Методы обучения изобразительному искусству

Найдено 1 определение
Методы обучения изобразительному искусству
(метод – от греч. methodos – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения художественной или изобразительной деятельности, подчиненных решению конкретной задачи. В методике проблема разработки методов художественного обучения и воспитания выступает как одна из основных. М. – способы взаимодействий учителя и учащихся при руководящей роли учителя, направленные на достижение целей обучения. В методике различаются общие методы – их разрабатывает дидактика – и частные, составляющие собственный предмет этой науки. И те и другие М. представляют собой комплексные последовательности учебных действий учителя и учащихся. Пример классификации методов обучения в дидактике, по Ю.К. Бабанскому: методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности (рассказ учителя, лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы и пр.); методы стимулирования учебной деятельности школьников (мотивация, формирование познавательного интереса, дидактические игры, диспуты и пр.); методы контроля и самоконтроля в обучении (устный опрос, письменный, машинный и пр.).
В методике общая классификация М. пока не составлена. Существуют лишь отдельные описания авторами групп методов: Н.Н. Ростовцев описывает исторически сложившиеся М.: метод копирования, метод натуральный, метод геометральный, метод свободного развития, метод использования учебных моделей, метод личного показа учителем, метод обобщения форм и др. Известны: система методов обучения в Российской академии искусств и система методов обучения рисунку и живописи П.П. Чистякова.
Отдельные авторы разрабатывали м.о.и.и. по разделам курса: М.о. живописи – Г.В. Беда, Г.Б. Смирнов, А.П. Яшухин; м.о. рисунку – А.И. Сапожников, В.С. Кузин, Н.Н. Ростовцев, О.В. Барщ, Н.П. Костерин; м.о. композиции – Е.В. Шорохов.
Отдельные группы методов описаны авторами по уровням и областям их применения: методы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе – В.С. Кузин, В.В. Колокольникова, И.Н. Глинская, Б.П. Юсов, И.Б. Шешко, Е.Е. Рожкова, И.М. Сокольникова.
Н.П. Крымов разрабатывал метод тоновых отношений в живописи, а И.П. Волков – методы творческого развития учащихся общеобразовательных школ; методы эстетического воспитания – Б.М. Неменский; методы развития пространственных представлений – Т.Ф. Беляев, методы использования народного искусства на занятиях изобразительным искусством – Т.Я. Шпикалова; методы использования рисунка в педагогической практике учителя – А.В. Терентьев; методы использования средств наглядности в преподавании изобразительного искусства – В.И. Булавко; методы работы над рисунком головы человека – В.Е. Нестеренко и др.
В истории методики можно встретить: игры как метод; драматизацию как метод; иллюстрирование как метод; конструирование как метод; моделирование как метод; эксперимент как метод обучения и пр.

Источник: Словарь-справочник по методике преподавания изобразительного искусства 2004