МОНОГРАФИЯ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Монография
научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы.

Источник: Словарь терминов по общей и социальной педагогике

Монография
научное издание, в котором какая-то одна проблема рассматривается достаточно разносторонне и целостно. Монография может иметь одного или несколько авторов.

Источник: Исследовательская деятельность

МОНОГРАФИЯ
научное исследование выполненное в виде отдельной книги и посвященное одной проблеме. Монография может быть как единолично подготовленной, так и коллективной.

Источник: Cловарь-справочник основных терминов и понятий, используемых при подготовке диссертационного исследования

МОНОГРАФИЯ
научное издание в виде книги или брошюры, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Монография
научно или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам

Источник: Библиотечные термины

МОНОГРАФИЯ
(от греч. monos – один, единый; grapho – пишу) – это научный труд одного или нескольких придерживающихся единой точки зрения авторов, в котором содержится всестороннее теоретическое исследование одной проблемы или темы.

Источник: Терминологический словарь-справочник по психолого-педагогическим дисциплинам.

МОНОГРАФИЯ
опубликованный научный труд, посвященный исследованию одной проблемы (книга, в которой в систематическом виде автором изложены результаты собственного исследования). Монография может быть написана по материалам диссертации [49, c. 540].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

МОНОГРАФИЯ
от греч. mono — один, единый и grapho — пишу) — научное издание в виде книги или брошюры, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам; отличается от других форм научных сообщений глубиной и целостностью рассмотрения вопроса. Как правило, в монографии обосновывается актуальность избранной темы, раскрывается ее состояние в науке и практике, рассматриваются методы, которые необходимо использовать для решения поставленной проблемы.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

МОНОГРАФИЯ
научное книжное издание, в котором представлена углубленная разработка одной проблемы или темы и которое осуществлено одним или несколькими (коллективная монография) авторами. Как правило, М. – это многостраничное по объему и значимое в научном плане произведение, в котором отображается определенный этап развития науки, обобщаются накопленные знания в какой-либо определенной сфере научной деятельности, прогнозируются дальнейшие исследования в данном направлении (Энциклопедический словарь Граната. – М., 1900. – Т. 29. – С. 276; Глоссарий иностранных слов, употребляемых в современном образовании. – Х.: Изд-во НУА, 2000. – С. 87–88). В. И. Астахова

Источник: Глоссарий современного образования.

МОНОГРАФИЯ
жанр научной речи, посвящённый многоаспектному рассмотрению актуальной проблемы, в результате которого автор получает новое научное — эмпирическое или теоретическое — знание, обладающее единством научного подхода, смысловой завершённостью и целостностью, сложной композиционной структурой. М. характеризуется многоаспектным содержанием, объединяющим формулировку проблемы и/или постановку задачи; определение/дефиницию и дифференциацию понятий с установлением между ними логико-семантических отношений; экспликацию идеи, гипотезы или основного тезиса научной концепции, «окрашенного» гипотетической модальностью; доказательство гипотезы с использованием разнообразных средств аргументации; характеризацию изучаемого объекта; демонстрацию эмпирического материала, подтверждающего достоверность нового знания и ДР-
С учётом познавательно-коммуникативных установок автора периферийные тексты М. можно дифференцировать на 1) заголовки (заглавие и оглавление), 2) аннотации, 3) пред- /послетексты (предисловие, вступительная статья, введение; выводы, заключение, послесловие). В заголовках содержание обобщается и представляется в сжатой, лаконичной форме; в аннотациях фиксируется тематическая информация, причём в окружении эпистемической; в предтекстах читателю даётся общее представление о знании, излагаемом в основном тексте, осуществляется связь с общим фондом знания; в послетекстах ретроспективно представляется новое знание, прогнозируется его развитие, раскрываются возможности его использования, актуализируются его отдельные фрагменты и т.д.
Несмотря на типовое содержание (введение, основная часть, заключение), текстам М. свойственна вариативность, обусловленная воздействием различных экстралингвистических факторов: специфики предметной области; типа изучаемого объекта (последний может быть «субстратным», т.е. материальным, либо «ментальным», т.е. идеальным продуктом сознания); теоретического или эмпирического ракурса исследования; индивидуального стиля мышления учёного (дискретно-логического, континуально-психологического, метафорического, критического и др.), а также уровня владения автором нормами научного изложения.
Композиция М. определяется процессом коммуникативно-познавательной деятельности учёного и динамикой научного мышления, включающего этапы: проблемную ситуацию, проблему, идею, гипотезу, аргументацию, вывод (закон). Каждый из этапов получает оформление посредством функционально типизированных текстовых единиц — коммуникативных блоков. Реализация познавательных этапов в их закономерной последовательности является основным конструктивным принципом текстообразования во всех крупных академических жанрах научной литературы. В целом М. свойственны два типа композиции — моноцентрическая и полицентрическая. Первая характеризуется последовательным выражением познавательных форм (проблемной ситуации, проблемы, идеи и др.), отражающих решение одной проблемы. В произведениях с полицентрической композицией основная проблема расчленяется на ряд соподчинённых проблем, что приводит к разветвлённости научного содержания произведения. Стереотипная композиционная структура является коммуникативно целесообразной: она создаёт чёткую перспективу развёртывания и восприятия текста, способствует ясности изложения, программирует восприятие и понимание содержания адресатом.
Структурная и смысловая целостность М. обеспечивается не только за счёт тематического единства её содержания, но и благодаря прагматической рамке, которую образуют качественно определённые устойчивые и неделимые компоненты, обеспечивающие единство научного знания, — основной и ряд периферийных текстов. Основным является текст, смысл которого формируется научным знанием в развитии, раскрытым и выраженным в тексте в наиболее полной форме. Целостность этих текстов (основного и периферийного) объясняется тематическим единством, общей экстралингвистической основой их смысловой структуры, а также общей познавательно-коммуникативной функцией, варьирующейся от текста к тексту. Они представляют собой относительно самостоятельные тексты, обобщённо выражающие содержание основного текста, частично реализующие познавательно-коммуникативную функцию как в рамках конкретного научного произведения, так и в пределах научной коммуникации в целом. Так, познавательно-коммуникативная функция М. как единства текстов модифицируется (различается) как справочно-библиографическая функция заглавия, содержательно-ориентационная — оглавления, рекламно-познавательная и справочно-адресатная — аннотации и т.д. Такие взаимодополняющие коммуникативные установки предопределяют смысловую структуру и качественное своеобразие периферийных текстов. Несмотря на избыточность периферийных текстов для выражения собственно научного содержания, они необходимы в коммуникативном отношении в связи с познавательными потребностями адресата. Периферийные тексты призваны передать стратегию научного поиска в определённой области научного знания, стратегию, хотя бы частично реализованную в основном тексте.
Коммуникативная установка автора заключается в выражении научно-познавательной, или эпистемической, ситуации, т.е. процесса получения нового знания. Эта установка реализуется посредством номинаций подходов, методов, способов, приёмов анализа, номинаций эмпирической и теоретической форм познавательной деятельности, номинаций таких форм знания, как характеристика, определение, классификация, типология, концепция, теория, закон. Данные номинации выносятся в оглавление и аннотацию, что подчёркивает их актуальность и значимость.
Аннотация — структурная единица произведения, представляющая собой относительно самостоятельный периферийный в пределах М. текст, кратко информирует о содержании и структуре научного произведения, о главной проблеме, цели и задачах исследования, а также намечает перспективу развёртывания основного текста. Имея внешнюю форму линейно связанного текста, аннотация сближается с развёрнутым текстом; имея в качестве внутренней формы (смысла) эпистемическую ситуацию как единство различных характеристик познаваемого объекта, аннотация сближается с оглавлением. Значимость аннотации в пределах целостности текстов определяется её объединяющей и рекламно-эпистемической функциями.
Оглавление М. — структурная единица произведения, представляющая собой относительно самостоятельный периферийный в пределах М. текст, реализующий в свёрнутой форме коммуникативное намерение автора информировать читателя о композиции развёрнутого в основном тексте знания посредством актуализации тех или иных компонентов смысла. Выражение этих компонентов знания отражает то обстоятельство, что заголовки представляют собой «застывшие продукты» знания, полученные в определённые, актуальные для автора моменты процесса познавательной деятельности.
В отличие от основного, в периферийных текстах автор констатирует его результативность (в статике), отвлекаясь от его динамической природы. В периферийных текстах выражаются эпистемические ситуации — качество минимальных целостностей, включающих 1) предмет изучения; 2) подход, метод, способ, приём исследования, форму познавательной деятельности и соответствующую ей форму знания; 3) степень достоверности, дискуссионность, новизну полученного автором знания, в пределах произведения выполняющих глобализирующую (объединяющую) функцию, в более широком контексте познавательной деятельности — варьирующуюся коммуникативную функцию.
Лит.: Баженова Е.А. Научный текст в аспекте политекстуальности. Пермь, 2001; Брандес М.П.Стилистика немецкого языка. М., 1983; Ванников Ю.В. Типы научных и технических текстов и их лингвистические особенности: методическое пособие. Ч. 1. М., 1984; Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990; Демидова А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Оформление научной работы. М., 1991; Жанры информационной литературы: Обзор. Реферат. М., 1983; Котюрова М.П. Об экстралингвистических основаниях смысловой структуры научного текста. Красноярск, 1988; Мальчевская Т.Н. Специфика научных текстов и принципы их классификации (на материале английских биологических текстов) // Особенности стиля научного изложения. М., 1976, № 6; Разинкина Н.М. Библиографические ссылки и их роль в организации научного текста // Общие и частные проблемы функциональных стилей. М., 1986; Шурыгина И.Л. Жанры научной литературы. М., 1986.
М.П. Котюрова

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
209.00 кб

Архитектурно-ландшафтный комплекс Герценовского университета: альбом-монография

Блинова Елена Константиновна, Кузмичев Владимир Арсентьевич
Читать PDF
68.51 кб

Ткалич А. И. Консалтинг в социально-культурной сфере: Монография - М. : СЭИ. Издательство ГУП «Клинц

Читать PDF
305.58 кб

Обзор книжных новинок (монография В. Д. Пономарева) и планируемых изданий (монографии К. К. Колина,

Читать PDF
206.65 кб

Силкин П. А. Русская школа классического танца. Агриппина Яковлевна Ваганова: монография. — СПб: ака

Читать PDF
283.90 кб

Монография о просветителях Вятского края

Малова Т. В.
Помелов, В. Б. Просветители Вятского края: российские деятели культуры и местные ученые-педагоги [Текст] : монография / В. Б. Помелов. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. 149 с.
Читать PDF
609.78 кб

Толерантность в мультикультурном обществе: региональный аспект: монография (Кудрина Е. Л, Белозёрова

Белозёрова Марина Витальевна, Садовой Александр Николаевич
Предлагается краткое сообщение об изданной в 2013 году монографии. Книга посвящена теоретическому пониманию проблемы толерантности, мультикультурализма, межэтнического и межкультурного взаимодействия.
Читать PDF
151.25 кб

Митусова О. А. Функции образовательного пространства в формировании языковой личности: Монография. Р

Сухорукова Л. М.
Читать PDF
140.89 кб

Проблемы воспитания и социализации молодежи. Монография. 2015 г

Читать PDF
116.59 кб

Синичкина Н. Е. Студент-филолог - учитель-словесник: становление профессионала: монография. - СПб. ,

Щукина Д. А.
Читать PDF
126.35 кб

Русско-литовская монография о формировании профессиональных компетенций как пример успешного междуна

Куля Ева , Малишевский Томаш
Читать PDF
109.53 кб

«Медиаобразование: вчера и сегодня» - новая монография Александра Федорова

Прессслужба Моо "Информация Для Всех"
Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, главный редактор журнала «Медиаобразование», доктор педагогических наук Александр Федоров опубликовал очередную монографию «Медиаобразование: вчера и сегодня».
Читать PDF
140.64 кб

Монография для размышлений и поисков

Баранов О. А.
Автором предложена рецензия на монографию: Федоров А.В., Левицкая А.А., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Колесниченко В.Л., Михалева Г.В., Сердюков Р.В.. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность» М.
Читать PDF
1.71 мб

Монография «Системность самостоятельной деятельности студентов вуза - основа профессиональной саморе

Байлук Владимир Васильевич
Автор доктор философских наук, профессор, преподаватель Института социального образования Уральского государственного педагогического университета В. В.
Читать PDF
122.26 кб

Научная монография: созидание и путь к акме (рефлексия ученого на работу над научной монографией)

Мухина Валерия Сергеевна
Читать PDF
127.03 кб

Научная монография: созидание и сотворчество (рефлексия редактора на взаимодействие автора, издателя

Сапожникова Светлана Евгеньевна

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Диссертация в виде опубликованной монографии или учебника

    диссертации такого вида защищаются, как правило, на соискание ученой степени доктора наук. Не ранее чем через месяц после выхода монографии или учебника из печати автор может представить диссерта
  • ДИССЕРТАЦИЯ В ВИДЕ МОНОГРАФИИ

    единолично подготовленная и изданная монография, представленная к защите. На диссертацию в виде монографии пишется автореферат. Объем автореферата ограничен: для кандидатской диссертации - 1,0 п.л
  • ИНФОРМАЦИЯ О ПЕРЕВОДАХ СТАТЕЙ ИЗ ИНОСТРАННЫХ ЖУРНАЛОВ МОНОГРАФИЙ СБОРНИКОВ

    публикуется в специальных изданиях. Так, в США существует специальный журнал "Soviet Education", в котором регулярно публикуются переводы статей из отечественных педагогических журналов. В ГПНБ им. К. Д. У
  • Тема монографическая

    охватывающая определенный в учебной программе объем знаний о жизни и творчестве одного писателя, предполагает и текстуальное изучение отдельных его произведений. А.С.
  • Метод монографического описания

    изложение фактов и событий жизни отдельного человека, открывающее возможность раскрыть историю становления, индивидуальный стиль деятельности, творческий облик, сильные и слабые стороны отдель