МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
этап (стадия) в развитии личности, охватывающий возраст от 6 до 10 лет и соответствующий обучению в 1-4 классах общеобразовательной школы.

Источник: Словарь психолого-педагогических понятий. Справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
этап развития ребенка, соответствующий периоду обучения в образовательных учреждениях начального общего образования. Границы младшего школьного возраста могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет; их уточнение зависит от официально принятых в данной местности и в данное время сроков начального обучения.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Возраст (6/7–10-лет) детей, обучающихся в I–III (IV) классах отечественной начальной школы. В М. ш. в. у ребенка формируется учебная деятельность, которая для него является ведущей деятельностью. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Будучи переходным, этот возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка, в том числе овладения иностранным языком, преподавание которого в общеобразовательной школе может начинаться со 2-го класса.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Младший школьный возраст
возраст 6/7 — 10-летних детей, обучающихся в I — IV классах начальной современной отечественной школы. Как особый период детства выделился сравнительно недавно, с введением обучения в неполной или полной средней школе. Этот период детства отсутствует у детей, не обучающихся в школе. Наиболее характерными чертами М.ш.в. являются переход от игры к учению как основному способу усвоения общечеловеческого опыта и формирование учебной деятельности как ведущей в этом возрасте. На ее основе складываются основные психологические новообразования — произвольность психических процессов, внутренний план действий (способность действовать в уме) и рефлексия. Поступление ребенка в школу связано с изменением социальной ситуации развития и перестройкой всей системы отношений. Система «ребенок — учитель» становится центром жизни ребенка, источником его самооценки, основой для построения отношений в системах «ребенок — сверстники» и «ребенокродители». Изменяется позиция ребенка в семье, где к нему предъявляются более «взрослые» требования. Включение ребенка в учебную деятельность создает условия для преобразования психических процессов, развития мотивационно-потребностной сферы, социально-психологических качеств личности. Ранее развивающиеся на наглядно-образной основе познавательные процессы формируются в словесно-логическом плане. На начальных этапах обучения важно оказывать ребенку эмоциональную поддержку, создавать ситуацию успеха, подкреплять положительное отношения к школе и учению, формировать содержательную учебную мотивацию.

Источник: Педагогический словарь 2008 г.

Младший школьный возраст
возраст 7–10-летних детей, обучающихся в 1–3-х классах современной российской неполной или полной средней школы. В других странах этот возраст соответствует принятым там системам образования (напр., во Франции пятилетнему элементарному обучению соответствует 6–11-летний возраст). Как особый период детства М.ш.в. выделился сравнительно недавно, когда в экономически развитых странах основная масса детей стала обучаться в неполной или полной средней школе. Этот период отсутствует у детей, не обучающихся в школе. Не выделяется он и тогда, когда начальное обучение является единственной ступенью образования. В М.ш.в, у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. Будучи переходным, М.ш.в. обладает глубокими потенциальными возможностями физического и духовного развития ребенка. В этом возрасте происходят существенные изменения в органах и тканях тела. Формируются изгибы позвоночника, хотя окостенение скелета еще не заканчивается. Отсюда большая подвижность и гибкость костей. У младших школьников крепнут мышцы и связки (растет их объем, увеличивается сила). Крупные мышцы развиваются раньше мелких, дети лучше выполняют сравнительно сильные и размашистые движения, чем движения, требующие точности. Интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, увеличивается его выносливость. Благодаря сравнительно большому диаметру сонных артерий головной мозг хорошо снабжается кровью, что является важным условием его работоспособности. Наблюдается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя склонность к возбуждению у младших школьников еще велика (непоседливость и некоторые другие черты поведения). Все эти изменения создают благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для вхождения ребенка в учебную деятельность, требующую не только умственного напряжения, но и физической выносливости. Отличие школьного учения от других видов деятельности состоит в том, что его главной целью является усвоение научных знаний и основ научно-теоретического мышления. В процессе учения ребенок приобретает умение выделять и мысленно удерживать учебные задачи, т.е. образцы того, что нужно усвоить и чем надо овладеть. Он учится выполнять такжепредметные и умственные действия, посредством которых происходит полноценное усвоение этих образцов (напр., умение группировать материал, составлять схемы его изложения); младшие школьники учатся прослеживать связи своих действий с получаемыми результатами, а также корректировать свои действия в соответствии с образцами, т.о. овладевают умениями контролировать и оценивать собственную учебную работу.

Источник: Словарь-справочник современного общего образования акмеологические валеологические и экологические тайны.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
этап развития ребенка, соответствующий периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы М.ш.в. различны в разных странах и конкретно-исторических условиях. После 1943 граница М.ш.в. снизилась с 8 до 7 лет, с 1984 - до 6 лет. Т.о., границы М.ш.в. могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10- 11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения. К моменту поступления в школу физическое развитие детей достигает школьной зрелости. Некоторое преобладание возбуждения уже не столь велико, как в дошкольном детстве; этим обеспечивается основа для формирования произвольного поведения. Развитие дыхательной и кровеносной систем способно обеспечить кровоснабжение мозга (доставку к нему кислорода) в степени, достаточной для довольно продолжительного поддержания умственной работоспособности. Это дает возможность при правильной организации учебных занятий поддерживать у учащихся активность познавательных процессов. Важным является и развитие тонкой моторики (мелких дифференцированных движений пальцев рук), позволяющее успешно овладеть навыками письма. Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребенка. С первых дней обучения в школе возникает осн. противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребенка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития. Это противоречие является движущей силой развития в М.ш.в. По мере возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня. М.ш.в. - качественно своеобразный этап развития ребенка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в М.ш.в. в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной - согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребенка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций. При поступлении в школу гл. побудительными силами, направляющими деятельность ребенка, выступают мотивы, ориентированные на внешние атрибуты школьной жизни, в частности те мотивы, которые сформировались в рамках дошкольной игры "в школу". В формировании адекватной мотивации собственно учебной деятельности решающую роль играет подкрепление положительного отношения ребенка к учению. Чрезмерное внимание к формальной стороне учебных достижений приводит к искажению учебной мотивации, когда стремление получить высокую оценку и одобрение окружающих превращается в ведущий мотив. Целесообразно на начальных этапах обучения не фиксировать недостатки учебной работы школьников, чтобы каждый имел возможность быть оцененным положительно. При этом критерием оценки желательно избрать сравнение достижений учащегося не с успехами одноклассников, а с его собственными. В условиях организованной учебной деятельности все высшие психические функции ребенка претерпевают существенные изменения. Восприятие, память и мышление, ранее развивавшиеся на наглядно-действенной основе, формируются в словесно-логическом плане. Возрастает способность ребенка к произвольной волевой регуляции поведения. Все это создает необходимые предпосылки для перехода к более содержательно насыщенному обучению в средней школе.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
этап развития ребенка, соответствующий периоду обучения в нач. школе. Хронологич. границы М. щ. в. различны в разных странах и конкретно-ист. условиях. До 1943 в РСФСР и др. республиках дети поступали в школу в возрасте 8 лет, впоследствии граница М. ш. в. снизилась до 7 лет, с 1984 в соответствии с положениями реформы шк. образования начал постепенно осуществляться переход к началу шк. обучения с 6 лет. Т. о., границы М. ш. в. могут быть условно определены в интервале от 6—7 до 10-11 лет; их уточнение зависит от официально принятых в данной местности и в данное время сроков нач. обучения.
К моменту поступления в школу физич. развитие детей (в норме) вполне соответствует новым требованиям. ЦНС достигает достаточной зрелости, в частности к 6—7 годам процессы возбуждения и торможения в нервной системе относительно уравновешиваются. Нек-рое преобладание возбуждения уже не столь велико, как в дошк. детстве; этим обеспечивается основа для формирования произвольной регуляции поведения. Развитие дыхательной и кровеносной систем способно обеспечить кровоснабжение мозга (доставку к нему кислорода) в степени, достаточной для довольно продолжит, поддержания умственной работоспособности. Это дает возможность при правильной организации уч. занятий поддерживать у учащихся активность познават. процессов. Важным является и развитие тонкой моторики (мелких дифференци-ров. движений пальцев рук), позволяющее успешно овладеть навыками письма.
Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребенка, выдвигает новые, все усложняющиеся требования. С первых дней обучения в школе возникает оси, противоречие — между постоянно растущими требованиями, к-рые предъявляются к личности ребенка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития, — являющееся движущей силой развития в М. ш. в. По мере возрастания требований уровень психич. развития подтягивается до их уровня. Т. о., «обучение ведет за собой развитие» (Л. С. Выготский).
М. ш. в. — качественно своеобразный этап развития ребенка. Этому не противоречит факт официального определения хронологич. границ нач. обучения. Развитие высших психич. функций и личности в целом в М. ш. в. происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности — учебной (согласно периодизации Д. Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, к-рая выступала как ведущая в дошк. возрасте. Включение ребенка в уч. деятельность, хотя и происходит в устанавливаемые официально сроки, знаменует начало перестройки всех психич. процессов и функций, что и определяет своеобразие М. ш. в. в процессе возрастного развития.
Поскольку ведущей деятельностью детей до поступления в школу была игра, постольку весьма эффективными на нач. этапе являются игровые формы обучения, разд. дидактич. игры. Уч. деятельность может формироваться полноценно лишь на основе определенного принципа развертывания уч. материала, адекватного содержат, обобщению, В совр. школе этот принцип реализуется только в специально организованных эксперим. условиях. Его широкое внедрение — один из путей повышения эффективности обучения в нач. школе.
Постановка заданий, требующих выяснения детьми путей и средств решения, вводит первоклассников в область интеллектуальных поисков, способствует формированию у них познават. интересов к уч. материалу. Такой подход гораздо продуктивнее, чем предъявление заданий на простое запоминание. Дальнейшее развитие познават. интересов зависит от формирования уч. деятельности.
При поступлении в школу гл. побудительными силами, направляющими деятельность ребенка, выступают мотивы, ориентированные на внеш. атрибуты шк. жизни, в частности те мотивы, к-рые сформировались в рамках дошк. игры «в школу». В формировании адекватной мотивации собственно уч. деятельности решающую роль играет подкрепление положит. отношения ребенка к учению. Чрезмерное внимание к формальной стороне уч. достижений приводит к искажению уч. мотивации, когда стремление получить высокую оценку и одобрение окружающих превращается в ведущий мотив. Целесообразно на нач. этапах обучения не фиксировать недостатки уч. работы школьников, чтобы каждый имел возможность быть оцененным положительно. При этом критерием оценки желательно избрать сравнение достижений учащегося не с успехами одноклассников (многие при этом окажутся в проигрыше), а с его собственными.
В условиях организов. уч. деятельности все высшие психич. функции ребенка претерпевают существенные изменения. Восприятие, память и мышление, ранее развивавшиеся на наглядно-действенной основе, формируются в словесно-логическом плане. Возрастает способность ребенка к произвольной волевой регуляции собств. поведения. Все это создает необходимые предпосылки для перехода к более содержательно насыщенному обучению в ср. школе.
Лит.: Усвоение знаний и развитие мл. школьников, под ред. Л. В. Занкова, М., 1965; Сапогова E. E., Психол. особенности переходного периода в развитии детей 6—7 лет. М., 1986 (Автореф. дисс.); Кузнецова Л — В., Гармоничное развитие личности мл. школьника, М., 1988; Мир детства: младший школьник, под ред. А. Г. Хрипко-вой, Ми9882; Особенности психич. развития детей 6—7-летнего возраста, под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера, М., 1988; Психич. развитие мл. школьников, под ред. В. В. Давыдова, М., 1990. В. В. Давыдов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
154.95 кб

Сколиоз в младшем школьном возрасте

Кузнецова З.М., Кудяшева А.Н.
В статье рассматривается проблема сколиоза в младшем школьном возрасте.
Читать PDF
1.46 мб

Социализация в младшем школьном возрасте

Митина Ольга Григорьевна
Младший школьный возраст связан с переходом ребёнка к систематическому школьному обучению, которое ведёт к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка.
Читать PDF
232.13 кб

Дислексии у детей младшего школьного возраста

Нагапетян Рузанна Сократовна
В статье рассматриваются некоторые теоретические проблемы логопедии. Раскрыта тематика основных теоретических вопросов коррекционной педагогики в рамках дислексии.
Читать PDF
108.25 кб

Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте

Оганесян Сирун Есаевна
Дан психологический анализ феномена ябедничества в младшем школьном возрасте, выявлены особенности суждений ябедничающих детей, предпосылки возникновения ябедничества, его зависимость от уровня морального развития ребенка.
Читать PDF
119.16 кб

Феномен ябедничества в младшем школьном возрасте

Оганесян Сирун Есаевна
Дан психологический анализ феномена ябедничества в младшем школьном возрасте, выявлены особенности суждений ябедничающих детей, предпосылки возникновения ябедничества, его зависимость от уровня морального развития ребенка.
Читать PDF
428.75 кб

Специфика дезадаптации в младшем школьном возрасте

Воронкина М.А.
В статье рассматриваются возрастные особенности детей младшего школьного возраста с позиций проявления у них дезадаптации; дается определение дезадаптации, рассматривается её психологическая сущность, анализируются различные подхо
Читать PDF
255.08 кб

Развитие инициативности в младшем школьном возрасте

Довольнова Ирина Викторовна
В статье рассматриваются теоретические аспекты субъектного подхода к исследованию психики и проблемы развития волевой регуляции младшего школьника с позиции изучения эмоциональной и мотивационной сфер личности.
Читать PDF
161.11 кб

Семья в восприятии детей младшего школьного возраста

Колесова Алина Олеговна
В статье представлены результаты анализа детских сочинений на тему.Моя семья. и дана краткая характеристика групп, по которым распределись основные понятия детей младшего школьного возраста о том, что такое.семья.,.мать.,.отец. и.
Читать PDF
110.14 кб

Формы выражения агрессии в младшем школьньном возрасте

Дунаева Н. Ю.
Читать PDF
157.16 кб

Дивергентное мышление детей младшего школьного возраста

Кузьмина Е. С.
Читать PDF
671.95 кб

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста

Мосина Т.Н.
Статья посвящена актуальной теме агрессии у детей младшего школьного возраста. Детская агрессивность имеет специфический характер, и эта специфика проявляется особенно остро в подростковом и младшем школьном возрасте.
Читать PDF
162.26 кб

Автономный гомеостаз у детей младшего школьного возраста

Эштрекова С. Г., Сабанчиева Л. А.
Проводилось исследование вегетативной реактивности и вегетативного обеспечения при проведении активной ортопробы у 200 детей младшего школьного возраста.
Читать PDF
513.19 кб

Исследование одаренных детей младшего школьного возраста

Неустроева Милидора Изотовна
В статье рассматривается сущность одаренности младшего школьника как психолого-педагогическое явление.
Читать PDF
818.74 кб

Исследование одаренных детей младшего школьного возраста

Неустроева Милидора Изотовна
В статье рассматривается сущность одаренности младшего школьника как психолого-педагогического явления.
Читать PDF
304.60 кб

Профилактика снижения зрения школьников младшего возраста

Чупров Александр Дмитриевич, Воронина Александра Евгеньевна, Петросян Эмилия Аветиковна
Исследование по профилактике заболеваний органов зрения у детей младшего школьного возраста проведено на базе начальной школы лицея №5 г. Оренбурга. Исследовано 649 детей и родителей.