НАЦИОНАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
государственные или частные образовательные учреждения с этнокультурным (национальным) компонентом образования. Задачей этношкол является изучение родного национального языка, национальной литературы, истории, культуры и традиций дополнительно к базовой общеобразовательной программе. Этнокультурное образование реализуется в разных формах: дошкольные образовательные учреждения, учебно-воспитательные комплексы (УВК), работающие по программе только начальной школы, факультативное обучение, общеобразовательные школы и УВК, где работа ведется в младших и в старших классах, в лицеях и колледжах. В настоящее время развитию национального образования уделяется большое внимание. Так, например, в Ханты-Мансийском автономном округе для коренных народов Севера открыты 42 национальные школы, в 37 из них изучается родной язык (коми, манси, ханты, ненецкий) и как предмет, входящий в обязательную, инвариантную, часть базисных учебных планов, и на факультативных занятиях, отражающих вариативность обучения. В связи с повышением роли национальной школы в Республике Карелия разработана концепция дальнейшего развития финно-угорской школы (карелы, вепсы, финны). В перспективе эта школа может стать центром этнокультурного образования федерального уровня. Активно обсуждается национальная модель современной казахстанской школы. Национальная система воспитания и обучения в казахстанской школе базируется на идее культурного и лингвистического плюрализма, сочетания мирового уровня технической и информационной оснащенности образования с традиционными культурными ценностями. В настоящее время только в московских учреждениях с этнокультурным (национальным) компонентом изучаются языки, культура и традиции азербайджанцев, армян, грузин, дагестанцев, евреев, корейцев, литовцев, немцев, поляков, русских, татар, украинцев, цыган.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.