизофренией

Рычкова Ольга Валентиновна, Сильчук Екатерина Петровна
Статья содержит обоснование выбора предмета исследования со ссылкой на зарубежные и отечественные работы.
Читать PDF
349.54 кб

Воображение младших школьников с нарушением интеллекта

Шаповалова Ольга Евгеньевна
Статья посвящена изучению особенностей воображения младших школьников с нарушением интеллекта. В отличие от других психических процессов, воображение при умственной отсталости изучено мало.
Читать PDF
428.76 кб

Воображение младших школьников с нарушением интеллекта

Шаповалова Ольга Евгеньевна
Статья посвящена изучению особенностей воображения младших школьников с нарушением интеллекта. В отличие от других психических процессов воображение при умственной отсталости изучено мало.
Читать PDF
1.04 мб

Социализация младших школьников с нарушениями интеллекта

Пархоменко М.А.
В данной статье рассматриваются особенности социализации младших школьников. Развитие детей с нарушением интеллекта отличается от их нормально развивающихся сверстников.
Читать PDF
1.35 мб

Классификации нарушений интеллекта (исторический аспект)

Ташина Т.М.
В статье на основе историографического анализа отечественной и зарубежной литературы описаны подходы к систематике нарушений интеллекта и различных их форм, что имеет как теоретическое, так и практическое значение.
Читать PDF
608.31 кб

Приемы обучения младших школьников с нарушением интеллекта

Зубаилова П.Ф., Феталиева Л.П.
В статье рассмотрены приемы работы учителя в инклюзивном классе, где учатся младшие школьники с нарушением интеллекта.
Читать PDF
769.14 кб

Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта

Нажмитдинова Б.С.
В статье нашли отражение результаты исследования, направленного на изучение особенностей речевого развития детей с нарушением интеллекта.
Читать PDF
608.24 кб

Нарушения эмоционального интеллекта у пациетов с шизофренией

Шемет В. А., Карпюк В. А.
Представлены результаты исследования эмоционального интеллекта у 97 пациентов с шизофренией с помощью теста MSCEIT 2.0.

Похожие термины:

  • Дети с нарушениями интеллекта

    умственно отсталые дети. Термином "умственная отсталость" в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения ЦНС, к
  • Дети с нарушениями интеллекта. Умственно отсталые дети

    Термином «умственная отсталость» в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе орга-нич. поражения ЦНС, к-рое может быть различным по т