. При проведении в коллективе воспитательной работы используются различные способы воздействия. Чаще всего в условиях производства в воспитательных целях применяются разнообразные методы убеждения и стимулирования. Среди методов убеждения ведущее значение имеет словесное воздействие (беседы, лекции, дискуссии, собрания и др.).Используя в качестве средства воспитания слово, бригадир – при индивидуальной беседе с рабочим или при выступлении в качестве агитатора – должен стремиться убедить слушающих в своей правоте. Он должен уметь влиять не только на мысли, но и на чувства слушающих, чтобы добиться от них необходимых поступков. Для того чтобы словесное обращение приобрело силу убеждающего воздействия, необходимо соблюдение следующих условий:
1) воспитатель должен быть глубоко убежден в правоте своей точки зрения;
2) содержание того, о чем говорит воспитатель, должно учитывать уровень развития собеседников, быть доступным их пониманию. В то же время оно не должно повторять того, что им уже хорошо известно;
3) до изложения своей точки зрения необходимо выяснить отношение собеседников к рассматриваемому вопросу. Если их позиция расходится с той, которой придерживается воспитатель, ему нужно начинать с тех общих моментов, которые сближают эти позиции, и лишь затем переходить к рассмотрению отличий, постепенно обосновывая правильность своей точки зрения;
4) стремиться убеждать с помощью не только приводимых цифр, но и конкретных фактов, эпизодов, способных вызвать у слушающих определенные переживания. Если эти факты известны слушателям, то важно дать им правильную трактовку;
5) для активного восприятия излагаемого материала очень важно не перегружать беседы лишними деталями. При этом следует избегать поучающего, высокопарного тона. Не случайно умение разговаривать с воспитанниками А.С. Макаренко считал важным элементом педагогического мастерства.
К воспитательным методам стимулирования относятся поощрения и наказания. Они могут оказывать сильное воспитательное воздействие только в том случае, если при их применении соблюдаются определенные психолого-педагогические требования. Так, поощрения не должны применяться слишком часто, иначе они могут превратиться в будничное повседневное явление. Поощрения должны быть соразмерны достигнутым успехам. Типичная ошибка состоит в том, что рабочих поощряют чаще всего к праздникам (грамоты, благодарности и т.п.) и определяют количество отмечаемых рабочих, исходя из численности бригады без учета конкретных достижений отдельных работников. Это приводит к падению престижности поощрений.
Мощным воспитательным средством является наказание. Прибегая к нему, соблюдают следующие требования:
1) наказание должно быть строго индивидуальным. Групповое наказание без выяснения степени вины каждого применять не рекомендуется, так как оно объединяет и сплачивает виновных, мешает им осознать свою вину и вызывает отрицательные чувства у невиновных. Но соблюдение этого требования не означает отказа от коллективной ответственности первичного трудового коллектива за каждого своего члена;
2) наложение наказания должно всегда разрешать конфликт до конца. После его применения не следует напоминать виновнику о его проступке. Об этом правиле, к сожалению, часто в первичных трудовых коллективах забывают. Многие бригадиры ошибочно считают необходимым на собраниях и других мероприятиях обязательно упоминать тех, кто получил наказания в прошлом. А это часто порождает чувство досады и обиды у виновных;
3) наказание должно быть соразмерно проступку. Слишком строгое наказание воспринимается как несправедливое и вызывает внутренний протест, а попустительское
– пренебрежение к мнению коллектива и оценке его руководителя.
При выборе наказания следует учитывать индивидуальные особенности воспитуемого. Самолюбивый человек болезненно реагирует даже на незначительные наказания. Важно также учитывать отношения наказуемого с коллективом. Если он находится в конфликте с бригадой, то взыскание может привести к озлоблению и оказать отрицательное воздействие.Поощрения и наказания эффективны тогда, когда в их применении не допускается ошибок. Лучший способ избежать ошибок – согласование принимаемых решений с коллективом. Бригадир должен помнить, что решение, одобренное коллективом, идущее от его лица, приобретает большее воспитательное воздействие.
Личное поведение бригадира, его общественная позиция и профессиональное мастерство являются основой авторитета руководителя первичного трудового коллектива. Никогда не будет пользоваться уважением бригадир, который на первый план ставит личные интересы, плохо знает свое дело, потакает одним и придирается к другим.
На авторитет бригадира влияет и то, как он работает, одевается, разговаривает с начальством и товарищами и др. Важно, чтобы он всегда был аккуратен, вежлив, не сквернословил. Умел отстаивать интересы бригады и ее членов. Бригадир должен постоянно помнить, что авторитет завоевывается не сразу. На это нужны годы. А потерять его можно в результате одного неблаговидного поступка.
Авторитет бригадира в значительной степени определяется уровнем развития его личностных качеств. Некоторые ошибочно считают, что достаточно обладать необходимым запасом профессиональных знаний и навыков, чтобы успешно справляться со своими обязанностями. Социологические исследования результатов труда бригад на промышленных предприятиях свидетельствуют, что это не так. Оказывается, лучших производственных успехов добиваются те бригады, у руководителей которых наряду с профессиональными хорошо развиты организаторские, социально-воспитательные и морально-этические качества.
К профессиональным качествам бригадира относятся: хорошее знание дела, добросовестность в работе, владение смежными профессиями. К организаторским – умение наладить отношения с рабочими и администрацией, устанавливать контакты с различными службами цеха и завода, отстаивать свое мнение. К социально- воспитательным – внимательность и заботливость, справедливость, умение создавать и поддерживать хорошее настроение. К морально-этическим – уровень культуры и образования, общественная активность, характер поведения на производстве и в быту.
Воспитательная работа в бригадах должна строиться так, чтобы способствовать развитию у бригадиров и рабочих разносторонних личностных качеств. Именно такой гармонично развитый рабочий может эффективно трудиться в условиях современного производства.
Лит.: Стариков И.М. Подготовка бригадиров и звеньевых. – М., 1990.