Методологический поиск
Методологический поиск
суть либо мыслительный процесс нахождения ответа на проблемные методологические вопросы с помощью готового и адекватного для этого эмпирического материала, либо поиск того материала, который соответствовал бы поставленным проблемным вопросам, включая поисковое моделирование деятельности и ее рефлексии, в частности - игромоделирование (например, ОДИ).
Источник: Методологический словарь для стратегов
Методологический поиск
это деятельность учителя по обнаружению смысла, основы, идеи учебного материала или педагогического явления как личностно значимых для своего саморазвития, так и для последующего развития личностных структур сознания своих учеников умения вести методологический поиск обеспечивают возможность самоформирования (самоорганизации) следующих методологических умений более высоких уровней: материала или педагогического феномена; устанавливать связи различных смыслов, выявлять неявные мотивы, обусловившие возникновение той или другой концепции, причины ее целеполагания;— проводить сравнительный и феноменологический анализ педагогических феноменов: парадигм, систем, предмета, целеполагания, принципов, содержания, условий, средств воспитания и обучения в различных подходах к образованию; владеть проблемным видением; распознавать педагогические теории и системы на предмет их соответствия гуманистической парадигме; вычленять и сопоставлять разные по времени основания, послужившие тем или другим педагогам базой для разработки их подходов; определять явные и скрытые источники зарождения педагогического замысла, их противоречивость и порождаемые ею неявные смыслы, которые закладывались в ту или иную систему; устанавливать связи философско-педагогических замыслов с событиями исторической, социокультурной и др. значимости эпохи его создания; давать разностороннюю оценку значения замысла — для времени создания и для современности; определять и преодолевать кризисные узлы в обучении и воспитании, страивать имеющиеся знания, конструировать на их ос культуросообразные и гуманные смыслы педагогической деятельности и т. д.— устанавливать собственные смыслы альтернативных педагогических подходов; целеполагания, определения этих принципов, отбора и перестройки содержания, моделирования и конструирования условий и средств, формирую и развивающих личностные структуры сознания учащимися, моделировать условия воспитания творческой личности; менять средства педагогической поддержки личностной морализации, нравственной самоактуализации, самоопределения учащихся; использовать и создавать технологии личностных ценностей, вступления в педагогический контакт, предупреждения конфликтов, взаимодействия и объединения, смены ролей, преодоления барьеров на уроке, личностного обращения к ученику, выбора, кульминации разрядки и т. д. самооценки педагогических явлений и событий, поиска и выбора культурных смыслов, моделей и вариантов собственной образовательной деятельности.
Источник: Глоссарий по педагогике.