МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМБИНАТ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМБИНАТ
учреждение дополнительного образования, в котором проходят учебно-производственную практику учащиеся разных школ.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОМБИНАТ
(МУПК) – эффективная форма организации трудовой подготовки учащихся старших классов общеобразовательной школы, получившая широкое распространение в 70–80-х гг. Первый УПК был открыт в 1963 г. в Кировском районе Москвы. В 60-х гг. комбинаты появились еще в нескольких районах столицы, а также в некоторых других городах страны. Созданные по местной инициативе, УПК были поддержаны сверху: Минпрос СССР принял меры по распространению их опыта, в 1974 г. вышло постановление Совмина СССР по вопросам организации и работы межшкольных комбинатов, а следующем году Минпрос СССР по согласованию с Госпланом СССР, Госпрофобром СССР и другими ведомствами ввел в действие положение о МУПК. В начале 70-х гг. насчитывалось около 20 комбинатов, к концу этого десятилетия – свыше 2 тыс. Сильный толчок к увеличению количества УПК, совершенствованию их работы дала школьная реформа 1984 г. С учетом нововведений (обязательная профессиональная подготовка учащихся VIII–XI классов и др.) в 1985 г. Минпрос СССР разработал и утвеpдил по согласованию с рядом ведомств новое «Положение о межшкольном учебно- производственном комбинате трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся». В 1987 г. в более чем 3 тыс. УПК обучались свыше 50% учащихся VIII–XI классов (остальные в учебных цехах и участках предприятий, в школьных мастерских и кабинетах автодела, механизации сельского хозяйства и др.). Профессиональная или допрофессиональная подготовка школьников в УПК была тесно связана с общественно полезным, производительным трудом в основном по заказам предприятий. Как правило, УПК вел значительную профориентационную работу не только со старшеклассниками, но и с другими учащимися школ района. На многих комбинатах школьники занимались техническим творчеством.
МУПК создавался по решению районной исполнительной власти отделом народного образования и несколькими предприятиями. Профили (профессии) обучения определялись с учетом потребностей в кадрах этих предприятий и района в целом, а также интересов учащихся. Как правило, комбинат обслуживал большинство средних школ района, а нередко и все. Отдел народного образования выделял для УПК помещения, обычно школьное здание, обеспечивал организационно-педагогическое руководство работой комбината, а предприятия, каждое в соответствии со своим профилем, создавалиучебно-материальную базу – цеха, участки, лаборатории, кабинеты, вспомогательные службы – все в качестве своих структурных подразделений (их оборудование и оснащение, так же как и производимая школьниками продукция были собственностью предприятий), выделяли для обучения и организации труда учащихся, для обслуживания и ремонта оборудования своих работников, полностью неся расходы на их содержание. Наличие серьезной материальной базы, кадров преподавателей и мастеров, хорошо знающих производство, разносторонних и систематических контактов с предприятиями, связь обучения с производительным трудом, возможность для подростков выбора профиля обучения – все это позволило педагогическим коллективам УПК, опираясь на поддержку трудовых коллективов предприятий, обеспечивать основательную трудовую подготовку учащихся, воспитывать у них интерес к профессиям народного хозяйства, и в первую очередь к рабочим профессиям материального производства.
Опыт, накопленный в 70–80-х гг., показал, что создание межшкольных УПК было эффективным, оправдавшим себя на практике, способом привлечения производства к прямому и действенному участию в подготовке школьников к труду, выбору профессии. Появление в системе общего среднего образования этих новых и по содержанию учебно- воспитательной работы, и по форме учебных заведений было крупным шагом на пути развития трудовой, политехнической школы, учитывающей как потребности экономики, так и интересы личности, нуждающейся в содействии ее трудовому становлению и профессиональному самоопределению.
С конца 80-х гг. в результате отхода от положений школьной реформы, а также из-за экономического кризиса межшкольные УПК стали нести большие потери. От них «ушли» предприятия, иные даже забрав оборудование. В 90-е гг. количество комбинатов сокращается, многие из остающихся теряют свой «производственный» характер – отказываются от подготовки учащихся по профессиям материального производства, от соединения обучения с производительным трудом. Часть УПК более или менее успешно приспосабливается к новым условиям, зарабатывая дополнительно к скромным бюджетным ассигнованиям средства для своего существования: одни самостоятельно, другие с помощью предприятий налаживают собственное производство; организуют платное обучение для взрослого населения; сдают в аренду помещения и т.д. Многие комбинаты стали на путь сотрудничества с малыми предприятиями, профессионально-техническими, средними специальными и высшими учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования. В результате возникли объединения, комплексы различного типа. Вместо единого названия – межшкольный УПК – появилось множество новых и разных.
Таким образом, несмотря на серьезные потери, институт межшкольных УПК сохранился, хотя и в сильно урезанном, в количественном и качественном отношении, виде. Важно не допустить его дальнейшего свертывания. В перспективе, когда экономический кризис завершится и производству понадобятся кадры, когда высокий уровень трудовой подготовки школьников опять будет востребован обществом и участие в ней на новой, экономической основе предприятий снова окажется целесообразным, развитие межшкольных УПК (под этим или другим названием) получит свое продолжение. Оно будет успешнее при опоре на накопленный опыт.
Ю.П. Аверичев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.