Музейная педагогика
ПЕДАГОГИКА МУЗЕЙНАЯ
научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации (Б. А. Столяров).
Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
направление в воспитании, целью которого является просветительская деятельность, удовлетворение образовательных и творческих интересов личности, приобщение подрастающего поколения к культуре с помощью изучения истории, специально организованной предметно-пространственной среды, произведений искусства и памятников природы.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
Музейная педагогика
это одно из направлений педагогической науки, которая определяется как междисциплинарная область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, музееведения и профильной музею дисциплины, и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.
Источник: Краткий словарь музейных терминов
Музейная педагогика
педагогика использования музея как фактора обучения и воспитания учащихся: в качестве источника информации, средства обучения и воспитания, формы организации педагогического процесса. Типы и функции музеев в современном обществе расширяются. Музейные экспонаты привлекают преподавателей многих дисциплин. Многие музеи обогащают формы своей работы на пути сближения с посетителями. Все это расширяет образовательный потенциал музеев и стимулирует учителей и работников музеев разрабатывать особую методику музейной работы с учащимися, школами, свою методику проведения экскурсий и т.д.
Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др. Осн. цель М.п. - приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Понятие "М.п." возникло в 19 в. в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований М.п. начала формироваться с 60-х гг. 20 в. (первые центры М.п. появились в Берлине, Кельне, Мюнхене и Нюрнберге), в нашей стране - с 70-х гг. Центральным в М.п. является понятие музейной культуры, под которой понимается степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации. В широком смысле музейная культура - это ценностное отношение человека к действительности, уважение к истории человечества, умение оценивать в повседневной жизни предметы музейного значения. Большое значение в М.п. приобретает теория диалога культур М.М. Бахтина. В соответствии с этой теорией музей воспринимается как место осуществления культурно-исторического диалога. М.п. основана на погружении личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии. В музее человек приобщается к культурным ценностям, учится понимать конкретные проявления всеобщего. В ряде зарубежных стран М.п. рассматривается как система "параллельного обучения". В штаты музеев вводится должность музейного педагога. Ведется экспериментальная работа с юными посетителями, создаются т.н. осязаемые экспозиции, интерактивные (действующие экспонаты) и др. — отрасль педагогической науки и построенная на ее основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды. (Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М., 2004. ) — область научно-педагогической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. (Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. - СПб., 1999. ) — научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации (определение М.Ю. Юхневич) (Некрасова-Каратаева О.Л. Детское творчество в музее. - М., 2005. )
Источник: Терминологический словарь библиотекаря