НАЛБАНДЯН Микаэл

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НАЛБАНДЯН Микаэл
писатель, просветитель. Преподавал в Лазаревском институте в Москве; с 1858 занимался литературной деятельностью; сотрудничал с журналом "Северное сияние", издававшимся С. Назаряном. В 1859-62 выезжал за границу; в Лондоне сблизился с А.И. Герценом и другими деятелями рос. демократического движения. По возвращении в Россию арестован; в 1865 выслан в Камышин. В своих публицистических произведениях обращался к проблемам народного образования и воспитания. Задачу школы видел, прежде всего, в обучении наукам о природе и обществе. Продолжал борьбу за утверждение в армянской школе армянского разговорного языка. Вместе с тем считал важным изучение в армянской школе русского и других языков.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

НАЛБАНДЯН Микаэл
2(14). И.1829, Новая Нахичевань, ныне р-н Ростова-на-Дону, — 31.3(12.4).1866, Камышин, похоронен в Новой Нахичевани], писатель, просветитель. Учился в частной арм. школе (1837—45) и в Моск. ун-те (1855- 58). Преподавал (1853—54) арм. яз. в гимназич. классах Лазаревского ин-та вост. языков. С 1858 занимался лит. деятельностью; до 1860 сотрудничал в журн. «Юсисапайл», издававшимся С. Назарянам. Выезжал в 1859—62 за границу, в частности для получения ден. средств, завещанных богатыми инд. армянами новонахичеванской общине для распространения арм. школ. В Лондоне сблизился с А. И. Герценом и др. деятелями рос. демокр. движения. По возвращении в Россию арестован. В 1865 выслан в Камышин.
В своих публицистич. произв. Н. часто обращался к проблемам нар. образования и воспитания. По убеждению Н., арм. школа, традиционно конфессиональная, способна давать своим питомцам не только религ., но и широкое светское образование, готовить высококультурных граждан. Высказывался за передачу шк. управления непосредственно педагогам. В этой перспективе рассматривал вопросы содержания шк. образования, разносторонней подготовки учителей и воспитателей. Нравств. воспитание Н. считал важнейшей целью семьи. Задачу школы видел прежде всего в обучении наукам о природе и обществе. Он продолжил борьбу за утверждение в арм. школе разговорного языка ашхарабар, начатую X. Абовяном. Вместе с тем Н. считал важным изучение в армянской школе русского и др. языков, а также истории и культуры др. народов. Автор тр. «Грамматика армянского языка» (не окончена).
Соч. в рус. пер.: Соч., т. 1—2, Ер., 1968—70.
Лит.: Саркисян Х. С., М. Налбандян и вопросы языка, Ер., 1955; Карамян Г. Г., Пед. взгляды М. Налбандяна, СП, 1955, №2; Симонян Ш. С., Тутунджян О. М., М. Налбандян и психология, ВП, 1972, № 5. А. Г. Даниелян.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия