МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОВИЗНЫ

Найдено 1 определение
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НОВИЗНЫ
различные процедуры, с помощью которых определяется новизна результатов исследований. Оценка новизны результатов исследования может быть дана с помощью метода антиципации, метода эталонного сравнения, информационного метода.
Метод антиципации-определение новизны результатов, которые могут быть получены в результате исследований с помощью предварительной оценки экспертов. Метод антиципации применяется для предварительной оценки новизны работы. Суть метода заключается в том, что результаты анализируемой работы формулируются в виде вопросов, которые задаются экспертам. Эксперты отвечают на заданные вопросы, как бы предвосхищая выводы исследования. В случае совпадения ответов экспертов и оцениваемых выводов результаты считаются известными.
Другой вариант: экспертам в виде вопросов задаются задачи, которые ставил перед собой исследователь. В зависимости от их ответов, как и в предыдущих случаях, определяется новизна исследования.
Информационный метод - включает поиск документа (диссертация, научный отчет, статья и т.д.), в котором с наибольшей вероятностью могут быть получены аналогичные с искомой работой выводы. Фиксируются лишь название документа и основные задачи, поставленные в работе. Методика определения новизны сводится к поиску релевантного документа, содержание которого в наибольшей степени соответствует анализируемому источнику. Это достигается с помощью рубрикатора и словаря дескрипторов.
Метод эталонного определения-включает: составление эталона; анализ и классификацию полученных результатов; сравнение базового варианта и результатов анализируемой работы. За эталон (базовый вариант) принимают известные к данному моменту времени теоретические и практические знания в области народного образования и педагогики, отобранные и описанные по определенной схеме. Составление базового варианта предполагает анализ литературы по искомой проблеме, классификацию знаний по видам и описание их с помощью соответствующих характеристик.
Таким образом, мы получим перечень основных результатов (концепций, методов, идей, рекомендаций и т.д.) по искомой проблеме, которые будут выполнять роль эталона. Данный эталон относителен и действует определенное время. На этапе анализа и классификации эксперты анализируют результаты оцениваемой работы и классифицируют ее по видам знаний, содержанию и уровню новизны. На заключительном этапе проводится сравнение базового варианта (эталона) и результатов анализируемой работы. В зависимости от степени совпадения или несовпадения базового варианта и полученных результатов итоги анализируемой работы оцениваются как известные или новые. Метод эталонного сравнения особенно эффективен, если использовать современную технологию сбора информации, создавать проблемно-ориентированные базы данных по различным вопросам народного образования и педагогической науки. Наличие такой базы открывает принципиально новые возможности для объективной оценки результатов исследований, позволяет сравнивать по новизне известные (ранее выполненные) и новые научно-исследовательские работы.

Источник: Словарь по образованию и педагогике.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
207.69 кб

Возможности определения новизны и актуальности научных тем методами наукометрии (на примере криминал

Бугаев Константин Валериевич
Исследование смыслового веса дескрипторов массива публикаций позволяет определить новизну и актуальность научных тем, которые находятся в обратном соотношении, высокие показатели веса дескрипторов, описывающих тему, указывают на е