МЕТОДЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Найдено 1 определение
МЕТОДЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
представляют собой совокупность педагогических средств управления учебно-воспитательным процессом, составляют основу педагогического мастерства. М.г.в. состоят из трех групп: методов организации коллектива; методов убеждения; методов педагогического стимулирования.
Первая группа методов обеспечивает организацию воспитательного (учебного, трудового, клубного) коллектива. В ее состав входят дисциплина, самообслуживание, соревнование, самоуправление.
Дисциплина – исходный метод организации коллектива – обеспечивает формирование культуры взаимоотношений членов коллектива, полезных традиций и привычек поведения путем выработки норм и правил внутреннего распорядка и последовательного предъявления их в качестве единых требований педагогами и воспитанниками друг к другу. Долгое время делался особый упор на воспитание сознательной дисциплины и, соответственно, на разъяснительную работу в коллективе. Однако главное в воспитании дисциплины – предъявление и соблюдение каждым членом коллектива требований, в результате чего образуются прочные привычки и традиции поведения.
Дисциплинированность должна стать привычной, традиционной.
Самообслуживание – ведущий метод организации коллектива – обеспечивает создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива и формирование у его членов хозяйской заботы об умножении и сохранении общественного достояния. В современном обществе с расширением выпуска и совершенствованиякачества бытовой техники самообслуживающий труд становится нормой жизни каждого человека, семьи, трудового коллектива. В организованном трудовом коллективе самообслуживание проходит путь от уборки помещения и наведения порядка на рабочем месте до обеспечения полного комфорта и украшения рабочего помещения средствами дизайна. Постоянная забота каждого о создании лучших условий работы и украшении жизни коллектива сплачивает людей.
Соревнование – коррекционный метод организации трудового коллектива – обеспечивает стимулирование успеха индивидуального и коллективного труда, формирование ревностного отношения к делу его участников на основе учета и сравнения результатов совместной деятельности, а также поощрения (материального и морального) членов коллектива (бригад и участников), добивающихся лучших результатов. Экономическое стимулирование играет особо важную роль, так как уравниловка в оплате труда отбивает всякую охоту трудиться. При этом целесообразно подключение к учету и подведению итогов органов коллектива, что составляет важную функцию самоуправления.
Самоуправление – метод самоорганизации коллектива – обеспечивает формирование у его членов отношений взаимной ответственности и организаторских качеств при условии, если в управление делами коллектива включаются работоспособные органы, наделенные реальными правами и полномочиями. Коллектив без органов – толпа. Эти слова А.С. Макаренко применимы к любому коллективу, но прежде и более всего – к трудовому.
Функционирование общих собраний, комитетов и советов трудовых коллективов, очевидно, будет специфично для разных форм собственности: частных и государственных предприятий, акционерных обществ, коллективных хозяйств и семейных ферм на селе. Но при всей пестроте экономических отношений общее правило одно: каждый участник производства в той или иной степени должен сознательно и ответственно участвовать в управлении им. А для этого требуется известная выучка, специальная подготовка, так как руководить и управлять можно только со знанием дела. Метод самоуправления как бы обобщает и синтезирует все методы организации коллектива, так как при развитом самоуправлении коллектив становится субъектом своей дисциплины, самообслуживания и соревнования.
Вторая группа М.г.в. призвана способствовать формированию сознания учащихся профучилищ и молодых рабочих, помогает им в выработке взглядов и убеждений. Это методы убеждения: информация, поиск, дискуссия, взаимное просвещение.
Информация – исходный метод убеждения – обеспечивает сообщение воспитанникам тех или иных сведений (знаний) непосредственно педагогом и стимулирование интереса к знаниям, потребности в овладении ими. Главным средством информации является живое слово и личный пример (показ) наставника. При этом используются такие формы: рассказ, беседа, лекция, инструкция. Сообщение должно быть понятным, выразительным и красочным. Среди приемов, стимулирующих интерес воспитанников к сообщению нового знания, следует назвать логичность, плановость изложения, характеристику интересных фактов, использование юмора, шутки и, несомненно, строгую дозировку материала.
Информация не решает всех задач методов убеждения, но готовит условия для эффективного применения другого метода – убеждения-поиска.
Поиск – ведущий метод убеждения – обеспечивает вовлечение воспитанников в самостоятельное добывание знания из книг и других источников информации. На этой основе у учащихся формируются навыки и умения самообразования. На первом месте – работа с книгой и другими источниками научной и технической информации. Развитие и широкое распространение современной бытовой техники позволяет использовать в качестве источников аудио- и видеозаписи, компьютер. Несомненно, подобная самостоятельная работа учащихся с источниками должна быть подготовлена педагогами, прежде всего вооружением воспитанников соответствующими знаниями и техническими приемами, в частности, библиографическими навыками, умением конспектировать и др. Теперь учащиеся подготовлены к использованию следующего метода.
Дискуссия – коррекционный метод убеждения – обеспечивает вовлечение воспитанников в товарищеский обмен мнениями, способствует поддержке и развитию верных нравственных и научных представлений, преодолению ошибочных взглядов и заблуждений. Дискуссия – не только противоборство разных взглядов, но и товарищеская поддержка верных идей и представлений. Критика в процессе дискуссий должна быть тактичной и доброжелательной. Более типичной формой дискуссии является диспут – заранееподготовленное обсуждение какой-либо проблемы. Участие в диспутах учит молодежь публичным выступлениям. Но более распространены простые формы дискуссии, такие как обсуждение ответа товарища на учебном занятии, выступления на собраниях и т.п.
Применение дискуссионного метода предполагает развитие в коллективе доверительных товарищеских отношений воспитанников и наставников, уважительного отношения к мнению своих товарищей.
Взаимное просвещение – метод самоорганизации убеждения – обеспечивает формирование у воспитанников потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды и убеждения. На этом этапе коллектив становится субъектом воспитательной работы, а его органы – организаторами идейно-воспитательной деятельности. Этот метод позволяет педагогу привлекать к обучению молодых рабочих своих лучших учеников, добившихся известной степени мастерства. Как и самоуправление, взаимное просвещение значительно усиливает и развивает воспитательные функции коллектива, который умело использует информационный, поисковый и дискуссионный методы убеждения в воспитательной работе.
Третью группу М.г.в. составляют методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение-наказание, общественное мнение; в педагогической литературе они известны также под названием методов педагогического воздействия.
Требование – исходный метод педагогического стимулирования – обеспечивает определенное поведение воспитанников и проявление их деловых и нравственных качеств путем выражения норм поведения в личных отношениях педагога с воспитанниками, в общении с ними. По форме требования бывают прямыми и косвенными. Прямое требование содержит четкое конкретное указание по формуле: «Делай так и только так». Оно позитивно, т.е. вызывает определенный поступок. Неопытные педагоги не скупятся на всякого рода запрещения, они становятся на позиции регистраторов нарушений в поведении воспитанников. К числу косвенных требований относятся: просьба, доверие, одобрение, совет, намек, условное требование, требование в игровом оформлении, осуждение, выражение недоверия, угроза. Группа негативных требований используется опытными педагогами редко, обычно в порядке исключения. Как видно, косвенные требования используют развитие личных отношений педагога и воспитанников.
Перспектива – ведущий метод педагогического стимулирования – обеспечивает налаживание общественно полезной деятельности воспитанников путем выдвижения перед ними увлекательных значительных целей, трансформирующихся в личные стремления молодых людей. Метод перспективы теоретически обосновал А.С. Макаренко, он предложил и классификацию перспектив. Перспектива близкая составляет «завтрашнюю радость», без которой не может быть оптимистического настроя личности. Это ближайшее событие: посещение кинотеатра, встреча с друзьями и т.п. Перспектива средняя – ожидаемое событие, несколько отодвинутое во времени: летний отдых, путешествие и т.д. Далекая перспектива – намечаемые воспитанниками жизненные планы: выбор профессии, поступление в институт и др. Мастерство постановки перспектив требует хорошего знания воспитанников, их интересов и способностей. Подлинное мастерство педагога состоит в постановке перед воспитанниками увлекательных и значимых перспектив разного масштаба и в выстраивании системы перспективных линий, целеустремляющих жизнь коллектива и его членов.
Поощрение и наказание – коррекционный метод педагогического стимулирования – обеспечивает поддержку полезной и торможение нежелательной деятельности воспитанников путем внесения изменений в отдельные права и обязанности их как членов коллектива, а также посредством моральной оценки их действий. Поощрение и наказание, как показал Л.Ю. Гордин, не разные методы, а две стороны единого метода педагогической коррекции. На первых порах работы с коллективом правом поощрения и наказания пользуется только педагог – руководитель коллектива. По мере развития коллектива и самоуправления в нем это право передается органам коллектива и становится функцией общественного мнения. Можно также отметить, что на первых порах значительную роль играют материальные стимулы педагогической коррекции, а по мере нарастания коллективного опыта все большее значение приобретают моральные стимулы.
Общественное мнение – метод самоорганизации педагогического стимулирования – обеспечивает поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление высоких нравственных качеств воспитанников посредством предъявления моральныхтребований, постановки и реализации общественно значимых перспектив и нравственной оценки поступков членов коллектива в их общении друг с другом. В общественном мнении наиболее полно реализуются воспитательные функции коллектива. Он становится действенным регулятором своей деятельности и жизни всех своих членов.
Лит.: Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1971; Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. – М., 1983; Коротов В.М. Самоуправление школьников. – М., 1981; Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания / Собр. соч. В 8 т. Т. 4. – М., 1984; Профессиональная педагогика: Учебник. – М., 1997.
В.М. Коротов

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.