МОНТЕНЬ МИШЕЛЬ
Источник: Педагогический словарь
французский философ и писатель. Книга "Опыты" (Essais) (1580- 1588) направлена против схоластики и морально-философского догматизма. Пользуясь методом самонаблюдения, М. исследовал сложность и противоречивость человеческого характера. Разработал гуманистическую педагогическую программу, оказавшую сильное влияние на педагогику Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Л.Н. Толстого и других прогрессивных теоретиков и практиков воспитания. Целью воспитания и образования М. провозглашал гармоническое совершенствование человеческой личности, выявление заложенных в человеке способностей. В правильно организованном воспитании и образовании - путь усовершенствования человеческой природы, формирование людей здоровых, честных и близких к "естественному состоянию".
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
28.2.1533, замок Монтень, близ Бордо, — 13.9.1592, там же), франц. философ эпохи Возрождения. По отцовской линии происходил из купеч. семьи Эйкемов, получившей дворянство в кон. 15 в. После основат. домашнего образования, построенного на принципах гуманистич. педагогики, окончил коллеж в Бордо, изучал право.
В 1580—88 опубликовал свое гл. соч. «Опыты» (кн. 1—3). Мировоззрение М. основывается на принципах гуманистич. скептицизма, пафос к-рого — отказ от преклонения перед «общим мнением» и авторитетами прошлого — направлен в первую очередь против схоластики и догматизма ср.-век. мышления. М. ратует за опытное знание, подчеркивая роль свободного от пут традиции разума, за жизнь «согласно природе». Большое внимание в рассуждениях М. занимают вопросы индивидуальной психологии, трактуемые со светских позиций. М. одним из первых начал разработку принципа «естеств. равенства» людей, получившего развитие в философии эпохи Просвещения. «Развенчание» божеств, начала в человеке позволило М. обосновать ряд выводов гиосеологич. характера, прежде всего об относительности всякого знания.
Исходя из своих филос. постулатов, М. по-новому разрешает и мн. проблемы воспитания и образования, наследуя и развивая идеи гуманистич. мысли 15- 16 вв. Будучи непримиримым врагом схо-ластич. методов и приемов обучения, он выступал против того, чтобы загружать память учащихся механически заученными сведениями. Процесс обучения, по М., должен носить творческий характер, ни одно филос. учение не следует преподавать как некий абсолют. Учащийся сам выносит суждение об истинности полученных знаний. Именно в постоянном совершенствовании «умственных сил», выработке твердых навыков самостоят. мышления, критич. анализа и суждений на основе опытных данных, доставляемых чувствами и ощущениями, и состоит, согласно М., гл. задача образования. При этом развитие человека не должно быть узкокнижным, изучению подлежат окружающая жизнь, природа, люди и отношения между ними. Теоретич. образованием, предлагал дополнить физич. воспитанием, привитием нравств. и эстетич. начал. Большое место в его пед. программе отводилось игре, в к-рой он видел «самое Значит. и глубокомысленное занятие», характерное для дет. возраста, а также путешествиям. Целью воспитания и образования М. провозглашал гармоничное совершенствование человеческой личности, полное выявление заложенных в человеке способностей. В правильно организованном воспитании и образовании- путь усовершенствования человеческой природы, формирования людей здоровых, честных, близких к «естеств. состоянию». Филос. и пед. идеи М. оказали существ, влияние на мыслителей 17—18 вв. (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо и др.).
Соч.: Oeuvres completes, t. 1 — 12, Р., 1924—41; в рус. пер, — Опыты, [т. 1 — 2], М. В. В. Карева.
Источник: Российская педагогическая энциклопедия