МОНОЛОГ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МОНОЛОГ
(от греч. monos – один, единственный + logos – речь). 1. Процесс монологического общения. 2. Разновидность учебных текстов (монологический текст). См. также монологическая речь.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Монолог
развернутое высказывание одного лица; речь, обращенная к слушателям или к самому себе. Также словом «монолог» называется преобладающая форма в лирике, особенно важная в эпическом жанре и драме.

Источник: Педагогика досуга терминологический словарь. Уфа. 2007

МОНОЛОГ
устное или письменное высказывание одного человека; значительный по размеру отрезок речи, состоящий из содержательно и структурно связанных между собой высказываний, имеющих смысловую завершенность [51, c. 468].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

МОНОЛОГ
греч. monologos, от monos — один и logos — речь) — форма речи, развернутое высказывание одного лица. Монологическая речь продолжается достаточно долго, не прерывается репликами других и требует предварительной подготовки (напр., лекция, доклад, выступление и т. п.); монологическая речь композиционно сложна, требует завершенности мысли, строгой логики и последовательности. Она труднее диалогической, и ее формирование у учащихся представляет специальную задачу, которую педагогам приходится решать на протяжении всех лет обучения.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

Монолог
гр. – одно слово) – развернутое и относительно завершенное по смыслу высказывание одного лица в адрес другого лица (группы людей, общества) с целью привлечения внимания, разъяснения или постановки проблемы. Монолог не требует ответа, он используется для самовыражения его автора. В педагогике монологически построенная речь учителя дала основание монологическому методу обучения, при котором активным субъектом воспитания и обучения остается учитель и пассивным объектом – ученик, выступающий в роли слушателя. Монолог, в противоположность диалогу, не предусматривает сотрудничества с учеником, хотя при этом скрытый внутренний диалог неизбежен (диалогический монолог).

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

МОНОЛОГ
от греч. monos — один и logos — слово, речь) — это устное или письменное высказывание одного человека. М. — это значительный по размеру отрезок речи, состоящий из содержательно и структурно связанных между собой высказываний, имеющих смысловую завершенность. М. имеет определенную композиционную форму. Степень проявления этих признаков зависит от жанрово-стилистической (художественный М., ораторская речь и пр.) и от функционально-коммуникативной (повествование, рассуждение, описание и пр.) принадлежности. Внутрижанровые различия, устное или письменное осуществление М. обусловливают их особенности: лексический отбор, строение предложений, синтаксические способы их соединения, виды взаимодействия разговорной и книжной речи и пр. М. обращен не только вовне, но и вовнутрь, т. е. говорящий адресуется не только к партнерам, но и к самому себе, и в связи с этим непременно рассчитывает на словесную реакцию партнеров, поэтому иногда М. определяют как интраперсональный речевой акт. По способу изложения содержания различаются три типа М.: описание, повествование, рассуждение. Лит.: Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963; Винокур Т.Г. Монологическая речь // ЛЭС. — М., 1990; Гельгардт P.P. Рассуждение о диалогах и монологах (к общей теории высказывания) // Сб. докладов и сообщений лингвистич. общества.— Т. 2.— Вып. 1. — Калинин, 1971; Холодовт А.А. О типологии речи // Историко-филологические исследования. — М., 1967. Л.Е. Тумина

Источник: Педагогическое речеведение. Словарь-справочник

МОНОЛОГ
форма речи, обращённая к самому себе или другим (речь от первого лица), не рассчитанная на активную непосредственную словесную реакцию другого лица. Обычно монологическая речь — это речь от 1 лица: Такая ли я была! Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много (А. Островский).
М. является пространной формой речи с развёрнутой и чётко организованной композицией, построение которой подчинено общему замыслу (теме и идее), благодаря чему обретает М. смысловую цельность и относительную завершённость. В отличие от Диалога (см.), М. не поддерживается вопросами и ответами собеседника; это «продукт индивидуального творчества и требует тщательной литературной отделки» [Солганик 1997]. В разных сферах общения эта форма речи представлена разнообразными — устными и письменными — жанрами, в частности в деловой сфере — разными видами законодательных актов и докладов, отчётов, судебными выступлениями, в научной — статьёй, монографией, диссертацией, рецензией, выступлениями на защите диссертации, докладом на конференции, в художественной речи — исповедью, внутренним М., сказом.
Выделяются речевые типы М., ориентированные на разные функционально-смысловые типы речи: рассуждение, повествование, описание и их разновидности. Именно принадлежностью к тому или иному типу речи определяются логико-смысловые, лексико-грамматические, а также композиционные особенности М., напр.: Чтобы понимать природу, надо быть очень близким к человеку, и тогда природа будет зеркалом, потому что человек содержит в себе всю природу. Природа — это материал для хозяйства человека и зеркало пути каждого из нас к истине. Стоит только хорошо задуматься о своём пути и потом из себя поглядеть на природу, как там непременно увидишь переживание своих собственных мыслей и чувств (М. Пришвин). Этот фрагмент — завершающая часть М., в котором представлены результаты рассуждения, содержащего обоснование идеи о том, что природа — зеркало пути каждого из нас к истине. Смысловую и композиционно-структурную основу фрагмента составляет передача причинно-следственных отношений с помощью разноуровневых языковых средств: лексических (повторов ключевых слов природа, человек, зеркало, использования слов с семантикой мысли понимать, задуматься, поглядеть, переживание мыслей и чувств), морфологических (наречия потом, указывающего на проспективную связь, подчинительного союза потому что со значением причины, присоединительного и тогда), синтаксических (сложноподчинённых предложений Чтобы понимать ..., надо... ; ... природа будет зеркалом, потому что ...).
В речевой практике обнаруживается особый тип М. — сказ — изображение «слова» конкретного рассказчика. Характерный признак — ориентация на разговорность речи. М.М. Бахтин так писал о форме сказа: «Рассказчик, хотя бы пишущий свой рассказ и дающий ему известную литературную обработку, всё же не литератор-профессионал, он владеет не определённым стилем, а лишь социально и индивидуально определённой манерой рассказывать, тяготеющей к устному сказу» [Бахтин 1979]. Примером сказовой монологической речи могут послужить известные «Уральские сказы» Павла Бажова. Рассмотрим отрывок из сказа «Далевое глядельце»: С той поры много годов прогило. Стал Троша Лёгонький знаменитым горщиком, и звали его уж по-другому — Тяжелой Котомкой. Работал честно, не хитничал, не барышничал. Терпеливых камешков целый мешок накопил, а долевого глядельца так увидеть ему и не пришлось. Бывало, жаловался на свою неудачу, а та не привыкла унывать, говорит: «Ну, ты не увидел, — может, внуки наши увидят». Теперь Трофим Тяжелая Котомка — глубокий старик. Давно по своему делу не работает, глазами ослабел, а как услышит, что новое в наших горах открыли, всегда дивится: «Сколь ходко ныне горное дело пошло!» (П. Бажов.) Как видим, авторская речь сливается со словами героев в единое стилизованное повествование, которое характеризуется особой сказовой интонацией, формирующейся благодаря активному использованию диалектизмов, профессионализмов, просторечных слов, фразеологизмов и употреблению разговорных синтаксических конструкций. «Сказ даёт герою возможность наиболее полного самовыражения, свободного от «авторского контроля» [Солганик 1997].
В монологической речи проявляется влияние диалогической речи, «отсутствие чётко выраженных границ между диалогом и монологом» [Винокур 1959], связанное с отражением в М. установки в устной речи — на слушателя, в письменной — на читателя. В М. разных типов активно употребляются обращения, местоименно-глагольные формы 2 лица, а также междометия, частицы, разговорно-экспрессивные конструкции, напр.: Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (А. Островский). Диалогичность, проявляющаяся в М. в форме обращённости или ответности, буквально пронизывает монологическую речь. Это и позволяет исследователям говорить о нечёткости различий М. и диалога, об отсутствии между ними строгих и абсолютных границ.
Лит.: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979; Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М., 1963; Винокур Т.О. «Горе от ума» как памятник русской художественной речи // Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959; Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2004; Гельгардт P.P. Рассуждение о диалогах и монологах (к общей теории высказывания) // Сборник докладов и сообщений лингвистического общества. Т. 2, вып. 1. Калинин, 1971; Солганик Г.Я. Стилистика текста. М., 1997.
Л.P. Дускаева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
303.56 кб

Мой «Курский политех» (монолог первой выпускницы)

Читать PDF
2.28 мб

Монолог директора сельской школы

Пивоваров Александр
В данной статье представлены размышления директора сельской школы о прошлом, настоящем и будущем сельского образования. Автор анализирует свой большой опыт работы руководителя с позиции сегодняшнего дня.
Читать PDF
390.94 кб

Цели и содержание формирования профессионально ориентированной англоязычной компетентности в монолог

Бабюк Оксана
Отмечено, что анализ современных учебников англоязычной подготовки специалистов туристической отрасли относительно достаточности и эффективности упражнений для обучения монолога на английском языке продемонстрировал определенное н
Читать PDF
245.91 кб

Модель процесу навчання професійно спрямованого англомовного монологічного мовлення

Федорова Інеса Анатоліївна
У статті розглядаються питання організації процесу навчання висловлюватися у монологічній формі на заняттях ділової англійської мови.
Читать PDF
625.08 кб

Особенности развития навыков монологического высказывания на иностранном языке

Дальке Светлана Георгиевна
Читать PDF
356.64 кб

Приемы обучения диалогической и монологической речи на занятиях по иностранному языку в средней школ

Алиева Юлия Амангельдыевна
Читать PDF
314.83 кб

Изучение связной монологической речи у детей дошкольного возраста

Овсянникова С. А.
Читать PDF
258.94 кб

Использование художественной литературы как средство развития монологической речи у детей с тяжелыми

Соломон Е. О.
Читать PDF
183.24 кб

Жанрологическая характеристика сопроводительного монолога учителя

Войтешонок Светлана Викторовна
В статье представлен анализ жанровых признаков сопроводительного монолога разновидности устной речи учителя, которая сопутствует демонстрации наглядности (слайд-презентаций, произведений искусства и пр.
Читать PDF
206.95 кб

О диалоге, монологе и молчании в образовании

Роботова Алевтина Сергеевна
В статье рассматриваются диалог, монологи молчание как педагогические явления.
Читать PDF
398.96 кб

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ МОНОЛОГИЗМА К

Сомкин Александр Алексеевич
Введение.
Читать PDF
111.98 кб

Обучение монологическому высказыванию с использованием профессиональной терминологии на английском я

Тихонова Е. В.
Читать PDF
232.64 кб

Диалогическая и монологическая речь, их роль в развитии навыков связной речи учащихся

Тлехурай Марзият Касеевна
Диалог является одним из самых распространенных видов устной речи, наиболее естественной формой речевого общения.
Читать PDF
498.91 кб

Работа над связным монологическим высказыванием на занятиях курса «Межкультурная коммуникация» в гру

Еремина Светлана Александровна
В статье рассматриваются приемы, направленные на расширение словарного запаса и порождение текста на русском языке на занятиях курса «Mежкультурная коммуникация».
Читать PDF
0.00 байт

РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ "КАМИШИБАЙ-ТЕАТР"

Нельзина Елена Николаевна, Оборина Анастасия Игоревна
Рассмотрены проблемы развития монологических умений у учащихся 5-х классов. Рассмотрено определение понятия «опора», а также подтверждена необходимость и важность использования опор при обучении учащихся монологу.

Похожие термины:

  • МОНОЛОГ УЧИТЕЛЬСКИЙ

    речь, произносимая учителем как режиссером и гл. исполнителем им же созданного педагогического действа; рассказ или обращение учителя к своим ученикам. М.у. служит объяснению нового учебного мате
  • ПУБЛИЧНЫЙ МОНОЛОГ

    Человеку любой профессии, будь он политик или педагог, журналист или юрист, врач или менеджер, важно уметь грамотно и эффективно общаться, быть ясным и точным, уместным и выразительным в своих сужд
  • МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ

    Форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; по сравнению с диалогической речью характеризуется развернутостью (что - l9связано со стремлением широк
  • МОНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕКСТ

    Группа предложений, связанных между собой по смыслу, расположенных в логической последовательности и соединенных друг с другом при помощи специальных языковых средств (союзов, наречий и т. д.). См.
  • ТЕСТ ПО МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

    Коммуникативно-речевой тест, проверяющий уровень сфор-мированности навыков и умений говорения (подготовленная и неподготовленная речь); объектами тестирования при этом являются: умение репродуц
  • ДИАЛОГИЗАЦИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

    одна из стратегий речевого поведения, а также комплекс обслуживающих её риторических средств. Д.м.р. способствует реализации риторического закона гармонизирующего диалога, суть которого в том, чт