Музейная педагогика

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПЕДАГОГИКА МУЗЕЙНАЯ
научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации (Б. А. Столяров).

Источник: Cловарь музейно-педагогических терминов

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
направление в воспитании, целью которого является просветительская деятельность, удовлетворение образовательных и творческих интересов личности, приобщение подрастающего поколения к культуре с помощью изучения истории, специально организованной предметно-пространственной среды, произведений искусства и памятников природы.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Музейная педагогика
это одно из направлений педагогической науки, которая определяется как междисциплинарная область научного знания, формирующегося на пересечении педагогики, психологии, музееведения и профильной музею дисциплины, и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.

Источник: Краткий словарь музейных терминов

Музейная педагогика
педагогика использования музея как фактора обучения и воспитания учащихся: в качестве источника информации, средства обучения и воспитания, формы организации педагогического процесса. Типы и функции музеев в современном обществе расширяются. Музейные экспонаты привлекают преподавателей многих дисциплин. Многие музеи обогащают формы своей работы на пути сближения с посетителями. Все это расширяет образовательный потенциал музеев и стимулирует учителей и работников музеев разрабатывать особую методику музейной работы с учащимися, школами, свою методику проведения экскурсий и т.д.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др. Осн. цель М.п. - приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Понятие "М.п." возникло в 19 в. в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований М.п. начала формироваться с 60-х гг. 20 в. (первые центры М.п. появились в Берлине, Кельне, Мюнхене и Нюрнберге), в нашей стране - с 70-х гг. Центральным в М.п. является понятие музейной культуры, под которой понимается степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации. В широком смысле музейная культура - это ценностное отношение человека к действительности, уважение к истории человечества, умение оценивать в повседневной жизни предметы музейного значения. Большое значение в М.п. приобретает теория диалога культур М.М. Бахтина. В соответствии с этой теорией музей воспринимается как место осуществления культурно-исторического диалога. М.п. основана на погружении личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую произведения искусства, памятники природы, экзотические предметы и исторические реликвии. В музее человек приобщается к культурным ценностям, учится понимать конкретные проявления всеобщего. В ряде зарубежных стран М.п. рассматривается как система "параллельного обучения". В штаты музеев вводится должность музейного педагога. Ведется экспериментальная работа с юными посетителями, создаются т.н. осязаемые экспозиции, интерактивные (действующие экспонаты) и др. — отрасль педагогической науки и построенная на ее основе научно-практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды. (Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. - М., 2004. ) — область научно-педагогической деятельности современного музея, ориентированная на передачу культурного (художественного) опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. (Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. - СПб., 1999. ) — научная дисциплина, находящаяся на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации (определение М.Ю. Юхневич) (Некрасова-Каратаева О.Л. Детское творчество в музее. - М., 2005. )

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
179.08 кб

Становление музея и музейной педагогики

Мышева Т.П.
В статье рассмотрены этапы становления музея.
Читать PDF
723.81 кб

Музейная педагогика: гуманитарная парадигма

Прасолова Е.
Читать PDF
515.45 кб

Музейная педагогика в вузе как форма сотворчества

Филиппова Н. Н.
Работа Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н.
Читать PDF
891.43 кб

Нравственные аспекты школьной музейной педагогики

Маслобойщиков Валерий Серафимович, Маслобойщикова Анна Евгеньевна
В статье представлен опыт партнерского взаимодействия в рамках школьной музейной педагогики, ориентированной на становление нравственности подрастающего поколения и привитие иммунитета к фашистской идеологии.
Читать PDF
5.25 мб

Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников

Низамова Халида Махмутовна
Музейная педагогика-это инновационная технология в области образования детей, которая позволяет погружение воспитанников в специально организованную предметно-пространственную среду, в результате которой повышается внимание ребенк
Читать PDF
257.21 кб

Музейная педагогика: историко-педагогический анализ

Шеховская Н. Л., Мандебура Е. П.
В статье рассматриваются история становления и развития музейной педагогики, проблемы её современного состояния. Характеризуются формы взаимодействия музея и школы, организуемые в рамках музейно-педагогического процесса.
Читать PDF
1.39 мб

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Пугач Ольга Викторовна
Статья посвящена различным взглядам и трактовкам музейной педагогики как науки, моделям музейно-педагогических программ, формам познавательной деятельности детей в музее, партнерству музея и школы.
Читать PDF
105.18 кб

Музейная педагогика в современном военном образовании

Зинченко Леонид Иванович
Статья посвящена вопросам использования возможностей музейной педагогики в образовательном процессе подготовки военнослужащих.
Читать PDF
945.21 кб

Музейная педагогика в ДОО: новые перспективы развития

Ахтырская Юлия Викторовна
Музейная педагогика достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, но в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия.
Читать PDF
161.84 кб

Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина

Мышева Татьяна Петровна
В статье рассматривается музейная педагогики как наука о воспитании средствами музея, предметом которой являются культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, ориентированная на передачу культурного опыта через педагоги
Читать PDF
188.10 кб

Потенциал музейной педагогики в социализации детей-сирот

Макеева Ирина Александровна
В статье охарактеризованы трудности социализации детей-сирот, рассмотрены общие аспекты музейной педагогики и описан опыт деятельности музейного комплекса детского дома.
Читать PDF
3.71 мб

Музейная педагогика в образовательном процессе техникума

Е. Н. Иванова
Читать PDF
1.44 мб

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ПРОЦЕССЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Остроумов Владимир Владимирович
В статье рассматривается музей как одно из важнейших средств дополнительного образования.
Читать PDF
139.41 кб

Роль музейной педагогики в формировании целостной личности

Васильева Т. Е.
Автор статьи представляет различные мнения ведущих ученых и музейных деятелей, которые занимались исследованием проблем музейной педагогики, отмечая, что музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе образования и
Читать PDF
336.38 кб

Концепция искусства памяти в контексте музейной педагогики

Соколова М.В.
Автор исследует связь между исторической памятью и музейной педагогикой. В статье рассматривается историческая память как новое направление в гуманитарных исследованиях и особое внимание уделено т.н. «искусству памяти».