Мотив
психическое явление, становление, становящееся побуждением к действию.
Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”
Мотив
образ объекта, оцененный и ставший значимым для субъекта, соотнесенный с образом потребности.
Источник: Методологический словарь для стратегов
Мотив
побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни субъекта и определяющий направленность активности личности.
Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике
Мотив
[фр. motif < лат. mоveo – двигаю] – псих. побудительные причины, повод к какому-л. действию, побуждение к какому-л. действию, поступку.
Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.
МОТИВ
побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.
Мотивы
то, что побуждает к деятельности человека; то, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.
Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии
Мотив
внутренняя причина, побуждающая школьника к действию; психическое явление, становящееся побуждением к определенной деятельности, отражающее потребности и интересы личности.
Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.
МОТИВ
(motive) – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности (Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – С. 237).
Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.
Мотив
побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности; осознаваемые причины, которые обусловливают выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору действий.
Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007
МОТИВ –
1) осознанная причина поступка, действия, отношения или высказывания; внутренняя побудительная или стимулирующая сила; 2) отдельно взятое побуждение к деятельности, обусловленное определенным интересом или потребностью (Д.А.Белухин).
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
Мотив
внутренняя психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивы – только одна из движущих сил поведения, наряду с привычками, разумными соображениями, страхами и состояниями аффекта, стимулами, жизненными целями и ценностями.
Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013
Мотив
от французского motif - побуждение) - психическое явление, непосредственно побуждающее то или иное действие, ту или иную деятельность военнослужащего. На настоящем этапе развития психологии к М. относят разнообразные психологические явления: инстинкты, влечения, эмоции, установки, желания и др. От М. следует отличать мотивировку.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
МОТИВ
побудитель деятельности человека, социальных групп, ради чего она и совершается. Мотивация, то есть процесс побуждения человека, социальной группы к совершению определенной деятельности, тех или иных действий, поступков, представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Литература: [20, 53, 65].
Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.
Мотив
отлат. movere - приводить в движение, толкать) - 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии
МОТИВ
лат. motio — движение; moto avi — приводить в движение) — внутреннее, субъективно-личностное побуждение к речевому действию, осознанная заинтересованность в его совершении. В роли М. могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. В основе М. лежат убеждения, которыми руководствуется человек в своей деятельности. Лит.: Шабес В.Я. Событие и текст. — М., 1989. О.Н. Волкова
Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник
Мотив
(от лат. movere – приводить в движение, толкать), субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения. Основная часть мотива формируется в процессе социализации личности, ее становления и воспитания [33, с. 88].
Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014
МОТИВ
внутренний, как правило, осознанный побудитель деятельности, ради чего она совершается, внутренний смысл поступка.
Мотивация — система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения. В результате мотивации деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели деятельности во внутренние потребности личности.
Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.
МОТИВ
(фр. motif – побудительная причина, лат. moveo – двигаю) – 1) Осознанное побуждение, обусловливающее действия для удовлетворения каких-либо потребностей человека. 2) Материальный или идеальный предмет, достижение которого является смыслом деятельности. Важнейший этап волевого акта – борьба мотивов, заканчивающаяся принятием решения и его осуществлением посредством отдельных действий или деятельности в целом. Мотив формируется на основе потребностей и непосредственно связан с целями деятельности.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
МОТИВ
от лаг. moveo — двигаю) — побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни субъекта и определяющий направленность его активности. В современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. Значительное влияние на развитие положительных мотивов учения имеет применение в ходе занятий так называемой «методики успеха»; суть ее в том, что у учащихся постоянно поддерживается вера в успех, в свои силы и возможности.
Источник: Профессиональное образование. Словарь
Мотив
опредмеченная потребность, побуждение к определенной деятельности, осознаваемая причина, лежащая в основе стремления человека к осуществлению определенной деятельности. Когда испытываемая потребность осознается индивидом и соединяется в его сознании с тем предметом (в смысле), который удовлетворит эту потребность, то этот предмет становится воплощением потребности, которая и называется мотивом. При этом предмет активности совпадает с мотивом, выражающим переживаемую потребность и обозначающим потенциальный продукт деятельности.
Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы
Мотив
(от лат. moveo — двигаю) — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивация складывается под влиянием условий жизни субъекта и определяет направленность его активности. В роли М. могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. М. служит основанием деятельности и выполняет ряд важных функций — побудительную, направляющую, регулятивную, оценочную, смыслообразующую. Развитие М. человека происходит на протяжении всей его жизни через расширение и обогащение жизненного мира субъекта, осваиваемого им в его предметной деятельности. Для ранних возрастов характерна аморфная структура побуждений, которая в дальнейшем приобретает вид иерархии М., обеспечивающей сознательно-целевое управление поведением. Важный компонент педагогического мастерства — умение создавать и использовать определенные ситуации для воздействия на систему М. личности. Формирование учебной мотивации является одной из задач педагогической деятельности.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
МОТИВЫ
побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В современной психологии термин "М." применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли М. могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. М. человека развиваются на протяжении всей его жизни через расширение и обогащение жизненного мира субъекта, осваиваемого им в его предметной деятельности. Процесс формирования М. человека характеризуется интеграцией стихийно возникающих побуждений в более крупные мотивационные единицы с тенденцией к образованию целостной мотивационной системы личности. Характерная для раннего возраста аморфная структура побуждений с отсутствием выраженной иерархии М. постепенно преобразуется в более сложную структуру с централизованной сознательно-волевой системой управления поведением. Умение создавать и использовать определенные ситуации для воздействия на систему М. личности составляет важный компонент педагогического мастерства. См. также Желание, Мотивация
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
МОТИВ
(от фр. motif – побудительная причина, повод). Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. В качестве М. выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы. В случае принятия их человеком они приобретают личностный смысл и побудительную силу. Взаимоотношения в триаде «потребность – мотив – деятельность» были раскрыты в теории деятельности А. Н. Леонтьева, которая была положена в основу теории речевой деятельности. Согласно теории деятельности источником побудительной силы М. и соответствующего побуждения к деятельности выступают потребности. М. определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Нередко деятельность имеет сразу несколько М. В то же время формирование ведущего М. приводит к тому, что у него помимо функций побуждения и направления деятельности возникает особая смыслообразующая функция: она придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл – осознанное внутреннее оправдание деятельности. Для преподавателя важно знать мотивы деятельности учащихся и направлять их на достижение поставленной цели обучения. См. мотивация.
Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
МОТИВЫ
франц., ед. ч. motif, от лат. moveo — двигаю), побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В совр. психологии термин «М.» применяется для обозначения разл. явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли М. могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.
В заруб. психологии существуют разл. подходы к пониманию природы М. наиб. традиционной является трактовка М. как внутр. побудит, сил; при этом М. нередко объявляются врожденными, характеризующими глубинную и неизменную природу индивида (см., напр., Психоанализ). Противоположное понимание М. представлено теориями, в к-рых в качестве М. выступают внеш. воздействия, предметы, стимулы, и поведение рассматривается в конечном счете как однозначно определяемое этими силами. Крайней формой такого понимания является бихевиористекая концепция подкрепления (см. Бихевиоризм). Отход от механистич. объяснения М. наметился в работах К. Левина, А. Адлера, В. Франкля.
В отеч. психологии утвердилось положение о том, что содержание М. личности определяется объективными условиями ее жизнедеятельности, прежде всего социальными. С изменением конкретных социальных условий в ходе ист. развития меняются предпосылки для развития тех или иных М., а также их конкретное содержание. В качестве М. выступают материальные или идеальные предметы, к-рые, будучи включены в систему отношений субъекта, приобретают свойство побуждать и направлять его деятельность.
Устойчивые отношения жизнедеятельности определяют формирование тех или иных достаточно стабильных М. и потребностей субъекта, составляющих ядро его личности. От последних следует отличать ситуативно возникающие М. конкретных поступков, зависящие не только от устойчивых М., но и от конкретной ситуации, к-рая может способствовать реализации одних М. и препятствовать реализации других. М. конкретных действий не существуют вне самих этих действий; возникая вместе с действием, они способны видоизменяться. Умение создавать и использовать определенные ситуации для воздействия на систему М. личности составляет важный компонент пед. мастерства.
М. определяют не только сам факт осуществления той или иной деятельности, но и ее эффективность, а также качеств, особенности ее строения. Экспериментально продемонстрировано влияние М. на строение и специфику действий запоминания, построения движений, структуру игры. М. субъекта задают направленность его познават. деятельности и структурируют содержание восприятия, памяти, мышления и т. д. М. могут проявляться в содержании сновидений, в продукции воображения, в закономерностях непроизвольного запоминания и забывания значимых событий. Сами М. при этом, как правило, не осознаются; они могут приобретать форму эмоциональной окраски тех или иных объектов или явлений. Осознание М. представляет собой спец. задачу. Чем полнее и точнее человек осознает свои М., тем больше его власть над своими поступками. Нередко, впрочем, осознание М. подменяется мотивировкой — рациональным обоснованием поступка, не всегда отражающим действит. побуждения человека. В воспитат. работе очень важно умение отличать мотивировки от М.
М. человека развиваются на протяжении всей его жизни через расширение и обогащение жизненного мира субъекта, осваиваемого им в его предметной деятельности. Новые М. могут формироваться за счет видоизменения строения самой деятельности по ходу ее протекания. Предмет, выступавший первоначально в качестве подчиненной промежуточной цели, может приобрести в ходе деятельности самостоят. побудительную силу и превратиться в М. деятельности (механизм — «сдвига М. на цель»). Так, чтение учебника может пробудить у школьника познават. интерес к предмету, хотя вначале этого интереса могло и не быть и действие могло побуждаться к.-л. др. М. Важным источником формирования новых М. личности является участие в совместной с др. людьми деятельности. Новые ситуативно возникающие М. способны при определенных условиях укореняться в структуре личности и превращаться в более или менее устойчивые побуждения, так что через развитие М. конкретной деятельности осуществляется развитие устойчивых М. и потребностей.
Процесс формирования М. человека характеризуется интеграцией стихийно формирующихся побуждений в более крупные мотивац. единицы с тенденцией к образованию целостной мотивац. системы личности. Характерная для раннего возраста аморфная структура побуждений с отсутствием выраженной иерархии М. постепенно преобразуется в более сложную структуру с централизованной сознательно-волевой системой управления поведением. М., представляющие собой специфич. средство регуляции деятельности, отражают энергетич. уровень и структурные особенности доступной для человека деятельности. Однако недостаточные знания и малый опыт ребенка сужают сферу реальной практич. деятельности. Ребенок не может длит. время управлять к.-л. деятельностью, сохраняя достаточно высокий уровень мотивации. В этой связи особую важность имеют спец. психол. методы — направленное обучение детей приемам организации и планирования деятельности, способствующее повышению эффективности деятельности и ее мотивации.
М. учебной деятельности имеют специфич. характер. Уч. деятельность направлена на овладение обобщенными способами действий в сфере науч. понятий. Она должна побуждаться адекватными М. Ими могут быть только М., непосредственно связанные с ее содержанием, т. е. М. приобретения обобщенных способов действий, или М. самосовершенствования. Если удается сформировать такие М. у учащихся, то поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие М., к-рые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Ребенок приходит в школу, руководствуясь в основном М., связанными с интересом к пребыванию в школе, к активному включению в обществ. жизнь. В ходе обучения эти М. претерпевают изменения: в одних случаях возникает интерес к получению хорошей отметки, в других — интерес к самому содержанию знания. наиб. адекватными для уч. деятельности являются уч.-познават. М., к-рые формируются в ходе осуществления самой уч. деятельности и поэтому могут рассматриваться как специфич. психол. новообразования. Все это подчеркивает необходимость формирования М. в школе и актуальность их психол. исследования.
Лит.; Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971; его же, Деятельность. Сознание. Личность, M.; Изучение мотивации поведения детей и подростков, М., 1972; Асеев В. Г., Мотивация поведения и формирование личности, М., 1976; Маркова А. К., Формирование мотивации учения в шк. возрасте, М., 1983; Хекхаузен X., Мотивация и деятельность, [пер. с нем.], т. 1—2, М., 1986; Ковалев В. И., Мотивы поведения и деятельности, М., 1988; Маркова А. К., М а т и с Т. А., Орлов А. Б., Формирование мотивации учения, М., 1990; Аг-kes H., Garske J. Р., Psychological theories of motivation, Monterey; № u 11 i n J. Motivation, planning and acti-on, Leuven, Hillsdale, 1984.
E. Ю. Патяева, Д. А. Леонтьев.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия