МЕТОДИКА ВЫБОРА ВАРИАНТА СОВМЕЩЕНИЯ ПРОФЕССИЙ

Найдено 1 определение
МЕТОДИКА ВЫБОРА ВАРИАНТА СОВМЕЩЕНИЯ ПРОФЕССИЙ.
Работа по расширению сферы совмещения профессий и производственных функций осуществляется в четыре основных этапа: подготовка проведения работ; изучение и оценка возможности совмещения профессий и производственных функций; проектирование совмещения профессий и производственных функций; внедрение мероприятий по расширению сферы совмещения профессий и производственных функций.
Первый этап – подготовка к проведению работы по совмещению профессий. Для руководства и координации деятельности цеховых рабочих групп и оценки качества их работы создается постоянно действующая комиссия, которая возглавляется директором завода. В состав ее входят представители профсоюзной организации, руководители отдельных подразделений и службы НОТ; назначаются цеховые рабочие группы и определяется их состав; определяются сроки выполнения работ как по отдельным производственным подразделениям, так и по заводу в целом; разрабатываются планы- графики проведения работ комиссией по заводу в целом и рабочими группами в егопроизводственных подразделениях; разрабатываются инструкции для изучения и анализа исследуемого вопроса; организуются инструктивные совещания.
Рабочие группы возглавляются руководителями соответствующих производственных подразделений. В состав таких групп входят: технологи цехов, сотрудники службы НОТ или ОТЗ, сотрудники ПЭО, нормировщики, производственные мастера, инженеры службы механика завода, инженеры по технике безопасности, инженеры по технической учебе.
Рабочие группы в своей деятельности руководствуются указаниями комиссии, а также соответствующими методическими рекомендациями.
Второй этап – оценка возможности совмещения профессий и производственных функций. Изучение и оценка возможностей совмещения профессий включает в себя следующие работы:
изучение состояния планирования и обслуживания рабочего места;
планировка рабочего места (расстановка оборудования, приспособлений, размещение инструментов и степень удобства работы исполнителей);
анализ количественного и качественного оборудования и его размещения, а также уровень механизации и коэффициент его использования;
особенности технологических процессов (выявляются возможности интенсификации производственных процессов и способы работ на основе совершенствования техники, технологии);
организация, формы, методы труда и обучения (тип бригад, определение форм организации труда через следующие показатели: габариты рабочего места, способы и скорости выполнения операций, расстановка исполнителей, разделение и кооперация труда, коэффициент занятости, масштабы совмещения и расширения зон обслуживания и др.;
повышение эффективности труда, совершенствование организации и нормирования труда, рациональные методы и приемы труда.
Третий этап – проектирование совмещения профессий и производственных функций: составление фактического баланса рабочего времени совокупного рабочего, где должно быть отражено использование рабочего времени по каждой профессии на выполнение свойственных функций, на наблюдение за работой оборудования или ходом технологического процесса, на выполнение несвойственных функций, а также потери рабочего времени.
Анализируя баланс, определяют резерв рабочего времени при существующей организации труда.
Четвертый этап – внедрение мероприятий по расширению сферы совмещения профессий и производственных функций.
Анализируя условия и возможности осуществления совмещения профессий, можно выявить различные варианты сочетания совмещаемых профессий:
совмещение профессий, одинаковых по уровню требуемых знаний, навыков, умений и квалификации, т.е. «горизонтальное» совмещение, которое в свою очередь подразделяется на совмещение элементарных по сложности профессий неквалифицированного труда (подсобный рабочий, грузчик и др.) и совмещение профессий квалифицированного труда (машинист экскаватора – электрослесарь, электросварщик; слесарь – машинист конвейера и т.д.);
совмещение профессий высокой (низкой) квалификации, т.е. «вертикальное» совмещение, которое делится на выполнение квалифицированным рабочим функций подсобного рабочего (грузчика, доставщика и т.д.) и выполнение квалифицированными рабочими функций профессии высокой квалификации (машинист экскаватора – наладчик, электрослесарь, электросварщик и т.д.).Исходя из уровня квалификации технологических видов работ и учитывая производственные потребности, на предприятиях практикуется совмещение профессий и расширение зон обслуживания у следующих рабочих:
основные рабочие совмещают свои функции с функциями основных профессий;
основные рабочие совмещают свои функции с функциями рабочих вспомогательных профессий (машинист экскаватора – электросварщик, электрослесарь и др.);
вспомогательные рабочие совмещают свои функции с функциями рабочих основных профессий (электрослесарь – машинист насосных установок и др.);
вспомогательные рабочие выполняют несколько смежных вспомогательных функций в пределах установленных зон обслуживания (электрослесарь, электромонтер, аккумуляторщик, электросварщик и др.);
основные и вспомогательные рабочие расширяют свои зоны обслуживания.
Совмещение профессий может быть рациональным, как показывает опыт, лишь в пределах той или иной части функций смежных профессий или рабочей зоны в пределах рабочего места.
Лит.: Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. – М., 1997.

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.