МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
внешкольное образовательное учреждение для музыкально одаренных детей, имеющее целью их общее музыкальное и эстетическое развитие, а также подготовку к профессиональной деятельности в области музыкального искусства.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА
внешкольное учреждение дополнительного образования, готовящее также к профессиональной деятельности в области музыкального искусства. Срок обучения в музыкальных школах 5—7 лет в зависимости от избранного инструмента. Кроме обучения игре на музыкальных инструментах дети осваивают основы музыкальной грамотности (элементарная теория музыки, начальный музыкальный теоретический учебный курс, нотную грамоту и первоначальные сведения о музыке, ее элементах и выразительных средствах), осваивают дисциплины, дающие практические навыки аккомпанирования, сочинения, импровизации. Наиболее одаренные дети поступают в средние специальные учебные заведения, дающие также общее среднее образование. Первые частные музыкальные школы возникли в России в 1-й половине XIX в. в Москве и Петербурге.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
МУЗЫКАЛЬНАЯ школа
учебное заведение, осуществляющее общее музыкальное образование. В муз. школе могут существовать отделения: фортепианное, струнное, народное, духовое, хоровое. В учебный план музыкальной школы входят следующие дисциплины: игра на муз. инструменте, сольфеджио, коллективное музицирование (хор, оркестр), муз.литература, предмет по выбору (другой музыкальный инструмент, ансамбль, импровизация, элементарная теория музыки). Срок обучения в муз. школе – 7–8 лет. (СВ, 1990, 143) Первые частные муз. школы возникли в России в перв. пол. XIX в. в Москве и Петербурге.
О середине 1910-х гг.: «Я даже пела – так мне было хорошо. Микин папа спросил: – “Почему же вы, барышня, в музыкальную школу не идете? Голос у вас хороший, надо развивать”. Я ответила: “Да так… не иду”. А на самом-то деле совсем не “так”. О музыкальной школе я мечтаю давно, но мама сказала, чтобы я выбросила это из головы. “Ты, говорит, подумала, где мы денег наберемся? За гимназию и то с грехом пополам платим, во всем себе отказывать приходится… И без музыки проживешь!”» (Филиппова, 1938, 94–95).
О конце 1950-х гг.: «Мария Тимофеевна сказала: “Поздравляю тебя, Галя. Ты хорошо работала – и здесь отличница, и в музыкальной школе» (Долинина, 1962, 69).
О перв. пол. 1970-х гг.: «Детские музыкальные школы создаются в городах и сельской местности... В музыкальную школу принимают детей школьного возраста, начиная с 7 лет. Родители вносят небольшую плату. Поступающие в школу проходят проверочные испытания: дети должны обладать музыкальным слухом и иметь музыкальные способности. Срок обучения – от 4 до 8 лет, в зависимости от специализации. Занятия проходят, как правило, два-три раза в неделю, после уроков в средней общеобразовательной школе. Дети овладевают исполнительской техникой, изучают музыкальную литературу (в старших классах), ходят на сольфеджио и хор. В течение учебного года юные музыканты дают несколько концертов как в самой школе, так и в клубах, домах культуры и других местах. На такие концерты дети всегда приглашают своих родителей и друзей. Учебный год завершается сдачей экзаменов и традиционным концертом учащихся. Выпускники школы имеют право продолжить музыкальное образование в музыкальном училище» (Денисова, 1978, 144–145). В ряде городов создаются общеобразовательные музыкальные школы (см.: Музыкальная школа общеобразовательная).
О середине 1980-х гг.: «“Инструмент – не игрушка, – ответила мама. – Завтра пойдём записываться в музыкальную школу”. Папа мечтательно промурлыкал: “Научишься играть, Людмила, будешь исполнять, что захочешь”. “Полонез Огинского”, – сказала мама. “Да. – Папа согласился без энтузиазма, а потом повеселел: – Или “Цыганочку” – ведь и “Цыганочке” научат в музыкальной школе?” “Научат”,– скучно ответила Люда» (Матвеева, 1987, 92–93).
О середине 1910-х гг.: «Я даже пела – так мне было хорошо. Микин папа спросил: – “Почему же вы, барышня, в музыкальную школу не идете? Голос у вас хороший, надо развивать”. Я ответила: “Да так… не иду”. А на самом-то деле совсем не “так”. О музыкальной школе я мечтаю давно, но мама сказала, чтобы я выбросила это из головы. “Ты, говорит, подумала, где мы денег наберемся? За гимназию и то с грехом пополам платим, во всем себе отказывать приходится… И без музыки проживешь!”» (Филиппова, 1938, 94–95).
О конце 1950-х гг.: «Мария Тимофеевна сказала: “Поздравляю тебя, Галя. Ты хорошо работала – и здесь отличница, и в музыкальной школе» (Долинина, 1962, 69).
О перв. пол. 1970-х гг.: «Детские музыкальные школы создаются в городах и сельской местности... В музыкальную школу принимают детей школьного возраста, начиная с 7 лет. Родители вносят небольшую плату. Поступающие в школу проходят проверочные испытания: дети должны обладать музыкальным слухом и иметь музыкальные способности. Срок обучения – от 4 до 8 лет, в зависимости от специализации. Занятия проходят, как правило, два-три раза в неделю, после уроков в средней общеобразовательной школе. Дети овладевают исполнительской техникой, изучают музыкальную литературу (в старших классах), ходят на сольфеджио и хор. В течение учебного года юные музыканты дают несколько концертов как в самой школе, так и в клубах, домах культуры и других местах. На такие концерты дети всегда приглашают своих родителей и друзей. Учебный год завершается сдачей экзаменов и традиционным концертом учащихся. Выпускники школы имеют право продолжить музыкальное образование в музыкальном училище» (Денисова, 1978, 144–145). В ряде городов создаются общеобразовательные музыкальные школы (см.: Музыкальная школа общеобразовательная).
О середине 1980-х гг.: «“Инструмент – не игрушка, – ответила мама. – Завтра пойдём записываться в музыкальную школу”. Папа мечтательно промурлыкал: “Научишься играть, Людмила, будешь исполнять, что захочешь”. “Полонез Огинского”, – сказала мама. “Да. – Папа согласился без энтузиазма, а потом повеселел: – Или “Цыганочку” – ведь и “Цыганочке” научат в музыкальной школе?” “Научат”,– скучно ответила Люда» (Матвеева, 1987, 92–93).
Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.