МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Модернизация образования
(от франц. modernizes — moderne — современный) — изменения в системе образования с целью достижения его соответствия современным требованиям и повышения его эффективности без коренных изменений, присущих реформированию.
Источник: Педагогический словарь 2008 г.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
совершенствование системы образования, его содержания, форм и методов в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами и требованиями перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. См. КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 года.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
политическая и общенациональная задача, субъектами решения которой должны стать все граждане Российской Федерации, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. одобрена и утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 175б-р. Цель модернизации образования – создание устойчивого механизма развития системы образования. Задачами модернизации образования являются: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей, образовательных учреждений.
Источник: Профессионально-педагогические понятия. Словарь. 2005
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
в понятийном плане — изменение образования соответственно требованиям современности, его усовершенствование. В социальной философии модернизация трактуется как изменение объекта по западному образцу. Так, реформирование российского образования в эпоху Екатерины II или вхождение России в Болонский процесс (2004 г.) означает его модернизацию, так как ориентировано на западную модель образования, обеспечивающую большую автономность образовательного учреждения, уровневую систему обучения, образовательную мобильность студента и другие европейские заимствования. Изменение по западному образцу может привести к забвению национальных и региональных традиций российского образования, утрате национальной идентичности, понижению уровня качества подготовки будущих специалистов. Позитивные и негативные последствия должны в равной степени быть учтены всеми участниками образовательного процесса. Изменение системы образования по западному образцу с учётом национальных и региональных ценностей, традиций, как следующий за модернизацией процесс, именуют постмодернизацией. Следование принципам фундаментальности, гуманности, коллективности образования в реформировании российского образования по западному образцу означает его постмодернизацию. И модернизация и постмодернизация создают условия большей неопределённости человека в мире, поэтому образование должно в большей мере быть ориентировано на повышение уровня осознанной самостоятельности выпускника школы, колледжа, вуза. Литература: Федотова В.Г. Хорошее общество. - М., 2005. В.М. Кондратьев
Источник: Философия образования. Словарь.-М. МГПУ 2011.-208 с.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
стратегия реформирования образования, направленная на обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Цель М. о. состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового, современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и исполь- зования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Основой современной образовательной политики государства являются социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели М. о. могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования (Кураков Л., Ефремов Л. Путь к модернизации образования // Высш. образование в России. – 2003. – № 3. – С. 96–98). М. В. Бирюкова
Источник: Глоссарий современного образования.