МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста. В младенческом возрасте выделяют три этапа: новорожденность (первый месяц жизни), когда ребенок подготавливается к эмоциональному общению со взрослыми, первое полугодие, во время которого ведущей деятельностью становится ситуативно-личностное общение со взрослым, и второе полугодие жизни, когда ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность. Завершение младенчества связано с кризисом первого года, свидетельствующим о формировании личности ребенка.
Источник: Терминологический словарь библиотекаря
Младенческий возраст
период жизни ребенка от рождения до одного года. В М.в. развитие совершается в быстром темпе. К пяти месяцам вес ребенка удваивается, а к 12 – утраивается по сравнению с первоначальным. Рост увеличивается за год примерно на 25 см. Значительно изменяются пропорции тела; к 7 месяцам удваивается вес головного мозга. В М.в. дети еще не имеют произвольных приспособительных движений, не могут самостоятельно удовлетворять даже свои простейшие потребности. Поэтому для детей М.в. жизненно важными являются контакты с ухаживающими за ними взрослыми людьми. Со 2–4-й недели жизни младенца у него начинает складываться непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослыми. К 4 месяцам у детей в ответ на ласку появляется сложная реакция (комплекс оживления), на основе которой позднее возникают и становятся самостоятельными движения рук (хватание), эмоциональные реакции (улыбка, смех) и предречевые вокализации. Во втором полугодии дети овладевают простейшими манипуляциями с предметами и на их основе переходят к более сложному общению со взрослыми в форме совместных действий. К 7–8 месяцам дети научаются сидеть, в 10– 11 – стоять. К 12 месяцам большинство детей начинает ходить. Развитие движений способствует деятельности органов чувств, благодаря которой у детей складываются первоначальные формы предметного восприятия. Избирательное внимание к речи взрослого обнаруживается уже на 2-м месяце жизни: первоначально дети воспринимают только эмоционально-выразительную сторону речи, но с 9–10 месяцев научаются понимать первые слова. К концу М.в. дети понимают 10–12 слов и осмысленно произносят первые 2–3 слова. Существенным условием нормального развития детей в М.в. является достаточное по длительности и насыщенное по содержанию общение со взрослыми. Недостаточное общение ведет к задержкам физического и психического развития.