МУЗЕИ
Музей
это государственное, общественное, частное учреждение культуры, предназначенное для сбора, хранения, изучения и публичного представления (экспонирования, публикации) музейных предметов и музейных коллекций, являющихся неотъемлемой частью национального культурного достояния.
Источник: Краткий словарь музейных терминов
МУЗЕЙ
лат. museum, от греч. museum — храм муз) — научно-просветительское или научно-исследовательское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию произведений искусства, редметов истории, науки, быта, промышленности, сельского хозяйства, материалов из жизни великих людей и т. д.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
МУЗА
греч. musa) — 1) в древнегреческой мифологии — каждая из девяти богинь, покровительниц поэзии, искусств и наук, сопровождающих бога Аполлона: Урания — покровительница астрономии, Каллиопа — эпоса, Клио — истории, Мельпомена — трагедии, Полигимния — гимнов, пантомимы, Талия — комедии, Эрато — любовной поэзии, Терпсихора — танцев и хорового пения, Евтерпа — лирической поэзии и музыки; 2) источник, символ поэтического вдохновения.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
МУЗЕИ
греч. museion - место, посвященное музам, храм муз; от musa - муза) — учреждения культуры, осуществляющие сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. М. удовлетворяют познавательные и образовательные потребности личности. В России музейное просветительство ведет историю от "Кунсткамеры" (1714) - первого общедоступного, публичного музея. На рубеже 18-19 вв. в России возникли первые учебные М.: Горного института в С.-Петербурге, Зоологический ("Кабинет естественной истории"), Ботанический ("Гербарий") и Минералогический при Московском университете, М. при горной школе в Иркутске. В 19 в. открылись для публичного посещения Оружейная палата в Москве и Эрмитаж в С.-Петербурге. Наряду с крупнейшими М. (Промышленный в Петербурге, Политехнический и Исторический в Москве) возникло ок. 80 местных М. Сложилась система художественных, исторических, краеведческих, педагогических (см.Музеи педагогические) и др. М. Музейное дело в России тесно связано с реформами образования, с развитием наглядных методов обучения. В 19 в. М. рассматривался как важнейшее средство внешкольного образования. С середины 70-х гг. 19 в. роль учебно-образовательного центра играл Политехнический музей. В 1886 в Историческом музее проводились экскурсии для воспитанниц гимназий, с 1913 осуществлялась подготовка педагогов к музейной деятельности и др. Значение образовательных аспектов М. подчеркивали деятели внешкольного образования Н.Ф. Федоров, Е.Н. Медынский, М.В. Новорусский и другие, а также теоретики экскурсионной школы (И.М. Гревс, Н.А. Гейнике, А.В. Бакушинский и др.). После 1917 просветительские идеи в музееведении получили дальнейшее развитие. В 20-е гг. организовывались детские М. и выставки (Н.Д. Бартрам, А.У. Зеленко, Я.П. Мексин), внедрялись методики активизации юных посетителей, проводились социологические исследования школьной аудитории (впервые - в Третьяковской галерее под руководством Л.В. Розенталя). В 1923 Исторический музей устроил выставку "Музей и школа". В М. учащиеся составляли от 40 до 70% посетителей. Однако, начиная с 20-х гг. приоритетной стала т.н. "школоцентристкая" концепция, согласно которой музейно-образовательная деятельность ставилась в полную зависимость от педагогических установок в сфере образования. Исследования в сфере образовательных проблем музейной деятельности были прекращены. Ведущую роль стала играть концепция "музея-учебника", при которой экспонаты служили иллюстрацией к учебному материалу школьных программ. Лишь с конца 80-х - начала 90-х гг. начался поиск новой модели образовательной концепции М. Музей стал рассматриваться как социальный институт, дающий образец восприятия классического наследия и современной культуры и ориентированный на развитие личности. Педагогические возможности М. используются при создании комплексных образовательных программ, факультативных циклов, клубных форм деятельности. Педагоги совместно с музейными работниками участвуют в разработке музейных проектов в области образования. Получила развитие музейная педагогика. См. также Музеи педагогические
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
МУЗЕИ
греч. museion — место, посвященное музам, храм муз, от musa — муза), учреждения, осуществляющие отбор, науч. исследование и хранение памятников культуры и иск-ва. Деятельность М. направлена на удовлетворение образоват. и творческих интересов личности, связанных с изучением и освоением культурного наследия.
Возникновение и развитие М. связаны, с одной стороны, с потребностью сохранения человечеством ист. памяти, с другой - с развитием разнообразных форм коллекционирования и собирательства. Прообразами М. были др.-греч. Александрийский мусейон (3 в. до н. э.; здесь изучались мусич. иск-ва), собрания ценностей и худож. произведений в Пер-гаме (2 в. до н. э.), галереи Варреса и Сул-лы в Риме (1 в. до н. э.), коллекции растений и минералов Теофраста (3—4 вв. до н. э.) и Плиния Старшего (1 в.), универсальные ср.-век. монастырские и мирские сокровищницы. В 16—18 вв. появились разл. кабинеты натуралий, кунсткамеры и т. п.; обширные собрания произв. иск-ва. Долгое время крупнейшие коллекции были мало доступны широкой публике. Демократизация М. началась в эпоху Возрождения. Собрания случайных раритетов сменились систематич. коллекциями, имеющими дидактич. значение. Совр. М. часто представляют собой науч.-культурные комплексы и центры. Просветительские и образоват. аспекты стали неотъемлемым компонентом музейной деятельности.
В России музейное просветительство ведет свое начало от первого рос. общедоступного М. — «Кунсткамеры» (1714). Идея «публичного музеума» воплощалась в разнообразных проектах и начинаниях, так или иначе связанных с решением образоват. задач. На рубеже 18—19 вв. в России возникли первые уч. М. — Горного ин-та в Петербурге, Зоологический («Кабинет естеств. истории»), Ботанический («Гербарий») и Минералогический при Моск. ун-те, М. при гор, школе в Иркутске (1782). В нач. 19 в. открылись для публичных посещений Кремлевское «древлехранилище» (Оружейная палата) в Москве и Эрмитаж в С.-Петербурге. 19 в. ознаменовался интенсивным музейным стр-вом, воплотившим широко обсуждавшиеся ранее проекты создания общедоступных музеев с широкой просветит. программой (В. И. Баженов, Ф. И. Прянишников, Е. Д. Тюрин и др.). Наряду с крупнейшими М. (Промышленный в Петербурге, Политехнический и Исторический в Москве) возникло ок. 80 местных М. На рубеже 19- 20 вв. сложилась сеть гос. и частных М. — художественных, исторических, краеведческих и др. Разл. М. действовали в высш. и ср. уч. заведениях.
Музейное просветительство в России было тесно связано с реформами в сфере образования, с развитием наглядных методов обучения. М. рассматривался как важнейшее средство внешкольного образования. Своеобразным уч.-образоват. центром с сер. 70-х гг. 19 в. стал Поли-техн. М., где проводились циклы лекций и экскурсий для учащихся, курсы для учительниц, создавались экспозиции по обучению шк. предметам, по проблемам физич. воспитания, для занятий со слепыми, глухими детьми. В 1886 в Ист. М. проведены первые экскурсии для воспитанниц жен. гимназий, с 1913 организовывалась систематич. работа с педагогами по подготовке их к экскурсионной деятельности. Создавались панорамы или диорамы, воспроизводившие ист. события, биогруппы — сценки из жизни животных и т. д.; были распространены экспозиции с рубрикациями, пояснит, текстами. Выделялись музейные фонды, доступные специалистам и предназначенные для широкой публики. В музейной работе ведущую роль стал играть экскурсовод. Образоват. сущность М. теоретически обосновывали Н. Ф. Федоров, Е. Н. Медынский, М. В. Новорусский и др. Развитию музейно-образоват. деятельности способствовали идеи рус. экскурсионной школы (И. М. Гревс, Н. А. Гейнике, А. В. Бакушинский и др.), воплотившиеся в массовом экскурсионном движении.
После октября 1917 демокр. традиции просветительства получили дальнейшее развитие. В 20-е гг. организовывались дет. музеи и выставки (Н. Д. Бартрам, А. У. Зеленко, Я. П. Мексин), использовались методики активизации юных посетителей, организации музейных игр, проводились социологич. исследования шк. аудитории (впервые — в Третьяковской галерее под руководством Л. В. Ро-зенталя). В 1923 Ист. М. устроил выставку — «Музей и школа» с целью знакомства деятелей нар. образования с приемами пед. работы в М. В центр. и местных М. учащиеся составляли от 40 до 70% посетителей. В кон. 20-х гг. с созданием единой музейной сети возникла тенденция к политизации и идеологизации М. Парт.-гос. постановления о нач. и ср. школе 30-х гг., с одной стороны, нацеливали пед. работников на укрепление связи М. с уч. заведениями, указывали на необходимость усиления в обучении принципов историзма, наглядности, на использование краеведч. материала и экскурсионного метода, а с другой — ставили музейно-образоват. деятельность в прямую зависимость от авторитарных пед. принципов школы. Надолго утвердилась «школоцентристская» точка зрения на музей. Творческие поиски 20-х гг. были искусственно прекращены. Фактически безраздельное влияние в музейном деле получила концепция «музея-учебника», при к-рой экспонаты служили иллюстрацией к уч. материалу шк. программ.
До 80-х гг. музейно-образоват. деятельность оставалась на уровне представлений о М., сложившихся в 30-е гг. Гл. показателем ее эффективности считалась посещаемость, содержание составляли основы шк. наук, ограничивающие диапазон экспонируемых собраний, а ведущей формой являлся монолог экскурсовода, рассчитанный на пассивного слушателя. Т. о., экскурсовод оказывался для посетителя своеобразным «говорящим» экспонатом. Межличностное общение почти полностью исключалось из музейной ситуации.
С кон. 80-х — нач. 90-х гг. начался поиск новой модели М. и его образоват. концепции. М. рассматривается как социальный институт, дающий образец восприятия классич. наследия и совр. культуры и ориентированный на развитие ценностных качеств личности. Экспозиция и экскурсия стали пониматься как равноправный диалог со зрителем. Пед. возможности М. используются при создании комплексных образоват. программ, факультативных циклов, организации клубных, обрядовых форм деятельности.
Отношения между М. и уч. заведениями, прежде всего со школами, строятся на принципе партнерства и сотрудничества.
Внимание М. направляется не только на совершенствование работы с учащимися, но и на контакт с учителями, к-рые вместе с сотрудниками М. привлекаются к разработке и осуществлению музейных проектов в области образования. Эти процессы привели к формированию особой сферы проф. музейной деятельности, а также области науч. исследований — музейной педагогики и возникновению в штате М. новой должности — музейного педагога.
Понятие «музейная педагогика» впервые было сформулировано в кон. 19 в. в Германии (Э. А. Росмелер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн) и первоначально трактовалось как направление музейной работы с учащимися. С возрастанием социальной роли М. в обществе в 60-е гг. 20 в. музейная педагогика начала формироваться и как особая область знаний и исследований. В 60—70-е гг. 20 в. появились первые музейно-пед. центры (в Зап. и Вост. Берлине, Кельне, Мюнхене, Нюрнберге). В нашей стране термин « музейная педагогика» стал употребляться с 70-х гг. 20 в. Музейная педагогика изучает историю и особенности кулыурно-образоват. деятельности, методы воздействия М. на разл. категории посетителей, взаимодействие с др. пед. учреждениями.
Совр. музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на приобщение к М. и его культуре подрастающего поколения с самого раннего возраста, активизацию творческих способностей личности, создание многоступенчатой системы музейного образования. Проблемы образоват. деятельности решаются в связи с глобальными изменениями, происходящими в мировой культуре. Увеличение объема зрительной информации повлияло на восприятие человека, переставшего замечать предметы и явления, к-рые производили впечатление на старшее поколение.
Центральным для этой отрасли пед. знания становится понятие музейной культуры, трактуемой как степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации. В широком смысле музейная культура — это ценностное отношение человека к действительности, подлинное уважение к истории, умение оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. На развитие музейной педагогики оказала также влияние теория диалога культур М. М. Бахтина. М. становится местом осуществления культурно-ист. диалога, поиска новых форм общения с культурными ценностями.
Педагогика М. осн. на идее погружения личности в специально организованную предметно-пространств. среду, включающую произведения иск-ва и памятники природы, экзотич. предметы и ист. реликвии. Осматривая выставленные коллекции и получая информацию о них, посетитель М. приобщается к истории и культуре, постигает разнообразие предметного мира, учится понимать конкретные проявления всеобщего.
Во мн. заруб. странах М. рассматриваются как системы «параллельного обучения». В штаты М. вводится должность музейного педагога, спец. задачей к-рого является активизация посетителя в музее. В ряде М. ведется оригинальная эксперим. работа с детьми и учащимися. Напр., в дет. музее в Каракасе (Венесуэла) для детей создается атмосфера чудес, способствующая рождению многочисл. ассоциаций, развитию фантазии. Музей «Экспло-раториум» в Сан-Франциско (США) стремится сделать посетителя средоточием пережитого и прочувствованного человечеством опыта. М. воздействует тем самым на образ жизни и деятельность людей, на их понимание науки, иск-ва, техники, а в конечном счете человечества и самих себя. Город науки и техники «Ла-Виллет» в Париже организовал спец. «залы открытий» для детей и взрослых в целях развития у посетителей навыков к исследоват. деятельности, интереса к познанию. М. рассматривает эти залы как средство установления диалога с посетителем. Широкое распространение получили в США и Канаде т. н. осязаемые экспозиции и интерактивные (действующие) экспонаты. Центры популяризации науч. знаний существуют при М. науки и техники в Чикаго (США), М. науки в Лондоне (Великобритания), Норвежском техн. M., M. коммуникаций и технологий в Берлине (Германия) и др.
Значит. вклад в обобщение и популяризацию мирового музейно-пед. опыта вносит К-т по просветит. работе Между-нар. совета музеев (ИКОМ).
Лит.: История музейного дела в СССР, [в. 1], «Труды НИИ музееведения», 1957, в. 1; Очерки истории музейного дела в России, в. 2—3, Ми960—61; Вопросы истории музейного дела в СССР, в. 4. «Труды НИИ музееведения», 1962, в. 7; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 5, «Труды НИИ музееведения», 1963, в. 9; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 6—7, М., 1968—71; Федоров Н. Ф., Музей, его смысл и назначение, Соч., М., 1982, с. 575 — 606; Музей и школа. Пособие для учителей, М., 1985; Гнедовский М. Б., Совр. тенденции развития музейной коммуникации в капита-листич. странах: теория и практика, М., 1986; его же, Музей в системе непрерывного образования. Экспресс-информация, в. 1, М., 1990; Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика, М., 1989; Музей и образование, в сб.: Музейное дело и охрана памятников, в. 5, М., 1989.
З. А. Бонами, М. Б. Гнедовский, Н. Г. Макарова, М. Ю — Юхневич.
Возникновение и развитие М. связаны, с одной стороны, с потребностью сохранения человечеством ист. памяти, с другой - с развитием разнообразных форм коллекционирования и собирательства. Прообразами М. были др.-греч. Александрийский мусейон (3 в. до н. э.; здесь изучались мусич. иск-ва), собрания ценностей и худож. произведений в Пер-гаме (2 в. до н. э.), галереи Варреса и Сул-лы в Риме (1 в. до н. э.), коллекции растений и минералов Теофраста (3—4 вв. до н. э.) и Плиния Старшего (1 в.), универсальные ср.-век. монастырские и мирские сокровищницы. В 16—18 вв. появились разл. кабинеты натуралий, кунсткамеры и т. п.; обширные собрания произв. иск-ва. Долгое время крупнейшие коллекции были мало доступны широкой публике. Демократизация М. началась в эпоху Возрождения. Собрания случайных раритетов сменились систематич. коллекциями, имеющими дидактич. значение. Совр. М. часто представляют собой науч.-культурные комплексы и центры. Просветительские и образоват. аспекты стали неотъемлемым компонентом музейной деятельности.
В России музейное просветительство ведет свое начало от первого рос. общедоступного М. — «Кунсткамеры» (1714). Идея «публичного музеума» воплощалась в разнообразных проектах и начинаниях, так или иначе связанных с решением образоват. задач. На рубеже 18—19 вв. в России возникли первые уч. М. — Горного ин-та в Петербурге, Зоологический («Кабинет естеств. истории»), Ботанический («Гербарий») и Минералогический при Моск. ун-те, М. при гор, школе в Иркутске (1782). В нач. 19 в. открылись для публичных посещений Кремлевское «древлехранилище» (Оружейная палата) в Москве и Эрмитаж в С.-Петербурге. 19 в. ознаменовался интенсивным музейным стр-вом, воплотившим широко обсуждавшиеся ранее проекты создания общедоступных музеев с широкой просветит. программой (В. И. Баженов, Ф. И. Прянишников, Е. Д. Тюрин и др.). Наряду с крупнейшими М. (Промышленный в Петербурге, Политехнический и Исторический в Москве) возникло ок. 80 местных М. На рубеже 19- 20 вв. сложилась сеть гос. и частных М. — художественных, исторических, краеведческих и др. Разл. М. действовали в высш. и ср. уч. заведениях.
Музейное просветительство в России было тесно связано с реформами в сфере образования, с развитием наглядных методов обучения. М. рассматривался как важнейшее средство внешкольного образования. Своеобразным уч.-образоват. центром с сер. 70-х гг. 19 в. стал Поли-техн. М., где проводились циклы лекций и экскурсий для учащихся, курсы для учительниц, создавались экспозиции по обучению шк. предметам, по проблемам физич. воспитания, для занятий со слепыми, глухими детьми. В 1886 в Ист. М. проведены первые экскурсии для воспитанниц жен. гимназий, с 1913 организовывалась систематич. работа с педагогами по подготовке их к экскурсионной деятельности. Создавались панорамы или диорамы, воспроизводившие ист. события, биогруппы — сценки из жизни животных и т. д.; были распространены экспозиции с рубрикациями, пояснит, текстами. Выделялись музейные фонды, доступные специалистам и предназначенные для широкой публики. В музейной работе ведущую роль стал играть экскурсовод. Образоват. сущность М. теоретически обосновывали Н. Ф. Федоров, Е. Н. Медынский, М. В. Новорусский и др. Развитию музейно-образоват. деятельности способствовали идеи рус. экскурсионной школы (И. М. Гревс, Н. А. Гейнике, А. В. Бакушинский и др.), воплотившиеся в массовом экскурсионном движении.
После октября 1917 демокр. традиции просветительства получили дальнейшее развитие. В 20-е гг. организовывались дет. музеи и выставки (Н. Д. Бартрам, А. У. Зеленко, Я. П. Мексин), использовались методики активизации юных посетителей, организации музейных игр, проводились социологич. исследования шк. аудитории (впервые — в Третьяковской галерее под руководством Л. В. Ро-зенталя). В 1923 Ист. М. устроил выставку — «Музей и школа» с целью знакомства деятелей нар. образования с приемами пед. работы в М. В центр. и местных М. учащиеся составляли от 40 до 70% посетителей. В кон. 20-х гг. с созданием единой музейной сети возникла тенденция к политизации и идеологизации М. Парт.-гос. постановления о нач. и ср. школе 30-х гг., с одной стороны, нацеливали пед. работников на укрепление связи М. с уч. заведениями, указывали на необходимость усиления в обучении принципов историзма, наглядности, на использование краеведч. материала и экскурсионного метода, а с другой — ставили музейно-образоват. деятельность в прямую зависимость от авторитарных пед. принципов школы. Надолго утвердилась «школоцентристская» точка зрения на музей. Творческие поиски 20-х гг. были искусственно прекращены. Фактически безраздельное влияние в музейном деле получила концепция «музея-учебника», при к-рой экспонаты служили иллюстрацией к уч. материалу шк. программ.
До 80-х гг. музейно-образоват. деятельность оставалась на уровне представлений о М., сложившихся в 30-е гг. Гл. показателем ее эффективности считалась посещаемость, содержание составляли основы шк. наук, ограничивающие диапазон экспонируемых собраний, а ведущей формой являлся монолог экскурсовода, рассчитанный на пассивного слушателя. Т. о., экскурсовод оказывался для посетителя своеобразным «говорящим» экспонатом. Межличностное общение почти полностью исключалось из музейной ситуации.
С кон. 80-х — нач. 90-х гг. начался поиск новой модели М. и его образоват. концепции. М. рассматривается как социальный институт, дающий образец восприятия классич. наследия и совр. культуры и ориентированный на развитие ценностных качеств личности. Экспозиция и экскурсия стали пониматься как равноправный диалог со зрителем. Пед. возможности М. используются при создании комплексных образоват. программ, факультативных циклов, организации клубных, обрядовых форм деятельности.
Отношения между М. и уч. заведениями, прежде всего со школами, строятся на принципе партнерства и сотрудничества.
Внимание М. направляется не только на совершенствование работы с учащимися, но и на контакт с учителями, к-рые вместе с сотрудниками М. привлекаются к разработке и осуществлению музейных проектов в области образования. Эти процессы привели к формированию особой сферы проф. музейной деятельности, а также области науч. исследований — музейной педагогики и возникновению в штате М. новой должности — музейного педагога.
Понятие «музейная педагогика» впервые было сформулировано в кон. 19 в. в Германии (Э. А. Росмелер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн) и первоначально трактовалось как направление музейной работы с учащимися. С возрастанием социальной роли М. в обществе в 60-е гг. 20 в. музейная педагогика начала формироваться и как особая область знаний и исследований. В 60—70-е гг. 20 в. появились первые музейно-пед. центры (в Зап. и Вост. Берлине, Кельне, Мюнхене, Нюрнберге). В нашей стране термин « музейная педагогика» стал употребляться с 70-х гг. 20 в. Музейная педагогика изучает историю и особенности кулыурно-образоват. деятельности, методы воздействия М. на разл. категории посетителей, взаимодействие с др. пед. учреждениями.
Совр. музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на приобщение к М. и его культуре подрастающего поколения с самого раннего возраста, активизацию творческих способностей личности, создание многоступенчатой системы музейного образования. Проблемы образоват. деятельности решаются в связи с глобальными изменениями, происходящими в мировой культуре. Увеличение объема зрительной информации повлияло на восприятие человека, переставшего замечать предметы и явления, к-рые производили впечатление на старшее поколение.
Центральным для этой отрасли пед. знания становится понятие музейной культуры, трактуемой как степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации. В широком смысле музейная культура — это ценностное отношение человека к действительности, подлинное уважение к истории, умение оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. На развитие музейной педагогики оказала также влияние теория диалога культур М. М. Бахтина. М. становится местом осуществления культурно-ист. диалога, поиска новых форм общения с культурными ценностями.
Педагогика М. осн. на идее погружения личности в специально организованную предметно-пространств. среду, включающую произведения иск-ва и памятники природы, экзотич. предметы и ист. реликвии. Осматривая выставленные коллекции и получая информацию о них, посетитель М. приобщается к истории и культуре, постигает разнообразие предметного мира, учится понимать конкретные проявления всеобщего.
Во мн. заруб. странах М. рассматриваются как системы «параллельного обучения». В штаты М. вводится должность музейного педагога, спец. задачей к-рого является активизация посетителя в музее. В ряде М. ведется оригинальная эксперим. работа с детьми и учащимися. Напр., в дет. музее в Каракасе (Венесуэла) для детей создается атмосфера чудес, способствующая рождению многочисл. ассоциаций, развитию фантазии. Музей «Экспло-раториум» в Сан-Франциско (США) стремится сделать посетителя средоточием пережитого и прочувствованного человечеством опыта. М. воздействует тем самым на образ жизни и деятельность людей, на их понимание науки, иск-ва, техники, а в конечном счете человечества и самих себя. Город науки и техники «Ла-Виллет» в Париже организовал спец. «залы открытий» для детей и взрослых в целях развития у посетителей навыков к исследоват. деятельности, интереса к познанию. М. рассматривает эти залы как средство установления диалога с посетителем. Широкое распространение получили в США и Канаде т. н. осязаемые экспозиции и интерактивные (действующие) экспонаты. Центры популяризации науч. знаний существуют при М. науки и техники в Чикаго (США), М. науки в Лондоне (Великобритания), Норвежском техн. M., M. коммуникаций и технологий в Берлине (Германия) и др.
Значит. вклад в обобщение и популяризацию мирового музейно-пед. опыта вносит К-т по просветит. работе Между-нар. совета музеев (ИКОМ).
Лит.: История музейного дела в СССР, [в. 1], «Труды НИИ музееведения», 1957, в. 1; Очерки истории музейного дела в России, в. 2—3, Ми960—61; Вопросы истории музейного дела в СССР, в. 4. «Труды НИИ музееведения», 1962, в. 7; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 5, «Труды НИИ музееведения», 1963, в. 9; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 6—7, М., 1968—71; Федоров Н. Ф., Музей, его смысл и назначение, Соч., М., 1982, с. 575 — 606; Музей и школа. Пособие для учителей, М., 1985; Гнедовский М. Б., Совр. тенденции развития музейной коммуникации в капита-листич. странах: теория и практика, М., 1986; его же, Музей в системе непрерывного образования. Экспресс-информация, в. 1, М., 1990; Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика, М., 1989; Музей и образование, в сб.: Музейное дело и охрана памятников, в. 5, М., 1989.
З. А. Бонами, М. Б. Гнедовский, Н. Г. Макарова, М. Ю — Юхневич.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия