МОЛОДЫЕ ЖЕНЩИНЫ

Найдено 1 определение
МОЛОДЫЕ ЖЕНЩИНЫ
(Young women) – девушки и женщины от 16 до 30 лет – в России составляют 13,7 млн человек. Всего женщин в России – 78,1 млн. Положение молодых женщин имеет как общие для всей российской молодежи черты, так и особенности, определяемые их гендерной принадлежностью. В связи с ростом масштабов платного образования и падением уровня жизни россиян заметным явлением 90-х годов стало сокращение численности студентов вузов (обоих полов), однако доля девушек в их составе постоянно превышала 50 %: в 1994–1995 гг. она составила 53 %, в 1996–1997 гг. – 55 %, в 1997–1999 гг. – 56 % (для средних специальных заведений – соответственно 60; 59; 59 %) (Пятый периодический доклад Правительства РФ о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, с. 69).
Однако, получив образование, девушки проигрывают мужчинам в сфере профессиональной реализации. По данным Федеральной службы занятости, на начало 1997 г. среди безработных, не достигших 18 лет, девушки составляли 58 %, среди тех, кому от 18 до 24 лет – 71 %, от 25 до 29 лет – 66 % (Там же, с. 12). В целом более четверти молодых безработных, зарегистрированных в бюро занятости на 1 января 1997 г., были выпускниками школ, профтехучилищ, средних специальных учебных заведений, вузов. На работу по специальности попадает лишь 15–20 % выпускников вузов (Там же). Несмотря на значительные усилия государственных и общественных организаций, продолжительность поиска работы у женщин (8,6 месяца) заметно превышает средний показатель у мужчин (7,9 месяца); свыше 35 % безработных женщин находились в этом качестве более года, причем данные варьируются в зависимости от региона России. Еще одна острая проблема на рынке труда – дискриминация женщин в оплате труда. Дискриминация по признаку пола в оплате труда сопровождается дискриминацией при найме на работу. Объявления о найме пестрят пометками о предпочтении представителям мужского пола, а если приглашаются женщины, то, как правило, отмечается необходимость «хороших внешних данных», а тех, кому «за 25», просят «не беспокоиться». При устройстве на работу девушкам нередко предъявляют требования, не связанные с их профессиональными качествами, включая условия «не рожать детей». Западные фирмы, действующие в России, также прибегают к подобной практике, хотя в их странах она запрещена.
Типичными стали также факты недвусмысленных предложений оказывать сексуальные услуги начальникам как условие увеличения заработной платы, продвижения по службе, направления на учебу для повышения квалификации. Факты недостойного обращения с женщинами довольно типичны для российских частных компаний, особенно в сфере торговли, где владелец или глава фирмы принуждает женщин к интимной связи или подвергает их сексуальным домогательствам. По данным социологического опроса, проведенного в апреле-мае 1998 г. в Санкт-Петербурге, от всех видов сексуальных домогательств респондентки 18–25 лет оказались пострадавшими чаще представительниц других возрастных групп. 31,8 % опрошенных в этой группе подвергались нежелательным прикосновениям, объятиям, 27,3 % – непристойным замечаниям и шуткам, 16,4 % пытались склонить к интимным отношениям (Клецин, с. 38–39). В целом жертвами сексуальных домогательств на работе в 1997–1998 гг. оказались 35 % опрошенных женщин; склонить к сексу пытались 9,2 % (Там же, с. 48). Подавляющее большинство опрошенных женщин считает, что с проблемой сексуальных домогательств на работе следует справляться своими силами, либо «стараться не обращать внимания». Однако отрадно заметить, что чем моложе респондентка, тем реже она ориентирована на «уход от проблемы» и чаще готова в случае сексуальной агрессии обратиться в суд (Там же, с. 49).
Прецедентов подобных обращений пока немного, но они есть, причем с положительным исходом для истиц. Молодые женщины России и других стран бывшего СССР – важнейший потенциал развития общества, и обществу следует незамедлительно создать гибкий и продуманный механизм реализации их прав и возможностей, в том числе для защиты в различных кризисных ситуациях. Необходимо предпринимать неустанные усилия для повышения их активности и сознательности, конкурентоспособности на рынке труда, правовой осведомленности, воспитания лидерских качеств, что позволит молодым женщинам обрести чувство уверенности, защищенности, востребованности обществом, внести достойный вклад в развитие своих стран по пути демократии и мира (Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой / Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». – М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с. – http://www.owl.ru/gender/thesaurus.htm. – Дата доступа 13.01.2016).

Источник: Гендерные аспекты образования. Словарь-справочник для студентов 3 курса отделения социальной педагогики.