МУЗЕИ ШКОЛЬНЫЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МУЗЕИ ШКОЛЬНЫЕ
форма образовательной деятельности учащихся; осуществляется под руководством педагогов в результате поисково-образовательной деятельности. В М.ш. учащиеся собирают и изучают памятники истории, культуры, природы родного края. В России в 19 в. учебные музеи (кабинеты естественной истории и т.п.) существовали во многих гимназиях. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко-краеведческой тематики был впервые поставлен в кн. В.Я. Уланова "Опыт методики истории в начальной школе" (1914). С развитием школьного краеведения в 20-е гг. началось массовое создание М.ш., наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся комсомольскими и пионерскими организациями. Общее руководство М.ш. возложено на органы образования. По данным паспортизации сети М.ш., проводимой станциями юных туристов, в 90-е гг. насчитывалось: в Москве св. 800 музеев, в С.-Петербурге св. 900, в Смоленской обл. св. 70, в Иркутской и Ростовской св. 60, в Костромской св. 50 и т.д. Создаются комплексные краеведческие, исторические, естественно-научные, сельскохозяйственные, технические, литературные, художественные и другие М.ш. Некоторые из них стали филиалами государственных музеев, на базе ряда М.ш. основаны районные краеведческие музеи. Появились музеи-клубы, музеи - учебные кабинеты. М.ш. ведут исследовательскую, просветительскую и экскурсионную работу. См. также Музеи, Музеи педагогические

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МУЗЕИ ШКОЛЬНЫЕ
форма внеурочной воспитат. работы. Создаются учащимися совм. с педагогами в результате собственной поисково-собирательской деятельности. В М. ш. учащиеся занимаются собиранием, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, разл. предметов и док-тов. Являясь неформальными уч. подразделениями общеобразоват. школ, М. ш. выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные ими экспонаты входят в состав ее музейного и архивного фонда.
Уч. музеи (как кабинеты естеств. истории и т. п.) существовали во мн. рос. гимназиях в 19 в. Вопрос. о целесообразности создания шк. музеев ист.-краеведч. тематики был впервые поставлен в кн. В. Я. Уланова «Опыт методики истории в нач. школе» (1914). С развитием шк. краеведения в 20-е гг. 20 в. в России началось массовое создание М. ш., наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й пол. 50-х гг. и особенно в 70-е гг. под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся коме, и пионерскими орг-циями.
М. ш. возникают как результат многолетней поисковой работы со школьниками по уч. предметам, как итог общей работы ученич. коллектива. В шк. музейном деле особую роль играет личность педагога-организатора М. ш., умение заинтересовать своих воспитанников творческой деятельностью и создать своего рода неформальное общение для знакомства учащихся с общечеловеческими культурными ценностями.
Теория и методика шк. музейного дела с позиций совр. пед. науки разработана недостаточно. Отсутствуют законодат. акты, определяющие статус М. ш. Их деятельность, правила сбора, формирования, учета и хранения фондов регламентируются «Положением о школьном музее» (1985), согласно к-рому общее руководство М. ш. возложено на органы нар. образования. Статистич. сведения по М. ш. крайне приблизительны и фрагментарны. По данным паспортизации сети М. ш., проводимой станциями юных туристов, в нач. 90-х гг. насчитывалось: в Москве св. 800 музеев, в С.-Петербурге св. 900, в Смоленской обл. св. 70, в Иркутской и Ростовской св. 60, в Костромской св. 50 и т. д.
В практике сложился интересный опыт музейной работы в школах. Разнообразны профили М. ш. — от комплексных (краеведч., ист., естеств.-науч., с.-х., техн., лит., худож. и др.) до ряда уникальных [народной игры и игрушки (Моск. обл.), рус. нар. песни (Воронеж), о блокадной жизни — «Музы не молчали» (С.-Петербург), хлеба (Харьков), материнской славы (Киевская обл.) и др.]. Нек-рые из М. ш. стали народными или переросли в районные краеведческие. Ведется поиск лучших форм организации музейной, краеведч., поисково-собирательной и уч. работы, действуют музеи-клубы, музеи-уч. кабинеты, сочетающие уч. и внеурочную работу. Мн. М. ш. ведут исследоват. и просветит. работу. Большое воспитат. значение имеет самостоят. освоение учащимися в процессе музейной деятельности ист. прошлого своего края, когда наполняется конкретным содержанием понятие связи поколений, формируются гражд. качества личности. наиб. жизнеспособны и перспективны музеи, к-рые создаются в результате инициативы шк. коллектива, разрабатывают оригинальную тематику, развивают активные формы работы (восстановление ремесел, обрядов, игр, песен и т. п.; выпуск рукописных журналов, газет и т. д.; экспедиции, походы, экскурсии и др.), умеют найти нестандартные способы демонстрации экспозиции с привлечением к своей деятельности школьников и общественности.
Лит.: Школьные музеи. Из опыта работы, под ред. В. Н. Столетова, М. П. Кашина, М., 1977; Изучаем свой край, сост. В. Н. Пат-рушев, В. Ф. Сахаров, Киров, 1979; Методика историко-краеведч. работы в школе, М., 1982; Смирнов В. Г., Худож. краеведение в школе, М., 1987; Школьные музеи. Сб. документов, М., 1987; Богуславский С. Р., Школьный лит. музей-клуб, М., 1989. Б. Н. Годунов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
286.40 кб

ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ ТУВЫ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Дыртыкоол Анна Оюновна
В данной работе дан анализ развития музейного дела в школах Республики Тыва. В начале нового века меняются содержание экспозиций и формы культурно-образовательной работы. Показана роль музейного педагога.
Читать PDF
387.40 кб

Школьные музеи Европы: многообразие подходов

Шуштар Бранко
Школьные музеи представляют собой группу, объединяющую достаточно несхожие друг с другом некоммерческие культурные институты.
Читать PDF
537.17 кб

Школьные музеи Ивановской области: история, традиции, деятельность

Комиссарова Ирина Анатольевна
В статье рассматриваются вопросы об особенностях организации и работы музеев образовательных учреждений Ивановской области.
Читать PDF
396.26 кб

Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив

Потягов Алексей Владимирович
В статье рассматривается влияние инновационных технологий на деятельность современных школьных музеев.
Читать PDF
5.95 мб

Школьные музеи космонавтики на Кубани как центры краеведческой деятельности

Садым Владимир Александрович, Садым Каринэ Борисовна
Статья посвящена деятельности школьных музеев космонавтики на Кубани как центров краеведческой деятельности и одного из каналов трансляции историко-культурного наследия космонавтики.
Читать PDF
248.37 кб

Школьные музеи Бурятии: история формирования, традиции и инновации (вторая половина ХХ – начало XXI

Саяпарова Екатерина Владимировна
Первые школьные музеи возникают еще в 1920-х гг., однако наибольшее развитие этот процесс получил со второй половины 1950-х гг., и особенно в 1970-е гг.
Читать PDF
131.15 кб

Школьные музеи и их роль в процессе воспитания. На примере деятельности музеев в Черлакском районе О

Новиков С.В., Рабочих Т.Б.
Переход школ на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения и деятельность по возрождению патриотических традиций и развитию духовно-нравственных ценностей вызывают интерес к работе музеев.

Похожие термины:

  • ШКОЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ ЗА РУБЕЖОМ

    музеи, в которых собраны и хранятся учебное оборудование и методическая литература, необходимая для обучения и воспитания школьников. Впервые появились в Великобритании и Канаде в 1857 г., затем в И