МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ
обобщенные, устойчивые представления о чемто как о предпочитаемом, как о благе, то есть о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества). М. ц. – одна из основных универсалий философии, означающая в самом обобщенном виде невербализуемые, «атомарные» составляющие глубинного слоя, интенциональной структуры личности – в единстве предметов ее устремлений (аспект будущего), особого переживания-обладания (аспект настоящего) и хранения своего «достояния» в тайниках сердца (аспект прошедшего), которые конкретизируют ее внутренний мир как «уникально-субъективное бытие». В ценности отражается отношение индивида к предмету, событию или явлению, а именно: отношение, в котором проявляется признание этого чего-то как важного, значимого для человека. В своем поведении, в принятии решений, в суждениях человек исходит из тех или иных ценностей, которые определяют его «систему координат» – ценностных ориентаций. Ценности различаются по содержанию (наслаждение, польза, слава, власть, безопасность, красота, истина, добро, счастье и т. д.); по знаку ценности делятся на положительные и отрицательные (наслаждение-страдание, польза-вред, красота-безобразие, власть-подвластность). Одни ценности принято относить к практическим, другие – к духовным; в зависимости от духовного содержания жизни человека ценности принято разделять на высшие и низменные (Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. – М.: Гардарики, 1998; Зязюн І. А. Педагогіка добра: ідеали і реалії. – К.: МАУП, 2000; Подольская Е. А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. – Х.: Основа, 1991; Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. – К., 1976; Социо-логос. Вып. I. Общества и сферы смысла. – М., 1991). Е. А. Подольская
Источник: Глоссарий современного образования.