МУЗЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МУЗЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
учреждения культуры, осуществляющие сбор, изучение и хранение памятников культуры и документов в сфере образования и педагогики. В России до 1917 М.п. создавались при учебных округах, дирекциях и инспекциях народных училищ, учреждались земствами и городскими органами самоуправления, просветительными обществами и частными лицами. М.п. организовывались в крупных городах (С.-Петербург, Москва, Казань, Нижний Новгород, Пермь, Самара и др.). Деятельность М.п. осуществлялась в двух направлениях: организация постоянных педагогических выставок и комплектование подвижного фонда, материалы которого выдавались во временное пользование учебным заведениям и отдельным лицам. При крупных М.п. создавались библиотеки, производственные мастерские, книжные склады, литературно-издательские отделы, справочное бюро и др. Одним из первых М.п. не только в России, но и в мире был М.п. военно- учебных заведений (1864-1917) в Соляном городке в Петербурге. Созданный военным ведомством для разработки методических вопросов при перестройке кадетских корпусов и военных гимназий, музей превратился в научный центр, разрабатывающий актуальные вопросы педагогической науки. Деятельность музея строилась на общественных началах. С музеем сотрудничали Н.А. Корф, Д.Д. Семенов, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, А.Н. Острогорский, И.И. Паульсон, П.Г. Редкин, К.К. Сент-Илер и др. Отделы музея обсуждали ежегодно более 200 докладов и сообщений. С 1865 организовывались педагогические выставки. Во время 1-й Всерос. политехнической выставки (1872) музеем были открыты временные курсы для учителей начальных школ и инспекторов народных училищ; издан каталог наглядных пособий и учебных руководств для начальной и средней школы (своеобразная энциклопедия наглядных средств обучения). В 1890 впервые организована Выставка детских игрушек, игр и занятий. Педагогический отдел музея внес значительный вклад в изучение наследия Я.А. Коменского и Д.К. Ушинского. Деятельность музея получила известность не только в России, но и за рубежом. На Брюссельской гигиенической выставке гигиенический отдел музея отмечен высшей наградой. Участники Парижской географической выставки (1875) высоко оценили деятельность географического отдела музея и рекомендовали во всех государствах учредить М.п. по его образцу. Музей организовывал публичные лекции И.М. Сеченова, Н.М. Пржевальского, Лесгафта, С.М. Соловьева. Н.X. Весселя и других ученых, народные чтения. Ежегодно лекции посещали св. 100 тыс. слушателей. При музее работали "Общедоступные музыкальные классы", в которых преподавали Н.А. Римский-Корсаков, М.А. Балакирев. В 90-х гг. 19 в. музей выступил инициатором и организатором всероссийских педагогических съездов. Однако независимый от МНП, музей был постоянно объектом нападок чиновников. После 1917 музей вошел в число научно-педагогических учреждений Наркомпроса РСФСР. С 90-х гг. 19 в. широкую известность получили подвижные М.п., создаваемые по инициативе общественности. В 1892 осн. Петербургский подвижной музей наглядных пособий (с 1894 - при Комиссии по техническому образованию Русского технического общества); в его работе участвовали деятели внешкольного образования (Н.А. Рубакин, М.В. Новорусский и др.). После 1917 музей некоторое время функционировал как Центральный внешкольный педагогический музей. В 1903 создан один из крупнейших М.п. при Московском университете (на базе коллекций, переданных в дар профессорами университета Н.А. Умовым, Д.Н. Анучиным, Р.Ю. Виппером и др.; в фонде насчитывалось св. 3 тыс. предметов). В 1908 музей передан учебному отделу Общества распространения технических знаний. Большую известность имел Киевский педагогический музей (осн. в 1902 при управлении Киевского учебного округа). Число подвижных музеев быстро росло (с 10 музеев в 1900 до 67 в 1903). Наиболее известны музеи: Новоузенский (1901), Казанский (1902), а также уездные музеи - Можайский, Волоколамский, Рузский, Серпуховский, Подольский, Коломенский, Звенигородский, Московской и Курской губерний и др. В 1910-12 земства предложили использовать М.п. для организации внешкольного и профессионального образования на местах. После 1917 М.п. оказывали содействие школьному и внешкольному образованию, вели методическую работу с учителями и учащимися. При них комплектовались библиотеки, организовывалось абонементное пользование наглядными пособиями, работали различные комиссии, кружки. К концу 30-х гг. почти все М.п. прекратили существование, до 1941 действовал Музей по народному образованию в Москве, до 1962 - в Ленинграде. См. также Музеи, Музеи школьные

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МУЗЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ведут сбор, науч. изучение и хранение, в т. ч. в экспозициях, памятников культуры и документов, отражающих историю образования и пед. деятельности.
В дорев. России М. п. создавались при уч. округах, дирекциях и инспекциях нар. училищ, учреждались земствами и гор. самоуправлениями, разл. просветительными об-вами и частными лицами. М. п. организовывались гл. обр. в крупных городах (С.-Петербург, Москва, Казань, Нижний Новгород, Пермь, Самара, Тифлис и др.), содержали коллекции, уч. наглядные пособия, предметы шк. оборудования и др., изготовляли разл. приборы для уч. опытов и демонстраций, устраивали выставки дет. работ.
Подбор экспонатов проводился в двух направлениях: постоянная пед. выставка и подвижный фонд, материалы к-рого могли выдаваться во временное пользование уч. заведениям и отд. лицам на абонементных условиях. При крупных М. п. имелись б-ка, производств. мастерская, склад книг и уч. пособий, лит.-издательский отдел, справочное бюро и др. Одним из первых М. п. не только в России, но и во всем мире был М. п. воен.-уч. заведений (1864—1917) в Соляном городке в Петербурге, ставший, по отзывам современников, своеобразным ун-том для учителей. Его деятельность была направлена на внедрение в практику уч. процесса принципов наглядного обучения, привлекавших к себе внимание пед. общественности 60-х гг. 19 в. М. п., созданный воен. ведомством для разработки метод. вопросов при перестройке кадетских корпусов в воен. гимназии реального типа, первоначально имел своей задачей собирание и систематизацию наглядных уч. пособий, содействие подготовке отеч. пособий и широкую пропаганду передовых методов преподавания. В дальнейшем музей стал обществ., науч. и просветительским центром, разрабатывающим актуальные вопросы пед. науки, организующим пед. выставки (с 1865). Во время 1-й Всерос. политехн. выставки (1872) были открыты временные курсы для учителей нач. сел. школ и инспекторов нар. училищ с целью ознакомления их с наиб. совершенными методами нач. обучения, издан каталог наглядных пособий и уч. руководств для нач. и ср. школ, представлявший собой своеобразную пед. энциклопедию наглядных средств обучения и методик их использования. Пед. выставки стали местом общения рус. учительства. Отделы музея обсуждали ежегодно более 200 докладов и сообщений. Деятельность М. п. строилась на обществ. началах, отделами бесплатно руководили видные ученые, педагоги и методисты. Пед. отдел объединил творческие усилия специалистов, привлек видных педагогов (Н. А. Кор-фа, Д. Д. Семенова, П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, Л. Н. Модзалевского, А. Н. Острогорского, И. И. Паульсона, П. Г. Редкина, К. К. Сент-Илера и др.), оказывал большую помощь учителям в уч.-воспитат. работе, помогал создавать шк. музеи уч. пособий. При нем работали кружок по нач. обучению, отдел критики и библиографии дет. лит-ры, родительский кружок (в 1890 была впервые организована «Выставка детских игрушек, игр и занятий»). Пед. отдел музея много сделал для изучения и пропаганды наследия Я. А. Коменского и К. Д. Ушинского и стал инициатором конкурсов на соискание премий им. Ушинского (проводились с 1899 1 раз в 3 года). Работа музея получила высокую оценку рус. и заруб. науч. общественности. На Брюссельской гигиенич. выставке гигиенич. отдел музея получил высш. награду. Участники Парижской геогр. выставки 1875, высоко оценив работу геогр. секции музея, рекомендовали во всех гос-вах учредить М. п. по образцу петербургского. Большое значение имели организованные музеем публичные лекции крупных ученых и педагогов (И. М. Сеченова, Н. М. Пржевальского, П. Ф. Лесгафта, С. М. Соловьева, Н. X. Весселя и др.); нар. чтения. Ежегодно лекции посещало св. 100 тыс. слушателей. Музей имел аудитории во мн. городах России. Комиссии на местах получали от него программы, уч. пособия, метод. указания, а часто и тексты чтений. При музее были созданы «Общедоступные муз. классы», ставшие первыми «нар. консерваториями». В их работе принимали участие композиторы Н. А. Римский-Корсаков и М. А. Балакирев. В 90-х гг. 19 в. музей выступил инициатором и организатором всерос. пед. съездов. Независимый от руководства Мин-ва нар. просвещения, музей был постоянно объектом нападок чиновников. После октября 1917 музей вошел в число науч.-пед. учреждений Наркомпроса РСФСР.
С 90-х гг. 19 в. в России широкую известность получили подвижные М. п., создаваемые по инициативе общественности. В 1892 кружком учителей был образован подвижной музей наглядных пособий (с 1894 номинально функционировавший при комиссии по техн. образованию Рус. техн. об-ва). Музей в основном существовал на благотворит. пожертвования, в его работе участвовали видные деятели внешк. образования (Н. А. Рубакин, М. В. Новорусский и др.). Отделы физики, химии, географии и др. оказывали помощь учителям; музей выполнял заказы на пособия, используемые в нач. обучении, осуществлял издат. деятельность, содействовал организации учительских курсов. После октября 1917 подвижной музей продолжал нек-рое время функционировать под назв. Центр. внешк. пед. музея.
В 1903 был создан крупнейший в Москве М. п. при Моск. ун-те. В его основе — экспонаты и коллекции, переданные в дар музею профессорами Моск. ун-та Н. А. Умовым, Д. Н. Анучиным, Р. Ю. Виппером и др. Фонд насчитывал св. 3 тыс. предметов (одно из крупнейших собраний уч. пособий того времени в России). Музей приступил к созданию каталога наиб. распространенных уч.-наглядных пособий. После ликвидации Пед. об-ва музей в 1908 был передан уч. отделу Об-ва распространения техн. знаний («Постоянный и передвижной музей О. Р. Т. 3.»).
Число подвижных музеев непрерывно росло (от 10 в 1900 до 67 в 1903). Широкую известность приобрели музеи: Новоузен-ский пед. (осн. в 1901), организовавший серию бесед и лекций для сел. населения; Казанский пед. (осн. в 1902), уездные (Можайский, Волоколамский, Рузский, Сер-пуховский, Подольский, Коломенский, Звенигородский), Моск. и Курской губерний и др. В нек-рых земствах (Вятское, Курское и др.) в кон. 19 — нач. 20 вв. возникли мастерские по изготовлению дешевых уч. наглядных пособий. В 1910- 1912 земствами была выдвинута идея организации системы музейного обслуживания в губерниях, уездах, р-нах как органов распространения внешк. образования среди крестьянского населения и использования их передвижных фондов для организации лекций, бесед и выставок, а также для распространения проф. знаний.
Большую известность приобрел Киевский пед. музей (осн. в 1902 при управлении Киевского уч. округа). В 1911 на частные пожертвования (в осн. мецената С. С. Могилевцева) для музея было выстроено спец. здание. Киевский пед. музей был закрыт Центр. радой.
После октября 1917 М. п. оказывали содействие щк. и внешк. образованию, выполняли функции баз, обеспечивающих временное пользование наглядными пособиями. К 1922/23 уч. г. в Москве сложилась музейная сеть, обслуживавшая уч.-воспитат. учреждения. Музеи вели метод. работу с учителями и учащимися. При них комплектовались б-ки. М. п. действовали в Саратове, Казани и др. городах, при них организовывались разл. комиссии, кружки. К кон. 30-х гг. почти все М. п. прекратили свое существование (до 1941 просуществовал Музей по нар. образованию в Москве, до 1962 — Музей по нар. образованию АПН в Ленинграде). Функции музеев стали в Значит. степени выполнять музеи школьные и ИУУ. Работа, проводившаяся М. п. с детьми, стала осуществляться внешк. учреждениями.
Лит.: 25-летие пед. музея военно-учебных заведений (1864 — 1889). [СПБ. 1889]; Тимошенко И. Е., К устройству пед. музея при управлении Киевского уч. округа. К. 1902; Страхова М. Подвижной музей наглядных уч. пособий в Петербурге СПБ. 1902; Музей пед. общества в 1903 году. Год первый. (Пед. общество при имп. Моск. ун-те), М., 1904; Пед. музей воеино-учебных заведений 1864 — 1914, СПБ, 1914; Медынский E. H. Внешкольное образование, его значение, организация и техника, М. 1918; Алпатов Н. И., Уч.-воспитат. работа в дореволюц. школе интернатного типа, М. 1958; Кумарин В. В., В о л-к о в Н. А., Пед. музей в России. СП, 1985, № 12. А. Я. Айзенберг, 9. Д. Днепров.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
171.38 кб

Педагогические музеи Тамбовской губернии в XIX – начале ХХ вв

Махрачев Сергей Федорович
В статье рассматривается история педагогических музеев Тамбовской губернии. Анализируются их возможности в образовательно-воспитательном процессе. Показан вклад известного педагога Н. Ф. Бунакова в развитие музейного дела.
Читать PDF
289.98 кб

Церковные педагогические музеи как образовательная форма культуры конца XIX начала ХХ в

Полякова Елена Александровна
Потребность общества в сохранении и охране объектов православного наследия во второй половине XIX в.

Похожие термины:

  • ШКОЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МУЗЕИ ЗА РУБЕЖОМ

    музеи, в которых собраны и хранятся учебное оборудование и методическая литература, необходимая для обучения и воспитания школьников. Впервые появились в Великобритании и Канаде в 1857 г., затем в И