МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
область киноискусства, представленная фильмами, которые создаются путем покадровой съемки последовательных фаз движения рисованных, живописных (графическая мультипликация) или объемно-кукольных (объемная мультипликация) образов. Мультипликация (от лат. multiplicatio - умножение) благодаря выразительным возможностям позволяет не только "оживить", но и "одушевить" героев литературных произведений, сказок, сценариев и т.д., сделать их понятными для детей. Попытки мультипликации предпринимались еще до развития кинематографа. Метод графической мультипликации возник в начале 20 в. (1906-08, Э. Коль, Франция; С. Блэктон, США). Первые объемные М. в России были поставлены В.А. Старевичем в 1911- 1913. Первый полнометражный игровой мультфильм "Новый Гулливер" снял А.Л. Птушко в 1935. В 1936 организована студия "Союзмультфильм", сыгравшая решающую роль в развитии мультипликации. В 30-40-е гг. в М. во многом использовались технические приемы, разработанные американским режиссером У. Диснеем. В послевоенные годы стали шире использоваться традиции отечественного фольклора и изобразительной культуры ("Конек-Горбунок" И.П. Иванова-Вано, "Серая шейка" Л.А. Амальрика и В.И. Полковникова, "Снежная королева" Л.К. Атаманова и др.). В 50-60-е гг. крупными мастерами в области М. были М.С. Пащенко, Атаманов, В.Д. Дегтярев, Р.А. Качанов, Ф.С. Хитрук и др. Появились М. для самых маленьких ("Кто сказал мяу?", "Варежка" и др.), отличавшиеся добрым отношением к миру, искренностью и юмором. Кукольные фильмы ("Приключения барона Мюнхгаузена" и "Сказка о попе и работнике его Балде" А.Г. Карановича, "Чудесный колодец" Дегтярева, "Мой зеленый крокодил" В.В. Курчевского и др.) отличали пластическая выразительность персонажей, образное использование фактуры. Расширялась жанровая дифференциация М., ставились эксперименты по сочетанию М. и натурного кино, рисунка и аппликации, использования "киноколлажа". Пополнился репертуар для самых маленьких ("Каникулы Бонифация" Хитрука, "Малыш и Карлсон" Б.П. Степанцева, и др.). В конце 60-х гг. появились самые популярные герои М.: Крокодил Гена и Чебурашка, Винни-Пух, Волк и Заяц из серии "Ну, погоди!", озвучиваемые известными артистами кино и театров. Виртуозное владение мультипликационной техникой демонстрировали М. Б.П. Дежкина "Необыкновенный матч" и "Шайбу, шайбу!" и др. Поэтические и лирические М.-притчи Хитрука, А.Ю. Хржановского, Ю.Б. Норштейна, Н.Н. Серебрякова, Степанцева, Курчевского и др. показали, что мультипликации доступны самые сложные сюжеты. В 70-е гг. возник жанр М.- мюзикла ("Бременские музыканты" И.А. Ковалевской, "Голубой щенок" Е.А. Гамбурга и др.). Началом нового жанра М. - художественного образного исследования творчества стала трилогия Хржановского об А.С. Пушкине, основанная на рукописях и рисунках поэта. Были сняты познавательные М. ("Коля, Оля и Архимед", "Аргонавты", "Прометей" и др.). В 80-е гг. продолжены серии "Ну, погоди!" В.М. Котеночкина, "Трое из Простоквашино" В. Попова, серии про Чебурашку Качанова и Удава И.Ф. Уфимцева. В.И. Пекарь создал яркую живописную серию, знакомящую с культурой, народным искусством, фольклором народов стран Латинской Америки, Азии и Африки. Разрабатывался жанр художественной фантастики (в т.ч. полнометражный М. "Тайна третьей планеты" Качанова). В жанре поэтической философской мультипликации сделаны М. "Балаган" Гараниной (по мотивам творчества Гарсия Лорки), "Разлученные" и "Превращение" Серебрякова, "Черно-белое кино" В. Соколова, "Лев и бык" Хитрука и др. В 90-е гг. в подготовке М. широко используются новые компьютерные технологии. Обладая особыми возможностями воздействия на юного зрителя, мультипликация может найти широкое применение в воспитательной и учебной работе. Мультипликация с особой интенсивностью стимулирует у маленького зрителя работу воображения, фантазии, вовлекает его в мир обобщенных образных представлений, а по мере его взросления - в мир поэтической метафоры, нравственно-философской притчи, художественного размышления. Выразительность, образность, музыкальность и лаконичность М. позволяют решать широкий круг образовательных и воспитательных задач, в т.ч. и физического развития ребенка. Как показали исследования, общение с яркой и музыкальной мультипликацией способствует интенсивности зрительных и слуховых ощущений у детей. Традиционно М. используются в воспитательной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Однако из-за особенностей детского восприятия эмоции, пережитые ребенком во время просмотра М., часто остаются неосмысленными. Задача педагога - помочь ребенку осознать свои впечатления. Уже в 6-7 лет дети вполне способны к освоению нравственного и эстетического содержания М. Игра-инсценировка, поставленная после просмотра М., позволит ребенку скорее усвоить его художественную логику, оценить поступки персонажа. Обычно этот процесс вызывает наибольшие затруднения у детей, т.к. у них преобладает ситуативное восприятие событий без проникновения в их причинно-следственные связи. Изобразительное творчество детей на основе просмотренного М. также помогает выражению эмоций, осмыслению выразительных средств, использованных в М. Средством музыкального воспитания выступают М., поставленные на основе классических музыкальных произведений. М. способствуют развитию разнообразных творческих способностей детей, развитию их воображения и образного мышления. Дети с особым удовольствием сами участвуют в создании М. и охотно посещают студии и кружки мультипликации. М. способствуют интеллектуальному развитию подростков и старших школьников, формированию их эстетической культуры. М.-экранизации, М.-притчи, М. поэтического, философского и нравственного содержания при умелом использовании педагогом могут стать поводом для эффективного педагогического общения. Мультипликация, названная С.М. Эйзенштейном школой метафорического мышления, особым образом способствует умственному развитию детей, овладению навыками художественно-публицистического выражения мысли.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
область киноискусства, представленная фильмами, к-рые создаются путем покадровой съемки последоват. фаз движения рисованных, живописных (графич. мультипликация) или объемно-кукольных (объемная мультипликация) образов. Мультипликация (от лат. multiplicatio — умножение) благодаря специфике и неограниченным выразит, возможностям (трансформации могут подвергаться и пространство, и движение, и время) позволяет не только «оживить», но и «одушевить» героев лит. произведений, нар. сказок и оригинальных сценариев, сделать их понятными для детей. Иск-ву мультипликации подвластно практически все, что доступно человеческой фантазии и может быть выражено визуально.
Попытки создания движущихся графич. лент, демонстрируемых посредством спец. аппаратов, предпринимались еще до изобретения кинематографа («Оптический театр» Э. Рейно, 1892). На основе этой традиции возник метод графич. мультипликации (1906—08, Э. Коль, Франция; С. Блэктон, США). Первые объемные М. были поставлены в России реж. В. А. Старевичем в 1911—13. Позже с развитием дет. кино на студиях страны были организованы спец. мульти-пликац. мастерские. Уже первые М. для детей, выпущенные ими («Каток» И. П. Иванова-Вано и Д. Я. Черкеса; «Почта» M. M. Цехановского; «Сказка о царе Дурандае» Иванова-Вано, В. С. и 3. С. Брумберг), отличала высокая изобразит, культура, творчески использующая опыт дет. книжной графики тех лет. В 1935 реж. А. Л. Птушко снял полнометражный мультипликац. игровой фильм «Новый Гулливер», сочетающий игру живого актера и кукольных персонажей, чрезвычайно выразит, мимика к-рых обеспечивалась впервые примененной пластилиновой техникой. Решающее значение для развития отеч. мультипликации имела организация студии «Союзмульт-фильм» (1936). Первые десятилетия студия осваивала конвейерные методы создания М. и технику пластич. движения персонажей, разработанные амер. реж. У. Диснеем, под сильным влиянием к-ро-го в 30—40-х гг. находилось иск-во мультипликации. В послевоен. годы коллектив студии постепенно отошел от подражания диснеевским образным стереотипам, обращаясь в поисках нац. и творческого своеобразия к произведениям дет. лит-ры, рус. фольклору, традициям рус. изобразит, культуры. М. «Конек-Гврбунок», «В некотором царстве» Иванова-Вано, «Серая шейка» Л. А. Амальрика и В. И. Полковникова, «Сказка о рыбаке и рыбке» Цехановского, полнометражным М. «Снежная королева» Л. К. Атаманова, ставшим образцовым достижением в области классич. волшебной сказки, утвердилась школа нац. рус. мультипликации. Важный вклад в развитие мультипликац. иск-ва внесли М. «Федя Зайцев» Брумберг, «Волшебный магазин» Амальрика и др., в к-рых была сделана попытка введения в действие М. совр. человека.
В 50—60-х гг. крупнейшими мастерами мультипликации М. С. Пащенко, Атамановым, В. Д. Дегтяревым, Р. А. Ка-чановым, Ф. С. Хитруком и др. снимался ряд М. для самых маленьких («Снеговик-почтовик», «Непослушный котенок», «Кто сказал мяу?», «Варежка», «Топтыжка» и др.), заложивших прочные традиции этой особой области мультипликации для детей: доброе отношение к миру, искренность и юмор, изобретательность и изящество изобразит, и муз. решений. Кукольные М. этих лет «Летающий пролетарий» Иванова-Вано и И. Боярского, «Приключения барона Мюнхгаузена» и «Сказка о попе и работнике его Балде» А. Г. Карановича, «Чудесный колодец» Дегтярева, «Мой зеленый крокодил», «Легенда о Григе» В. В. Курчевского и др. отличали пластич. выразительность кукольных персонажей, образное использование фактуры. М. «Большие неприятности» Брумберг, «История одного преступления» Хитрука, «Баня» С. И. Лют-кевича и Карановича (60-е гг.) — новая страница в истории отеч. мультипликации. Расширялись жанровые и тематич. границы, предпринимались эксперименты по сочетанию мультипликации и натурного кино, рисунка и аппликации, использовался метод «киноколлажа». Пополнился репертуар М. для самых маленьких: «Мистер Твистер» Карановича, «Каникулы Бонифация» Хитрука, «Малыш и Карлсон» Б. П. Степанцева и др. В кон. 60-х гг. на экране появились герои, ставшие вскоре самыми популярными «звездами» мультипликации: Крокодил Гена и Чебурашка, Винни-Пух, неразлучная пара Волк и Заяц из серии «Ну, погоди!». Виртуозное владение мульти-пликац. динамикой демонстрирует серия спорт, фильмов Б. П. Дежкина («Необыкновенный матч», «Шайбу, шайбу!» и др.). Созданные в 60—70-е гг. философские, поэтические, лирические М., а также М.-притчи Хитрука, А. Ю. Хржановского, Ю. Б. Норштейна, H. H. Серебрякова, Степанцева, Курчевского и др. показали, что мультипликации доступны и самые серьезные, острые проблемы жизни, творчества. М.-экранизации «Левша» Иванова-Вано, «Мертвые души» Степанцева, «Бедная Лиза» И. Н. Гараниной и др. ставят и решают задачи, казавшиеся ранее доступными только игровому кинематографу. В 70-е гг. появляется жанр мультипликац. мюзикла («Бременские музыканты» И. А. Ковалевской, «Голубой щенок» Е. А. Гамбурга, «Шкатулка с секретом» В. М. Угарова и др.). Началом нового жанра мультипликации- худож. образного исследования судьбы и творчества выдающейся личности — стала трилогия Кржановского об А. С. Пушкине, основанная на рисунках и рукописях поэта и требующая от зрителя активного интеллектуального соучастия в восприятии фильма. Новые тенденции в развитии жанра М.-сказки возникают в творчестве реж. и художника Норштейна, М. к-рого «Лиса и Заяц», «Цапля и журавль», «Ёжик в тумане», «Сказка сказок» отмечены нетрадиционностью изобразит, и звукового решений, психол. точностью изображаемых характеров, новым соотнесением персонажа и среды, богатством ассоциаций, поэтич. и филос. подтекстом. Снимаются познават. М. для детей и подростков («Коля, Оля и Архимед», «Наш друг Пишичитай», «Рассказы старого моряка», «Аргонавты», «Прометей» и др.). В 80-е гг. продолжились выпуски серийных М.: «Ну, погоди!» В. М. Котеночкина, «Трое из Простоква-шино» В. Попова, «Котенок по имени Гав» Атаманова, «Самый маленький гном» М. И. Каменецкого, серии про Чебурашку реж. Качанова и про Удава реж. И. В. Уфимцева; вышли юморис-тич. мультипликац. альманахи «Веселая карусель», «Переменка», «На задней парте». Цикл сев. сказок по С. Г. Писахову и Б. В. Шергину, начатый в 70-е гг. Серебряковым («Ваня Датский», «Золоченые лбы»), отенял Л. В. Носырев: «Не любо — не слушай», «Дождь», «Волшебное кольцо», «Архангельские новеллы». Режиссер В. И. Пекарь создал яркую живописную серию М., знакомящих зрителя с культурой, нар. иск-вом, фольклором народов стран Лат. Америки, Азии и Африки («Говорящие руки Тра-ванкара», «Закон племени», «Путь в вечность», «То ли птица, то ли зверь»). Активно разрабатывался в эти годы и жанр фантастич. М. («Зеркало времени», «Возвращение», «Контакт», «Юбилей» В. И. Тарасова; полнометражный М. «Тайна третьей планеты» Качанова и др.). Продолжал разрабатывать жанр М.-сказки в направлении, заданном Норштейном, 3. Назаров («Жил-был пес», «Путешествие муравья»). В жанре поэтич. филос. мультипликации кинематографа сделаны М. «Балаган» Гараниной (по мотивам творчества Гарсии Лорки), «Разлученные», «Превращение» Серебрякова, «Черно-белое кино» В. Соколова, М.-притча«Лев и бык» Хитрука и др. Новое поколение мультипликаторов (в их числе Н. Голованова, Г. Баринова, Н. В. Орлова, Е. Баринова, М. Новогрудская, А. Татарский, Л. Петкевич) представляют не только «Союзмультфильм» и др. киностудии, но и ряд телестудий, в т. ч. «Мульттелефильм». Ведутся поиски новых тем и жанров, новых худож. средств. Молодые мультипликаторы экспериментируют в пластилиновой, живописной и др. технике, в области компьютерной мультипликации.
В 60—70-е гг. возникли творческие коллективы мультипликаторов в др. республиках СССР, к-рые успешно развивали нац. традиции в иск-ве мультипликации. Широко известны азерб. М. «Однажды», «Легенда о девичьей башне» и др. реж. М. Панахи; армянские — «Лисья книга», «Храбрый Назар», «Ки-кос» и др. реж. Р. Саакянца; белорусские- «Сказка о веселом клоуне» О. Бе-лоусова, «Про кота Васю и охотничью катавасию» К. Кресницкого и др.; грузинские — серия о Самоделкине В. Д. Бахтадзе, «Отважный Важа» Б. Стариковского, «Эка и козленок» О. Андроникашвили, «Сказка о драконе и витязе» И. Саралидзе и др.; казахские- «Сорок небьушц» А. Хайдарова, серия о Джине реж. Г. Кистауова, «Три мастера» Б. Омарова, «Белый верблюжонок» Д. Кусаинова и др.; киргизские — «Охотник Олокон» С. Ишенова, «Узорная сказка» В. Белова и др.; латвийские — «Красные башмачки», «По-по-дру» А. Бу-ровса, серия про Цапа А. Нориньша; молдавские — серия о Гугуцэ реж. К. Ба-лана, «Элегия»и, «Мария-Мирабела» (в соавторстве с И. Попеску-Гопо) Н. Бо-дюл, «Хвастунишка Петвикэ» Л. Домни-на, «Если верить в сказку» В. Барбе и др.; таджикские — «Рыбка Гульзор», «Чинара» М. Мансурходжаева и др.; туркменские — «Ковер-самолет», «Новая песня Экенди» Т. Камаловой, «Озеро в пустыне», «Идол» Н. Туляходжаева и др.; украинские — «Легенда о пламенном сердце» И. Б. Гурвич, «Золотое яичко» И. Лазарчука, «Страна Считалия» Е. Ч. Сивоконя, «Приключения капитана Врунгеля» и «Айболит» Д. Черкасского, серия о казаках В. Дахно и др.; эстонские — «Большой Тылл» Р. Раамата, «Клоун и кропс» Э. Туганова, «Зеленый медвежонок» П. Пярна, серия об операторе Кыпсе X. Парса, серия о Клабуше А. Пайстика.
Становление и развитие мультипликации в странах Вост. Европы связано с именами И. Трнки, Э. Гофмана, Б. Поя-ра, Г. Тырловой, К. Земана (Чехословакия), Т. Динова, 3. Дойчева, Р. Бычва-рова, Д. Донева (Болгария), И. Попеску-Гопо (Румыния), Я. Леницы, В. Герша (Польша), Д. Вукотича (Югославия). Крупнейшие мастера мультипликации: Дж. Хабли (США), Н. Мак-Ларен (Канада). Г. Гримо (Франция), Дж. Халас, Дж. Даннинг (Великобритания) и др. В США, Великобритании, Японии и др. странах делается много уч. М. Вопросами мультипликации занимается Междунар. орг-ция АСИФА (Ассоциация мультипликац. кино).
Обладая особыми возможностями воздействия на юного зрителя, мультипликация при соответствующей подготовленности педагога может найти широкое применение в воспитат. и уч. работе с детьми наряду с худож. и уч. фильмами (см. Кино, Учебное кино). В отличие от игрового кино, мультипликация — иск-во условное, оперирующее стилизованной образностью и потому с особой интенсивностью стимулирующее у маленького зрителя работу воображения, фантазии, вовлекающее его в мир обобщенных образных представлений, а зрителя постарше- в мир позтич. метафоры, иносказания, нравств.-филос. притчи, худож. размышления.
Пластич. и цветовая выразительность, яркая образность, музыкальность, лаконичность выражения мысли, динамичность, короткий метраж — все эти качества М., отвечающие особенностям дет. восприятия, позволяют решать широкий круг образоват. и воспитат. задач, в т. ч. физич. развития ребенка. Как показали спец. исследования, острота зрения, интенсивность слуховых и цветовых ощущений у детей от 6 до 15 лет неуклонно повышаются, увеличиваясь почти на 60%, и общение с мультипликацией, где используются сотни цветовых оттенков, дина-мич. рисунок, разнообразное муз. и шумовое оформление, заметно активизирует этот процесс.
Традиционно М. используются в воспитат. работе с детьми дошк. и мл. шк. возраста. Возникающее в результате просмотра «эмоциональное поле» является исключительно благоприятным для пед. воздействия на нравств. мир ребенка, на его понимание и ощущение худож. языка, восприятие образов фильма. Изучение особенностей дет. восприятия кино-иск-ва показало, что из-за фрагментарности восприятия, наивного реализма, отсутствия жизненного и эстетич. опыта эмоции, пережитые ребенком во время просмотра М., часто остаются неосмысленными. Задача взрослых, педагогов — помочь ребенку осознать свои впечатления, развивая в нем т. н. думающее восприятие. Уже в 6—7-летнем возрасте дети вполне способны к освоению нравств.-эстетич. содержания фильма через его выразит, средства. Педагог может предложить детям игру-инсценировку по просмотренному М., в процессе к-рой ребенок постепенно входит в содержат, мир фильма и усваивает его худож. логику, оценивает поступки персонажей, что вызывает обычно наиб. затруднения, т. к. у детей мл. возраста преобладает ситуативное восприятие событий без проникновения в их причинно-следств. связи. Изобразит, деятельность детей на основе просмотренного М. должна быть направлена не на копирование работы художника, а на выражение эмоций, отношения к героям М., на осмысление выразит, средств, с помощью к-рых создан характер героя, выражена авторская позиция. Для более глубокого освоения нравств.-эстетич. мира М., знакомства со спецификой худож. выразительности в разных видах иск-ва можно предложить детям сравнить книгу, иллюстрации к ней с М., созданным на основе этой книги. Большие возможности в этом отношении (а также для развития муз. восприятия ребенка) открывают М., поставленные на основе классич. муз. произведений. Прослушивание муз. произведения до просмотра М., беседа о том, какие настроения и состояния оно выражает, попытки пофантазировать и нарисовать то, что дети представили себе, слушая музыку, позволяют им более активно включиться в последующее восприятие фильма.
Просмотр М. может стать основой и для работы по развитию творческих способностей детей, воображения и образного мышления, если, напр., предложить детям придумать свое собств. начало, середину или окончание просмотренного М. (пропустив соответственно эти фрагменты при демонстрации фильма). Для этой цели особенно подходят M. с динамичным сюжетом, в к-рых есть возможности для нестереотипных поворотов действия. Своеобразной формой эстетич.-пед. работы с детьми на основе мультипликац. иск-ва, позволяющей соединить усвоенные навыки и знания о М. с собств. творчеством, может стать игра «Нарисуем свой М.», знакомящая детей с процессом создания М. Игра эта может быть как коллективной, с распределением заданий по «кинопрофессиям», так и индивидуальной; она может завершиться созданием любительской мультипликац. киноленты.
У подростков и ст. школьников общение с иск-вом мультипликации, привычно ограничивающееся развлекат. функцией, с помощью педагога может приобрести развивающий, творческий характер, способствовать развитию киновосприятия, формированию эстетич. культуры, освоению специфики киноиск-ва, интеллектуальному развитию учащихся. М.-экранизации, мюзиклы, пародии, М. сатирич., поэтич., филос., полит. содержания, М.-притчи при умелом использовании учителем могут стать поводом для эффективного пед. общения.
Игры и задания, развивающие мышление, речь, творческие возможности, знакомящие с кинопрофессиями, способствующие освоению специфики иск-ва («Придумай свой финал», «Придумай новых героев», «Нарисуй музыку» и т. п.), можно успешно использовать в работе с учащимися разных возрастов, расширяя жанровые и тематич. границы просмотров и дет. творчества. Мультипликация, названная С. М. Эйзенштейном школой метафорич. мышления, особым образом способствует интеллектуальному развитию детей, овладению навыками худож.-публицистич. выражения мысли. Лит.: В а, а о И., (Иванов-Вано И. П.), Рисованные фильм. Ми950; его же, Кадр за кадром, М., 1980; Каранович А., Мои друзья куклы, М., [1971]; Мастера сов. мультипликации, [М., 1972]; Асенин С., Волшебники экрана, М., 1974; Мудрость вымысла. Ми983; Юренев Р., Чудесное окно, М., 1983; Гамбург Е. Пекарь В., Художники ожившего рисунка, М. 1984; Захарова Е., Кинозрители от шести до десяти, в кн.: Кино — юным, М., 1985; Сивоконь Е. ЯЕсли вы любите мультипликацию, К. 1985; Асенин С. Мир мультфильма, М., 1986.
Е. А. Захарова.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия