МОДНЫЕ СЛОВА

Найдено 1 определение
МОДНЫЕ СЛОВА
слова, получившие большую популярность в определённый период времени. В отличие от неологизмов, М.с. не всегда являются теми, которые появились в языке недавно и вошли в активный оборот. Стать модным может слово давно известное, но получившее необычайно широкое распространение.
Модным слово становится по экстралингвистическим (не языковым) причинам. Это явление, скорее, социальное, зависящее от психологических особенностей человека. Ю. Поляков в сатирическом романе «Козлёнок в молоке» изобразил, как можно стать знаменитым «писателем», используя 12 универсальных модных фраз. Как всякая мода, мода на слова объясняется двумя противоречивыми желаниями человека: с одной стороны, — выделиться из толпы окружающих, и с другой — быть в группе себе подобных, слиться с ними. В данном случае, язык служит таким же маркером, как и одежда, увлечения, музыкальные пристрастия и прочие атрибуты существования человека. М.с., как считают некоторые психологи, необходимы для оказания впечатления осведомлённости говорящего и для придания чему-л. образа важности, уникальности или новизны.
Для современных М.с. характерна дополнительная особенность — подражание языку людей, принадлежащих, по мнению говорящего, к более престижной социальной группе.
М.с. используются практически во всех сферах: политика, экономика, наука, культура и пр.: демократия, толерантность, формат, инновации, амбициозный, проект, нанотехно-логии, тренд, актуальный, позиционировать, пиар, успешный и пр., а также во всех стилях: тусовка, трудоголик, в шоке — разг., прикольно, супер, пафосный — сленг, озвучить, рефлексия — профессиональный жаргон.
М.с. как языковое явление нейтрально, однако оно может стать отрицательным, если становится семантически опустошённым, т.е. если у слова теряется не только его первичное значение, но размывается всякий смысл, напр.: инновационные продукты питания, эксклюзивные товары, озвучить цифры. Второй негативной стороной М.с. является то, что их частое использование ведёт к обеднению активного словаря, т.к. они заменяют собой несколько слов, причём не обязательно синонимичных, напр., «озвучить» вместо сказать, прочесть, произнести, назвать, процитировать, рассказать, довести до сведения, высказать, упомянуть. Или использование слова «проект» вместо фильм, спектакль, выставка, книга, телепередача, концерт, запись песни, конференция и мн.др. В разговорной речи «тусовка» заменяет слова: вечер, дискотека, фуршет, торжественный ужин, презентация, фестиваль, конкурс, форум и др. Этими двумя характеристиками М.с. отличается от Ключевых слов (см.).
М.с. могут выходить из активного словоупотребления, становиться востребованными лишь в необходимой коммуникативной ситуации. В таком случае значение М.с. возвращается к словарному. Мода на слова — это явление не последних лет. В языке время от времени возникают «вспышки» популярности того или иного слова.
Лит.: Новиков В. Словарь модных слов. М., 2011; Колесов В.В. «Жизнь происходит от слова...». СПб., 1999; Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. М. 2007.
А.Н. Сперанская

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.