МОТИВ –

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МОТИВ
внутренняя побудительная причина действий и поступков человека.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

Мотив
психическое явление, становление, становящееся побуждением к действию.

Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”

Мотив
образ объекта, оцененный и ставший значимым для субъекта, соотнесенный с образом потребности.

Источник: Методологический словарь для стратегов

Мотив
побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни субъекта и определяющий направленность активности личности.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Мотив
[фр. motif < лат. mоveo – двигаю] – псих. побудительные причины, повод к какому-л. действию, побуждение к какому-л. действию, поступку.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

МОТИВ
побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

Мотивы
то, что побуждает к деятельности человека; то, ради чего она совершается. В широком смысле к мотивам относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Источник: Краткий терминологический словарь по библиотерапии

Мотив
внутренняя причина, побуждающая школьника к действию; психическое явление, становящееся побуждением к определенной деятельности, отражающее потребности и интересы личности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

МОТИВ
(motive) – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности (Волков Б.С. Психология юности и молодости: учебное пособие. – М.: Академический проект: Трикста, 2006. – С. 237).

Источник: Детские и молодежные объединения. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.

Мотив
побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности; осознаваемые причины, которые обусловливают выбор действий и поступков; предмет (материальный или идеальный), побуждающий к выбору действий.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

МОТИВ –
1) осознанная причина поступка, действия, отношения или высказывания; внутренняя побудительная или стимулирующая сила; 2) отдельно взятое побуждение к деятельности, обусловленное определенным интересом или потребностью (Д.А.Белухин).

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

Мотив
внутренняя психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивы – только одна из движущих сил поведения, наряду с привычками, разумными соображениями, страхами и состояниями аффекта, стимулами, жизненными целями и ценностями.

Источник: Педагогика и психология высшей школы методика работы с понятийным аппаратом. 2013

Мотив
от французского motif - побуждение) - психическое явление, непосредственно побуждающее то или иное действие, ту или иную деятельность военнослужащего. На настоящем этапе развития психологии к М. относят разнообразные психологические явления: инстинкты, влечения, эмоции, установки, желания и др. От М. следует отличать мотивировку.

Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

МОТИВ
побудитель деятельности человека, социальных групп, ради чего она и совершается. Мотивация, то есть процесс побуждения человека, социальной группы к совершению определенной деятельности, тех или иных действий, поступков, представляет собой сложный процесс, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Литература: [20, 53, 65].

Источник: Педагогика. Словарь системы основных понятий.

Мотив
отлат. movere - приводить в движение, толкать) - 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Источник: Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии

МОТИВ
лат. motio — движение; moto avi — приводить в движение) — внутреннее, субъективно-личностное побуждение к речевому действию, осознанная заинтересованность в его совершении. В роли М. могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. В основе М. лежат убеждения, которыми руководствуется человек в своей деятельности. Лит.: Шабес В.Я. Событие и текст. — М., 1989. О.Н. Волкова

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

Мотив
(от лат. movere – приводить в движение, толкать), субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека; психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения. Основная часть мотива формируется в процессе социализации личности, ее становления и воспитания [33, с. 88].

Источник: Краткий словарь-справочник по гражданско-патриотическому воспитанию. Челябинск. 2014

МОТИВ
внутренний, как правило, осознанный побудитель деятельности, ради чего она совершается, внутренний смысл поступка.
Мотивация — система взаимосвязанных и соподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения. В результате мотивации деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели деятельности во внутренние потребности личности.

Источник: Социально-педагогический словарь. 2016 г.

МОТИВ
(фр. motif – побудительная причина, лат. moveo – двигаю) – 1) Осознанное побуждение, обусловливающее действия для удовлетворения каких-либо потребностей человека. 2) Материальный или идеальный предмет, достижение которого является смыслом деятельности. Важнейший этап волевого акта – борьба мотивов, заканчивающаяся принятием решения и его осуществлением посредством отдельных действий или деятельности в целом. Мотив формируется на основе потребностей и непосредственно связан с целями деятельности.

Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005

МОТИВ
от лаг. moveo — двигаю) — побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни субъекта и определяющий направленность его активности. В современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. Значительное влияние на развитие положительных мотивов учения имеет применение в ходе занятий так называемой «методики успеха»; суть ее в том, что у учащихся постоянно поддерживается вера в успех, в свои силы и возможности.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Мотив
опредмеченная потребность, побуждение к определенной деятельности, осознаваемая причина, лежащая в основе стремления человека к осуществлению определенной деятельности. Когда испытываемая потребность осознается индивидом и соединяется в его сознании с тем предметом (в смысле), который удовлетворит эту потребность, то этот предмет становится воплощением потребности, которая и называется мотивом. При этом предмет активности совпадает с мотивом, выражающим переживаемую потребность и обозначающим потенциальный продукт деятельности.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Мотив
(от лат. moveo — двигаю) — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Мотивация складывается под влиянием условий жизни субъекта и определяет направленность его активности. В роли М. могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. М. служит основанием деятельности и выполняет ряд важных функций — побудительную, направляющую, регулятивную, оценочную, смыслообразующую. Развитие М. человека происходит на протяжении всей его жизни через расширение и обогащение жизненного мира субъекта, осваиваемого им в его предметной деятельности. Для ранних возрастов характерна аморфная структура побуждений, которая в дальнейшем приобретает вид иерархии М., обеспечивающей сознательно-целевое управление поведением. Важный компонент педагогического мастерства — умение создавать и использовать определенные ситуации для воздействия на систему М. личности. Формирование учебной мотивации является одной из задач педагогической деятельности.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

МОТИВЫ
побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В современной психологии термин "М." применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли М. могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы. М. человека развиваются на протяжении всей его жизни через расширение и обогащение жизненного мира субъекта, осваиваемого им в его предметной деятельности. Процесс формирования М. человека характеризуется интеграцией стихийно возникающих побуждений в более крупные мотивационные единицы с тенденцией к образованию целостной мотивационной системы личности. Характерная для раннего возраста аморфная структура побуждений с отсутствием выраженной иерархии М. постепенно преобразуется в более сложную структуру с централизованной сознательно-волевой системой управления поведением. Умение создавать и использовать определенные ситуации для воздействия на систему М. личности составляет важный компонент педагогического мастерства. См. также Желание, Мотивация

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МОТИВ
(от фр. motif – побудительная причина, повод). Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. В качестве М. выступают присущие данному обществу объективные ценности, интересы и идеалы. В случае принятия их человеком они приобретают личностный смысл и побудительную силу. Взаимоотношения в триаде «потребность – мотив – деятельность» были раскрыты в теории деятельности А. Н. Леонтьева, которая была положена в основу теории речевой деятельности. Согласно теории деятельности источником побудительной силы М. и соответствующего побуждения к деятельности выступают потребности. М. определяется как предмет, отвечающий потребности, а потому побуждающий и направляющий деятельность. Нередко деятельность имеет сразу несколько М. В то же время формирование ведущего М. приводит к тому, что у него помимо функций побуждения и направления деятельности возникает особая смыслообразующая функция: она придает деятельности, действиям, целям, условиям деятельности определенный личностный смысл – осознанное внутреннее оправдание деятельности. Для преподавателя важно знать мотивы деятельности учащихся и направлять их на достижение поставленной цели обучения. См. мотивация.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

МОТИВЫ
франц., ед. ч. motif, от лат. moveo — двигаю), побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. В совр. психологии термин «М.» применяется для обозначения разл. явлений и состояний, вызывающих активность субъекта. В роли М. могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.
В заруб. психологии существуют разл. подходы к пониманию природы М. наиб. традиционной является трактовка М. как внутр. побудит, сил; при этом М. нередко объявляются врожденными, характеризующими глубинную и неизменную природу индивида (см., напр., Психоанализ). Противоположное понимание М. представлено теориями, в к-рых в качестве М. выступают внеш. воздействия, предметы, стимулы, и поведение рассматривается в конечном счете как однозначно определяемое этими силами. Крайней формой такого понимания является бихевиористекая концепция подкрепления (см. Бихевиоризм). Отход от механистич. объяснения М. наметился в работах К. Левина, А. Адлера, В. Франкля.
В отеч. психологии утвердилось положение о том, что содержание М. личности определяется объективными условиями ее жизнедеятельности, прежде всего социальными. С изменением конкретных социальных условий в ходе ист. развития меняются предпосылки для развития тех или иных М., а также их конкретное содержание. В качестве М. выступают материальные или идеальные предметы, к-рые, будучи включены в систему отношений субъекта, приобретают свойство побуждать и направлять его деятельность.
Устойчивые отношения жизнедеятельности определяют формирование тех или иных достаточно стабильных М. и потребностей субъекта, составляющих ядро его личности. От последних следует отличать ситуативно возникающие М. конкретных поступков, зависящие не только от устойчивых М., но и от конкретной ситуации, к-рая может способствовать реализации одних М. и препятствовать реализации других. М. конкретных действий не существуют вне самих этих действий; возникая вместе с действием, они способны видоизменяться. Умение создавать и использовать определенные ситуации для воздействия на систему М. личности составляет важный компонент пед. мастерства.
М. определяют не только сам факт осуществления той или иной деятельности, но и ее эффективность, а также качеств, особенности ее строения. Экспериментально продемонстрировано влияние М. на строение и специфику действий запоминания, построения движений, структуру игры. М. субъекта задают направленность его познават. деятельности и структурируют содержание восприятия, памяти, мышления и т. д. М. могут проявляться в содержании сновидений, в продукции воображения, в закономерностях непроизвольного запоминания и забывания значимых событий. Сами М. при этом, как правило, не осознаются; они могут приобретать форму эмоциональной окраски тех или иных объектов или явлений. Осознание М. представляет собой спец. задачу. Чем полнее и точнее человек осознает свои М., тем больше его власть над своими поступками. Нередко, впрочем, осознание М. подменяется мотивировкой — рациональным обоснованием поступка, не всегда отражающим действит. побуждения человека. В воспитат. работе очень важно умение отличать мотивировки от М.
М. человека развиваются на протяжении всей его жизни через расширение и обогащение жизненного мира субъекта, осваиваемого им в его предметной деятельности. Новые М. могут формироваться за счет видоизменения строения самой деятельности по ходу ее протекания. Предмет, выступавший первоначально в качестве подчиненной промежуточной цели, может приобрести в ходе деятельности самостоят. побудительную силу и превратиться в М. деятельности (механизм — «сдвига М. на цель»). Так, чтение учебника может пробудить у школьника познават. интерес к предмету, хотя вначале этого интереса могло и не быть и действие могло побуждаться к.-л. др. М. Важным источником формирования новых М. личности является участие в совместной с др. людьми деятельности. Новые ситуативно возникающие М. способны при определенных условиях укореняться в структуре личности и превращаться в более или менее устойчивые побуждения, так что через развитие М. конкретной деятельности осуществляется развитие устойчивых М. и потребностей.
Процесс формирования М. человека характеризуется интеграцией стихийно формирующихся побуждений в более крупные мотивац. единицы с тенденцией к образованию целостной мотивац. системы личности. Характерная для раннего возраста аморфная структура побуждений с отсутствием выраженной иерархии М. постепенно преобразуется в более сложную структуру с централизованной сознательно-волевой системой управления поведением. М., представляющие собой специфич. средство регуляции деятельности, отражают энергетич. уровень и структурные особенности доступной для человека деятельности. Однако недостаточные знания и малый опыт ребенка сужают сферу реальной практич. деятельности. Ребенок не может длит. время управлять к.-л. деятельностью, сохраняя достаточно высокий уровень мотивации. В этой связи особую важность имеют спец. психол. методы — направленное обучение детей приемам организации и планирования деятельности, способствующее повышению эффективности деятельности и ее мотивации.
М. учебной деятельности имеют специфич. характер. Уч. деятельность направлена на овладение обобщенными способами действий в сфере науч. понятий. Она должна побуждаться адекватными М. Ими могут быть только М., непосредственно связанные с ее содержанием, т. е. М. приобретения обобщенных способов действий, или М. самосовершенствования. Если удается сформировать такие М. у учащихся, то поддерживаются, наполняясь новым содержанием, те общие М., к-рые связаны с позицией школьника, с осуществлением общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. Ребенок приходит в школу, руководствуясь в основном М., связанными с интересом к пребыванию в школе, к активному включению в обществ. жизнь. В ходе обучения эти М. претерпевают изменения: в одних случаях возникает интерес к получению хорошей отметки, в других — интерес к самому содержанию знания. наиб. адекватными для уч. деятельности являются уч.-познават. М., к-рые формируются в ходе осуществления самой уч. деятельности и поэтому могут рассматриваться как специфич. психол. новообразования. Все это подчеркивает необходимость формирования М. в школе и актуальность их психол. исследования.
Лит.; Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и эмоции, М., 1971; его же, Деятельность. Сознание. Личность, M.; Изучение мотивации поведения детей и подростков, М., 1972; Асеев В. Г., Мотивация поведения и формирование личности, М., 1976; Маркова А. К., Формирование мотивации учения в шк. возрасте, М., 1983; Хекхаузен X., Мотивация и деятельность, [пер. с нем.], т. 1—2, М., 1986; Ковалев В. И., Мотивы поведения и деятельности, М., 1988; Маркова А. К., М а т и с Т. А., Орлов А. Б., Формирование мотивации учения, М., 1990; Аг-kes H., Garske J. Р., Psychological theories of motivation, Monterey; № u 11 i n J. Motivation, planning and acti-on, Leuven, Hillsdale, 1984.
E. Ю. Патяева, Д. А. Леонтьев.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
0.00 байт

Мотив Герострата: к полемике о педагогическом наследии А. С. Макаренко

Ежеленко Вячеслав Борисович
Показана несостоятельность очередной попытки дискредитации выдающегося педагогического учения и метода созидания личности в коллективе.
Читать PDF
0.00 байт

Ведущий мотив учебной деятельности студентов достижение успеха

Мажарова Е. А., Решетова О. В.
Статья посвящена обоснованию путей практической реализации ситуации успеха каждого студента как ведущему мотиву учебной деятельности студентов.
Читать PDF
0.00 байт

Сочетание интереса к высокой культуре и прагматического подхода в изучении РКИ как обновленные мотив

Гетьманенко Наталия Ивановна
Данная публикация посвящена анализу результатов опроса о новых мотивационных установках при выборе русского языка для изучения в качестве первого (или второго) иностранного языка.
Читать PDF
0.00 байт

Ценностный мотив познавательной деятельности личности как предмет теоретического анализа

Чиганова Елена Анатольевна
В статье раскрыта сущность ценностных мотивов познавательной деятельности на основе сравнительного анализа подходов различных научных школ. Представлена структура ценностного мотива и условия его формирования.
Читать PDF
0.00 байт

Физическая культура и спорт в студенческой среде, роль самостоятельных занятий, пути повышения мотив

Соколова Ольга Валентиновна, Соколова Марина Леонидовна
Научными исследованиями доказано, что учет интересов студентов к физической культуре важное условие успешного осуществления их физического воспитания.
Читать PDF
0.00 байт

Приемы формирования мотивации учения математике как средство активизации дидактических функций мотив

Согомонян Т.С., Макарченко М.Г.
В данной статье рассмотрены основные этапы мотивации учения математике, выделены дидактические функции мотивов, представлены несколько приемов формирования учения математике
Читать PDF
0.00 байт

Мотив іншого у філософії імені Павла Флоренського і в концепціях М. Бубера і К. Г. Юнга: порівняльни

В. А. Суковата
У статті досліджуються погляди П.Флоренського на природу імені як своєрідний культурний і духовний феномен соціального буття. Доводиться, що теорія імені Флоренського має спільні риси з психоаналізом К.Г.Юнга і поглядами М.
Читать PDF
0.00 байт

Рейтинговый подход к оценке качества подготовки соискателей как фактор формирования осознанной мотив

Прянишникова Мария Владимировна
Актуальность работы связана с необходимостью дальнейшего развития компетентностного подхода при оценке качества подготовки выпускников вузов.
Читать PDF
0.00 байт

Формирование ритмико-интонационных умений у учащихся на уроках английского языка как мотив для стано

Татьяна Сергеевна Супрун
Целью устной части государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ по иностранному языку является проверка умения понимать содержание прочитанного и правильно оформить фонетическую сторону устной речи (звуки в потоке речи, интон

Похожие термины:

  • Доминирующий мотив

    мотив, побеждающий в борьбе мотивов и определяющий направленность деятельности в данной ситуации.
  • Мотив достижения

    отфранц. motif - побудительная причина) - одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач.
  • Мотив избегания неудачи

    стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где его поступки оцениваются другими людьми. Для такой личности главное – не допустить ошибки, избежать
  • Мотив моральный

    внутреннее побуждение личности к нравственному поступку.
  • Развитие мотивационной сферы, мотив, мотивация

    Мотив (от французского mutiw) — побудительная сила, причина, от латинского — приводить в движение, толкать. Мотивация — совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс д
  • Мотив учения

    направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней.
  • ДЕФИЦИТАРНЫЙ МОТИВ

    желание устранить недостаток в чемто, тенденция стремиться к исполнению желаний, основанных на простых потребностях.
  • Познавательный мотив

    преобладание у школьника в ходе учения направленности на содержание учебного предмета.
  • Социальный мотив

    осознанное, являющееся свойством личности, побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей (их осознании).
  • Мотив достижения успеха

    потребность добиваться успехов в разных видах деятельности, рассматриваемая как устойчивая личностная черта.
  • Мотив избегания неудач

    более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результаты его деятельности оцениваются другими людьми. Мотив избегания неудач – черта личности, против
  • Мотив мотивация

    внутреннее побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, стимулируется внутренними и внешними условиями, вызывает активность и определяет направленность деятел