МУЗЕИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Музей
это государственное, общественное, частное учреждение культуры, предназначенное для сбора, хранения, изучения и публичного представления (экспонирования, публикации) музейных предметов и музейных коллекций, являющихся неотъемлемой частью национального культурного достояния.

Источник: Краткий словарь музейных терминов

МУЗЕЙ
лат. museum, от греч. museum — храм муз) — научно-просветительское или научно-исследовательское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию произведений искусства, редметов истории, науки, быта, промышленности, сельского хозяйства, материалов из жизни великих людей и т. д.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

МУЗА
греч. musa) — 1) в древнегреческой мифологии — каждая из девяти богинь, покровительниц поэзии, искусств и наук, сопровождающих бога Аполлона: Урания — покровительница астрономии, Каллиопа — эпоса, Клио — истории, Мельпомена — трагедии, Полигимния — гимнов, пантомимы, Талия — комедии, Эрато — любовной поэзии, Терпсихора — танцев и хорового пения, Евтерпа — лирической поэзии и музыки; 2) источник, символ поэтического вдохновения.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

МУЗЕИ
греч. museion - место, посвященное музам, храм муз; от musa - муза) — учреждения культуры, осуществляющие сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. М. удовлетворяют познавательные и образовательные потребности личности. В России музейное просветительство ведет историю от "Кунсткамеры" (1714) - первого общедоступного, публичного музея. На рубеже 18-19 вв. в России возникли первые учебные М.: Горного института в С.-Петербурге, Зоологический ("Кабинет естественной истории"), Ботанический ("Гербарий") и Минералогический при Московском университете, М. при горной школе в Иркутске. В 19 в. открылись для публичного посещения Оружейная палата в Москве и Эрмитаж в С.-Петербурге. Наряду с крупнейшими М. (Промышленный в Петербурге, Политехнический и Исторический в Москве) возникло ок. 80 местных М. Сложилась система художественных, исторических, краеведческих, педагогических (см.Музеи педагогические) и др. М. Музейное дело в России тесно связано с реформами образования, с развитием наглядных методов обучения. В 19 в. М. рассматривался как важнейшее средство внешкольного образования. С середины 70-х гг. 19 в. роль учебно-образовательного центра играл Политехнический музей. В 1886 в Историческом музее проводились экскурсии для воспитанниц гимназий, с 1913 осуществлялась подготовка педагогов к музейной деятельности и др. Значение образовательных аспектов М. подчеркивали деятели внешкольного образования Н.Ф. Федоров, Е.Н. Медынский, М.В. Новорусский и другие, а также теоретики экскурсионной школы (И.М. Гревс, Н.А. Гейнике, А.В. Бакушинский и др.). После 1917 просветительские идеи в музееведении получили дальнейшее развитие. В 20-е гг. организовывались детские М. и выставки (Н.Д. Бартрам, А.У. Зеленко, Я.П. Мексин), внедрялись методики активизации юных посетителей, проводились социологические исследования школьной аудитории (впервые - в Третьяковской галерее под руководством Л.В. Розенталя). В 1923 Исторический музей устроил выставку "Музей и школа". В М. учащиеся составляли от 40 до 70% посетителей. Однако, начиная с 20-х гг. приоритетной стала т.н. "школоцентристкая" концепция, согласно которой музейно-образовательная деятельность ставилась в полную зависимость от педагогических установок в сфере образования. Исследования в сфере образовательных проблем музейной деятельности были прекращены. Ведущую роль стала играть концепция "музея-учебника", при которой экспонаты служили иллюстрацией к учебному материалу школьных программ. Лишь с конца 80-х - начала 90-х гг. начался поиск новой модели образовательной концепции М. Музей стал рассматриваться как социальный институт, дающий образец восприятия классического наследия и современной культуры и ориентированный на развитие личности. Педагогические возможности М. используются при создании комплексных образовательных программ, факультативных циклов, клубных форм деятельности. Педагоги совместно с музейными работниками участвуют в разработке музейных проектов в области образования. Получила развитие музейная педагогика. См. также Музеи педагогические

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МУЗЕИ
греч. museion — место, посвященное музам, храм муз, от musa — муза), учреждения, осуществляющие отбор, науч. исследование и хранение памятников культуры и иск-ва. Деятельность М. направлена на удовлетворение образоват. и творческих интересов личности, связанных с изучением и освоением культурного наследия.
Возникновение и развитие М. связаны, с одной стороны, с потребностью сохранения человечеством ист. памяти, с другой - с развитием разнообразных форм коллекционирования и собирательства. Прообразами М. были др.-греч. Александрийский мусейон (3 в. до н. э.; здесь изучались мусич. иск-ва), собрания ценностей и худож. произведений в Пер-гаме (2 в. до н. э.), галереи Варреса и Сул-лы в Риме (1 в. до н. э.), коллекции растений и минералов Теофраста (3—4 вв. до н. э.) и Плиния Старшего (1 в.), универсальные ср.-век. монастырские и мирские сокровищницы. В 16—18 вв. появились разл. кабинеты натуралий, кунсткамеры и т. п.; обширные собрания произв. иск-ва. Долгое время крупнейшие коллекции были мало доступны широкой публике. Демократизация М. началась в эпоху Возрождения. Собрания случайных раритетов сменились систематич. коллекциями, имеющими дидактич. значение. Совр. М. часто представляют собой науч.-культурные комплексы и центры. Просветительские и образоват. аспекты стали неотъемлемым компонентом музейной деятельности.
В России музейное просветительство ведет свое начало от первого рос. общедоступного М. — «Кунсткамеры» (1714). Идея «публичного музеума» воплощалась в разнообразных проектах и начинаниях, так или иначе связанных с решением образоват. задач. На рубеже 18—19 вв. в России возникли первые уч. М. — Горного ин-та в Петербурге, Зоологический («Кабинет естеств. истории»), Ботанический («Гербарий») и Минералогический при Моск. ун-те, М. при гор, школе в Иркутске (1782). В нач. 19 в. открылись для публичных посещений Кремлевское «древлехранилище» (Оружейная палата) в Москве и Эрмитаж в С.-Петербурге. 19 в. ознаменовался интенсивным музейным стр-вом, воплотившим широко обсуждавшиеся ранее проекты создания общедоступных музеев с широкой просветит. программой (В. И. Баженов, Ф. И. Прянишников, Е. Д. Тюрин и др.). Наряду с крупнейшими М. (Промышленный в Петербурге, Политехнический и Исторический в Москве) возникло ок. 80 местных М. На рубеже 19- 20 вв. сложилась сеть гос. и частных М. — художественных, исторических, краеведческих и др. Разл. М. действовали в высш. и ср. уч. заведениях.
Музейное просветительство в России было тесно связано с реформами в сфере образования, с развитием наглядных методов обучения. М. рассматривался как важнейшее средство внешкольного образования. Своеобразным уч.-образоват. центром с сер. 70-х гг. 19 в. стал Поли-техн. М., где проводились циклы лекций и экскурсий для учащихся, курсы для учительниц, создавались экспозиции по обучению шк. предметам, по проблемам физич. воспитания, для занятий со слепыми, глухими детьми. В 1886 в Ист. М. проведены первые экскурсии для воспитанниц жен. гимназий, с 1913 организовывалась систематич. работа с педагогами по подготовке их к экскурсионной деятельности. Создавались панорамы или диорамы, воспроизводившие ист. события, биогруппы — сценки из жизни животных и т. д.; были распространены экспозиции с рубрикациями, пояснит, текстами. Выделялись музейные фонды, доступные специалистам и предназначенные для широкой публики. В музейной работе ведущую роль стал играть экскурсовод. Образоват. сущность М. теоретически обосновывали Н. Ф. Федоров, Е. Н. Медынский, М. В. Новорусский и др. Развитию музейно-образоват. деятельности способствовали идеи рус. экскурсионной школы (И. М. Гревс, Н. А. Гейнике, А. В. Бакушинский и др.), воплотившиеся в массовом экскурсионном движении.
После октября 1917 демокр. традиции просветительства получили дальнейшее развитие. В 20-е гг. организовывались дет. музеи и выставки (Н. Д. Бартрам, А. У. Зеленко, Я. П. Мексин), использовались методики активизации юных посетителей, организации музейных игр, проводились социологич. исследования шк. аудитории (впервые — в Третьяковской галерее под руководством Л. В. Ро-зенталя). В 1923 Ист. М. устроил выставку — «Музей и школа» с целью знакомства деятелей нар. образования с приемами пед. работы в М. В центр. и местных М. учащиеся составляли от 40 до 70% посетителей. В кон. 20-х гг. с созданием единой музейной сети возникла тенденция к политизации и идеологизации М. Парт.-гос. постановления о нач. и ср. школе 30-х гг., с одной стороны, нацеливали пед. работников на укрепление связи М. с уч. заведениями, указывали на необходимость усиления в обучении принципов историзма, наглядности, на использование краеведч. материала и экскурсионного метода, а с другой — ставили музейно-образоват. деятельность в прямую зависимость от авторитарных пед. принципов школы. Надолго утвердилась «школоцентристская» точка зрения на музей. Творческие поиски 20-х гг. были искусственно прекращены. Фактически безраздельное влияние в музейном деле получила концепция «музея-учебника», при к-рой экспонаты служили иллюстрацией к уч. материалу шк. программ.
До 80-х гг. музейно-образоват. деятельность оставалась на уровне представлений о М., сложившихся в 30-е гг. Гл. показателем ее эффективности считалась посещаемость, содержание составляли основы шк. наук, ограничивающие диапазон экспонируемых собраний, а ведущей формой являлся монолог экскурсовода, рассчитанный на пассивного слушателя. Т. о., экскурсовод оказывался для посетителя своеобразным «говорящим» экспонатом. Межличностное общение почти полностью исключалось из музейной ситуации.
С кон. 80-х — нач. 90-х гг. начался поиск новой модели М. и его образоват. концепции. М. рассматривается как социальный институт, дающий образец восприятия классич. наследия и совр. культуры и ориентированный на развитие ценностных качеств личности. Экспозиция и экскурсия стали пониматься как равноправный диалог со зрителем. Пед. возможности М. используются при создании комплексных образоват. программ, факультативных циклов, организации клубных, обрядовых форм деятельности.
Отношения между М. и уч. заведениями, прежде всего со школами, строятся на принципе партнерства и сотрудничества.
Внимание М. направляется не только на совершенствование работы с учащимися, но и на контакт с учителями, к-рые вместе с сотрудниками М. привлекаются к разработке и осуществлению музейных проектов в области образования. Эти процессы привели к формированию особой сферы проф. музейной деятельности, а также области науч. исследований — музейной педагогики и возникновению в штате М. новой должности — музейного педагога.
Понятие «музейная педагогика» впервые было сформулировано в кон. 19 в. в Германии (Э. А. Росмелер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн) и первоначально трактовалось как направление музейной работы с учащимися. С возрастанием социальной роли М. в обществе в 60-е гг. 20 в. музейная педагогика начала формироваться и как особая область знаний и исследований. В 60—70-е гг. 20 в. появились первые музейно-пед. центры (в Зап. и Вост. Берлине, Кельне, Мюнхене, Нюрнберге). В нашей стране термин « музейная педагогика» стал употребляться с 70-х гг. 20 в. Музейная педагогика изучает историю и особенности кулыурно-образоват. деятельности, методы воздействия М. на разл. категории посетителей, взаимодействие с др. пед. учреждениями.
Совр. музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на приобщение к М. и его культуре подрастающего поколения с самого раннего возраста, активизацию творческих способностей личности, создание многоступенчатой системы музейного образования. Проблемы образоват. деятельности решаются в связи с глобальными изменениями, происходящими в мировой культуре. Увеличение объема зрительной информации повлияло на восприятие человека, переставшего замечать предметы и явления, к-рые производили впечатление на старшее поколение.
Центральным для этой отрасли пед. знания становится понятие музейной культуры, трактуемой как степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации. В широком смысле музейная культура — это ценностное отношение человека к действительности, подлинное уважение к истории, умение оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. На развитие музейной педагогики оказала также влияние теория диалога культур М. М. Бахтина. М. становится местом осуществления культурно-ист. диалога, поиска новых форм общения с культурными ценностями.
Педагогика М. осн. на идее погружения личности в специально организованную предметно-пространств. среду, включающую произведения иск-ва и памятники природы, экзотич. предметы и ист. реликвии. Осматривая выставленные коллекции и получая информацию о них, посетитель М. приобщается к истории и культуре, постигает разнообразие предметного мира, учится понимать конкретные проявления всеобщего.
Во мн. заруб. странах М. рассматриваются как системы «параллельного обучения». В штаты М. вводится должность музейного педагога, спец. задачей к-рого является активизация посетителя в музее. В ряде М. ведется оригинальная эксперим. работа с детьми и учащимися. Напр., в дет. музее в Каракасе (Венесуэла) для детей создается атмосфера чудес, способствующая рождению многочисл. ассоциаций, развитию фантазии. Музей «Экспло-раториум» в Сан-Франциско (США) стремится сделать посетителя средоточием пережитого и прочувствованного человечеством опыта. М. воздействует тем самым на образ жизни и деятельность людей, на их понимание науки, иск-ва, техники, а в конечном счете человечества и самих себя. Город науки и техники «Ла-Виллет» в Париже организовал спец. «залы открытий» для детей и взрослых в целях развития у посетителей навыков к исследоват. деятельности, интереса к познанию. М. рассматривает эти залы как средство установления диалога с посетителем. Широкое распространение получили в США и Канаде т. н. осязаемые экспозиции и интерактивные (действующие) экспонаты. Центры популяризации науч. знаний существуют при М. науки и техники в Чикаго (США), М. науки в Лондоне (Великобритания), Норвежском техн. M., M. коммуникаций и технологий в Берлине (Германия) и др.
Значит. вклад в обобщение и популяризацию мирового музейно-пед. опыта вносит К-т по просветит. работе Между-нар. совета музеев (ИКОМ).
Лит.: История музейного дела в СССР, [в. 1], «Труды НИИ музееведения», 1957, в. 1; Очерки истории музейного дела в России, в. 2—3, Ми960—61; Вопросы истории музейного дела в СССР, в. 4. «Труды НИИ музееведения», 1962, в. 7; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 5, «Труды НИИ музееведения», 1963, в. 9; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 6—7, М., 1968—71; Федоров Н. Ф., Музей, его смысл и назначение, Соч., М., 1982, с. 575 — 606; Музей и школа. Пособие для учителей, М., 1985; Гнедовский М. Б., Совр. тенденции развития музейной коммуникации в капита-листич. странах: теория и практика, М., 1986; его же, Музей в системе непрерывного образования. Экспресс-информация, в. 1, М., 1990; Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика, М., 1989; Музей и образование, в сб.: Музейное дело и охрана памятников, в. 5, М., 1989.
З. А. Бонами, М. Б. Гнедовский, Н. Г. Макарова, М. Ю — Юхневич.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
387.40 кб

Школьные музеи Европы: многообразие подходов

Шуштар Бранко
Школьные музеи представляют собой группу, объединяющую достаточно несхожие друг с другом некоммерческие культурные институты.
Читать PDF
248.37 кб

Школьные музеи Бурятии: история формирования, традиции и инновации (вторая половина ХХ – начало XXI

Саяпарова Екатерина Владимировна
Первые школьные музеи возникают еще в 1920-х гг., однако наибольшее развитие этот процесс получил со второй половины 1950-х гг., и особенно в 1970-е гг.
Читать PDF
260.78 кб

Музеи высших учебных заведений: некоторые особенности существования

Муравская Светлана Васильевна
В статье автор обращает внимание на отдельную категорию общественных музеев – музеев, которые находятся в структуре высших учебных заведений, анализируя специфику и особенности их превращения из организационно-методического учрежд
Читать PDF
171.38 кб

Педагогические музеи Тамбовской губернии в XIX – начале ХХ вв

Махрачев Сергей Федорович
В статье рассматривается история педагогических музеев Тамбовской губернии. Анализируются их возможности в образовательно-воспитательном процессе. Показан вклад известного педагога Н. Ф. Бунакова в развитие музейного дела.
Читать PDF
598.55 кб

Актуальная тема: музеи постсоветского пространства

Сагынгали А. С.
Читать PDF
612.12 кб

Итоги областного круглого стола: «Краеведческие музеи Кузбасса: сохранение, изучение и трансляция ис

Веселовская Елена Валерьевна, Киселев Александр Владимирович, Сечина Инга Анатольевна
В статье освещается работа Областного круглого стола «Краеведческие музеи Кузбасса: сохранение, изучение и трансляция историко-культурного наследия региона».
Читать PDF
83.58 кб

Международная научно-практическая конференция «Университетские музеи: прошлое, настоящее, будущее»,

Тихонов И. Л.
Читать PDF
724.16 кб

Музеи при учебных заведениях Урала (середина XIX — начало XX В. )

Ваганов Александр Александрович
Изменение социально-экономических условий и трансформация системы образования в конце XIX — начале XX в. способствовали появлению большого количества музеев при учебных заведениях.
Читать PDF
289.98 кб

Церковные педагогические музеи как образовательная форма культуры конца XIX начала ХХ в

Полякова Елена Александровна
Потребность общества в сохранении и охране объектов православного наследия во второй половине XIX в.
Читать PDF
204.08 кб

Виртуальные музеи как часть единой образовательной информационной среды

Коротков Александр Михайлович, Земляков Дмитрий Вячеславович, Иванов Евгений Владимирович, Штыров Андрей Вячеславович
Представлены результаты проведенного исследования вопроса активизации взаимодействия музеев и образовательных учреждений Волгоградской области.
Читать PDF
329.27 кб

Университетские музеи Иркутска

Арьянов Алексей Доржиевич
Рассматриваются вопросы становления и развития сети университетских музеев г. Иркутска.
Читать PDF
396.26 кб

Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив

Потягов Алексей Владимирович
В статье рассматривается влияние инновационных технологий на деятельность современных школьных музеев.
Читать PDF
0.00 байт

Университетские музеи: проблемы управления и развития

Ромашова М.В.
Статья посвящена проблемам управления и развития музеев в вузе, перед которым стоят задачи повышения качества образования, привлечения внебюджетных средств, попадания в международные рейтинги.
Читать PDF
0.00 байт

Музеи Южно-Уральского медицинского университета: к истории возникновения и деятельности

Ворошин Семен Дмитриевич
В статье основное внимание уделено этапам становления и развития музея истории, а также музеев анатомии и эмбриологии Южно-Уральского государственного медицинского университета (ЮУГМУ).
Читать PDF
131.15 кб

Школьные музеи и их роль в процессе воспитания. На примере деятельности музеев в Черлакском районе О

Новиков С.В., Рабочих Т.Б.
Переход школ на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения и деятельность по возрождению патриотических традиций и развитию духовно-нравственных ценностей вызывают интерес к работе музеев.

Похожие термины:

  • Музеи ансамблевого типа

    это музеи под открытым небом, дворецмузей, дом-музей, музей-квартира, музей-мастерская.
  • Частные музеи

    музеи, в основе которых лежат собрания, принадлежащие частным лицам, но доступные для изучения и осмотра.
  • Музеи естественнонаучного профиля

    это палеонтологические, антропологические, биологические, ботанические, зоологические, минералогические, геологические, географические и др.
  • Государственные музеи

    музеи, являющиеся собственностью государства и финансируются из государственного бюджета.
  • Музеи художественного профиля

    это музеи изобразительного искусства, музеи декоративно-прикладного искусства, музеи народного искусства, монографические (посвященные какому-либо художнику), прочие художественные музеи.
  • Научно-исследовательские музеи

    это музеи, которые функционируют при научно-исследовательских институтах и академиях наук, в состав которых они обычно входят в качестве структурных подразделений. Их фонды используются в научны
  • Музеи исторического профиля

    это общеисторические, археологические, этнографические, военно-исторические, музеи политической истории, музе истории религии, историко-бытовые, монографические (посвященные конкретному лицу, с
  • Музеи комплексного профиля

    это краеведческие музеи, музеиансамбли.
  • Научно-просветительские музеи

    это музеи, занимающиеся исследовательской работой и ориентированные прежде всего на массовогопосетителя. Их фонды широко используются в культурнообразовательных целях. В их деятельности большо
  • Общественные музеи

    создаются по инициативе общественности и действуют на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируются такие музеи создавшими их учреждениям
  • МУЗЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

    учреждения культуры, осуществляющие сбор, изучение и хранение памятников культуры и документов в сфере образования и педагогики. В России до 1917 М.п. создавались при учебных округах, дирекциях и ин
  • МУЗЕИ ШКОЛЬНЫЕ

    форма образовательной деятельности учащихся; осуществляется под руководством педагогов в результате поисково-образовательной деятельности. В М.ш. учащиеся собирают и изучают памятники истории,
  • Учебные музеи

    это музеи, существующие при различных учебных заведениях и специальных ведомствах, главная задача которых обеспечить наглядность и предметность процессу образования и подготовки кадров.
  • Ведомственные музеи

    музеи, которые финансируются из государственного бюджета через Министерство финансов и соответствующие ведомства.
  • МУЗЕИ ВЫСШИХ И СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

    музеи в составе высших и средних профессиональных учебных заведений, в которых собраны материалы по истории учебных заведений, коллекции и экспонаты по отдельным проблемам и областям науки и тех
  • ШКОЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ ЗА РУБЕЖОМ

    музеи, в которых собраны и хранятся учебное оборудование и методическая литература, необходимая для обучения и воспитания школьников. Впервые появились в Великобритании и Канаде в 1857 г., затем в И