МОДАЛЬНОСТЬ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

МОДАЛЬНОСТЬ
(от лат. modus – способ, наклонение). Языковая категория, выражающая различные виды отношения высказывания к действительности, а также отношение говорящего к сообщению. К сфере М. относится противопоставление высказываний по их коммуникативной установке (утверждение – вопрос – побуждение), противопоставление по признаку «утверждение – отрицание» и др.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

МОДАЛЬНОСТЬ
(от лат. modus – мера, способ), способ существования к.-л. объекта или протекания к.-л. явления (онтологическая модальность) или же способ понимания суждения об объекте, явлении или событии (гносеологическая или логическая модальность). В основе всех модальных категорий лежат три предиката – «мочь», «быть» и «знать», всевозможные сочетания которых друг с другом и с отрицательной частицей «не» позволяют охарактеризовать многообразие известных модальностей и их соотношение. Литература: [94].

Источник: Краткий словарь системы понятий инклюзивного образования. Терминологический словарь. 2015

МОДАЛЬНОСТЬ
функционально-семантическая и прагматическая категория, а именно: выражение отношения говорящего к тем или иным компонентам коммуникации (содержанию сообщения, адресату, условиям общения, ситуации в целом) посредством особой организации высказывания и текста. Разновидность категории Субъектности (см.), в которой непосредственно проявляется антропоцентрическая сущность языка.
М. всегда интенциональна, является свойством целенаправленного высказывания и текста. По Ш. Балли, это модус, — компонент содержания, дополняющий диктум — объективное сообщение. М. необходима для коммуникативной интерпретации диктума. С помощью М. мыслящий субъект вводит объективное (диктумное) сообщение в контекст коммуникации: устанавливает отношение собственного высказывания к действительности; проявляет целеустановку; выражает эмоциональное, оценочное и волевое отношение к предмету и/или адресату, ситуации речи; фиксирует собственные состояния и переживания; производит сортировку информации на утвердительную и отрицательную, более и менее важную.
В отечественном языкознании изучение М. начато A.M. Пешковским. В работе «Русский синтаксис в научном освещении» (1914) он использует понятие «речевое сознание» и обосновывает взаимосвязь глагольных категорий (прежде всего, наклонения) с волей говорящего. Теория М. обосновывается и развивается в трудах В.В. Виноградова. Проблемы М. интенсивно разрабатываются в современной функциональной грамматике и семантике, психолингвистике, лингвопрагматике, когнитивистике (труды А.В. Бондарко, Н.Ю. Шведовой, М.В. Ляпон, Г.А. Золотовой, Р.Д. Арутюновой, В.Г. Гака, Е.М. Вольф, Г.В. Колшанского, Т.В. Шмелёвой и др.).
В лингвистической традиции различают два основных типа М.
1. Объективная М. выражает устанавливаемое говорящим отношение содержания высказывания к действительности в плане реальности или ирреальности. Реальная М. означает, что говорящий считает сообщаемое фактом действительности. Это может не соответствовать реалиям (напр., в разговорном диалоге: А. — Ваня пришёл. — Б. (выглянув в коридор) — Нет, тебе показалось.),но в момент речи говорящий считает своё сообщение адекватным реальности. Ирреальная М. указывает на то, что сообщение — не факт действительности, а факт сознания говорящего, ср.: Он пришёл, и Он бы пришёл; Приходи. Семантические подтипы ирреальной М. — это М. желательности (оптативная), долженствования и необходимости, возможности/невозможности, предположительности (гипотетическая), побудительности (императивная, директивная) и др. Всем им свойственна темпоральная неопределённость. Предпринятые классификации субкатегорий М. многочисленны и не тождественны друг другу.
Будучи обязательным содержательным компонентом любого высказывания, объективная М. грамматикализована. Прямое выражение она находит в морфологической категории глагольного наклонения, которая, совместно с категорией времени и другими грамматическими категориями, формирует предикативность — грамматическое значение предложения. Реальная М. выражается формами изъявительного наклонения, ирреальная М. — формами условного наклонения для выражения семантики возможного, желательного и формами повелительного наклонения для выражения побудительной семантики. К грамматическим средствам выражения М. подключаются интонационные, а также порядок слов. С их помощью различается М. утверждения, вопроса и побуждения (разновидности по коммуникативной установке). Возможны также переносные значения глагольных форм наклонения, выявляемые в контексте и конситуации, напр.: Не отвлекаемся; Пересел бы поближе (М. побуждения адресата). Они используются в разговорной и художественной речи. Общей системы грамматического воплощения объективной М. данные формы не разрушают, поскольку включаются в эту систему на правах непрямых средств выражения объективной М.
2. Субъективная М. выражает отношение говорящего к сообщаемому, речевому партнёру, ситуации; служит цели самовыражения. Сочетается с объективной М., превосходя её по значимости в акте коммуникации. Является факультативным компонентом высказывания, может иметь отношение и ко всему высказыванию, и к его фрагменту. Подтипы субъективной М. выделяются в зависимости от функционально-семантического основания личного мнения говорящего. Оценка и эмоции — важнейшие из этих оснований. Соответствующие им языковые поля оценочности и эмотивности имеют обширную зону наложения, так что разновидностями субъективной М выступают рациональная оценка (хороший/плохой, свой/чужой, полезный/бесполезный и т.п.), эмоция (удивление, радость) и, наиболее часто, эмотивная оценка (одобрение, восхищение, пренебрежение, презрение и т.п.). Другие разновидности: волюнтативная М. — выражение волевой интенции говорящего (М. желания, намерения, стремления, целесообразности УЭ невольности) — и М. усиления (акцентирования, важности). Приведённый список не исчерпывает всех разновидностей субъективной М., напр., особую семантику несёт в себе М. странного (фиксация отклонения от нормы, которое не поддаётся объяснению). Инвентаризация и классификация возможных характеристик со стороны говорящего продолжается.
Субъективно-модальная квалификация может выражаться специальными лексемами и лексико-грамматическими средствами. Русский язык располагает целым рядом модально-предикативных слов (кажется, можно, нужно, странно, нечаянно, хорошо бы и др.), вводных слов с модальным значением (вероятно, жаль, надо полагать, скорее всего и др.), модальных глаголов (хотеть, мочь, надеяться, намереваться, пытаться и др.), модальных частиц (неужели, же, ведь, вроде, благо, да уж, якобы и др.). О субъективно-модальном компоненте высказывания свидетельствует также лексика с основной или коннотативной семантикой названных выше семантических разрядов М.: эмоциональные междометия и эмоционально-оценочные полнозначные слова, рациональные оценки и номинации эмоций, лексика с семантикой воли и интенсивности. В реализации субъективной М. участвуют также интонационные средства (акцентное выделение модусного содержания), порядок слов, средства экспрессивного синтаксиса (фигуры речи).
С учётом того, что говорящий не всегда является субъектом действий, о которых идёт речь, различается два типа отношения к действительности с точки зрения говорящего: непосредственное (точка зрения говорящего и, одновременно, субъекта действия) и опосредованное (точка зрения говорящего и точка зрения субъекта действия). Во втором случае эти точки зрения могут совпадать и не совпадать.
Объективная М. остаётся принадлежностью высказывания; субъективная также может проявляться в отдельном высказывании, но может приобретать и текстовой статус (см. Тональность текста). Нет ни одного функционального стиля, в котором субъективная М. не нашла бы своего выражения, хотя данная категория варьирует содержательно и формально в зависимости от конкретной стилевой и жанровой специфики. В научной речи она имеет фрагментарный логизированный характер и отодвинута на второй план; в официально-деловом стиле внедрена в жанровую спецификацию, причём имя жанра (приказ, указ, заявление, договор, соглашение) ещё в предтексте задаёт соответствующую модальную установку документа; в разговорной речи субъективная М. нередко отодвигает диктумное содержание, становясь подлинным смыслом речевого общения и его интегратором.
Лит:. Арутюнова Н.Д. Модальные и семантические операторы // Облик слова: сб. статей памяти Д.Н. Шмелёва. М., 1997; Балли Ш. Французская стилистика. М., 1955; Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Избр. труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975; Вольф Е.М. Субъективная модальность и семантика пропозиции // Логический анализ языка: Избранное: 1988-1995. М., 2003; Колшанский Г.В. К вопросу о содержании языковой категории модальности // ВЯ. 1979. № 6; Теория функциональной грамматики: Темпоральность. Модальность / под ред А.В. Бондарко. Л., 1990; Смирнова Е.Д. Основы модальной семантики. М., 1990; Стексова Т.И. Семантика невольности в русском языке: значение, выражение, функции. Новосибирск, 2002; Трипольская Т.А. Эмотивно-оценочный дискурс: когнитивный и прагматический аспекты. Новосибирск, 1999; Трунова О.В. Природа и языковой статус категории модальности. Барнаул, Новосибирск, 1991; Шмелёва Т.В. Семантическиий синтаксис. Красноярск, 1988.
Т.В. Матвеева

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.



Найдено научных статей по теме — 14

Читать PDF
0.00 байт

Модальность платного образования в России: история, проблемы, современность

Кораблева Г. В.
В статье дается анализ вопроса о бесплатности образования. Исходя из того, что во всем мире образование платное, в России также должен быть сформирован рынок образовательных услуг.
Читать PDF
0.00 байт

Категория «Модальность» в методике преподавания русского языка как иностранного

Щёголева Ольга Алексеевна
В статье рассматриваются основные приемы изучения категории «модальность» в методике русского языка как иностранного.
Читать PDF
0.00 байт

Абсолютная и относительная модальность образовательной среды

Романова Марина Леонидовна, Романов Дмитрий Александрович, Беспалова (Зацарная) Татьяна Сергеевна
Цель исследования разработка инновационного метода диагностики развивающего потенциала образовательной среды для обучающегося.
Читать PDF
0.00 байт

Педагогическое проектирование модальностей взросления в воспитательной системе школы

Фиофанова Ольга Александровна
В статье излагаются этапы педагогического проектирования воспитательной системы школы взросления. Описываются экспериментально выявленные педагогические условия, составляющие модальности взросления в воспитательной системе.
Читать PDF
0.00 байт

Проектирование модальностей взросления как основание нового поколения антропопрактик воспитательного

Фиофанова Ольга Александровна
Охарактеризована новая область педагогического знания педагогика взросления, её предмет и функции, направленные на выявление закономерностей педагогической организации взросления детей в воспитательном пространстве.
Читать PDF
0.00 байт

Наглядное моделирование на основе актуализации модальностей восприятия в обучении школьников математ

Сергеев Сергей Викторович, Смирнов Евгений Иванович
Предлагается технология эффективного обучения математике школьников на основе актуализации доминирующей модальности восприятия и освоения учебного материала.
Читать PDF
0.00 байт

Учет модальностей восприятия младших школьников с общим недоразвитием речи при организации личностно

Николаева Елена Александровна
Поиск наиболее эффективных форм организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения является весьма актуальной проблемой на сегодняшнем этапе развития системы образования.
Читать PDF
0.00 байт

Скорость реакции на стимулы различной модальности школьников с различной успеваемостью

Вергунов Евгений Геннадьевич
Целью статьи было описать особенности скорости сенсомоторной реакции на стимулы различной модальности у школьников с различной успеваемостью.
Читать PDF
0.00 байт

О диагностических процедурах определения ведущей модальности восприятия

Малявина Анастасия Михайловна
В статье рассматривается восприятие с точки зрения психолингвистической научной парадигмы. Представлено описание четырёх диагностических процедур по выявлению ведущей модальности восприятия в письменной речи учащихся.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемная ситуация как фактор развития всех видов модальности восприятия

Кучумова Римма Геннадьевна, Чечулина Любовь Семеновна
Рассматривается проблема реализации деятельностного подхода в обучении русскому языку в школе, что предполагает использование различных каналов восприятия информации в решении поисковых заданий.
Читать PDF
0.00 байт

Использование регионального контекста в процессе изучения средств потенциальной модальности в школьн

Дудкина Виктория Сергеевна
В статье анализируются упражнения, направленные на изучение учащимися 8-го класса модальных средств выражения потенциальности с использованием публицистических текстов В. И. Лихоносова.
Читать PDF
0.00 байт

Дифференцированный подход в современной начальной школе. Определение ведущей модальности и сенсорной

Ладохина И.Ю.
В статье рассматривается методика, позволяющая определять ведущую модальность и сенсорный профиль младших школьников.
Читать PDF
0.00 байт

Диагностика модальности образовательной среды на основе современных математических методов

Изотова Лидия Евгеньевна, Киселёва Елена Сергеевна, Романов Дмитрий Александрович, Каленик Андрей Николаевич, Юшкова Екатерина Владимировна
Цель исследования разработка метода диагностики модальности образовательных сред высших учебных заведений.
Читать PDF
0.00 байт

Параметры информатизации дидактического процесса как критерии для диагностики модальности и когерент

Киселёва Елена Сергеевна, Романов Дмитрий Александрович, Романова Марина Леонидовна, Беспалова (Зацарная) Татьяна Сергеевна
Известно, что информатизация образовательного процесса заключается в усилении роли информации и информационных потоков, в интеграции педагогических и информационных технологий при доминирующей роли первых; наиболее типичным пример

Похожие термины:

  • Модальность рефлексивного утверждения

    суть оценка содержания утверждения с точки зрения типа рефлексивной функции (описание или действительное, прогноз или возможность, нормативное или необходимое и т.п.). М. возникает в рамках социот
  • МОДАЛЬНОСТЬ ВТОРИЧНЫХ ТЕКСТОВ

    слова, словосочетания или предложения, при помощи которых раскрывается характер связи между «участниками» текстовой коммуникации — автором первичного текста, автором вторичного текста, читател