МЕТОДИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Найдено 1 определение
МЕТОДИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
отрасль педагогической науки, изучающая пути, способы и средства реализации содержания производственного обучения квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях.
М.п.о. опирается на профессиональную педагогику и дидактику производственного обучения, черпая из них научное обоснование способов обучения и воспитания, психологию и физиологию, раскрывающих закономерности усвоения знаний, формирования навыков и умений. Важнейшим источником М.п.о., средством ее развития является передовой педагогический опыт работы лучших мастеров производственного обучения, профессиональных учебных заведений в целом.
Задачи и содержание М.п.о. определяются, исходя из требований современного производства к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в условиях рыночной экономики, с учетом тенденций и перспектив развития науки и техники.
М.п.о. рассматривает вопросы практического профессионального обучения квалифицированных рабочих и специалистов, характерные для процесса производственного обучения как такового, и являются основой для разработки частных методик производственного обучения.
М.п.о. как отрасль педагогической науки изучает: цели и задачи производственного обучения; содержание производственного обучения; процесс производственного обучения и его принципы; организационные формы и методы обучения; планирование производственного обучения; нормирование учебно-производственного труда учащихся; организацию и методику производственного обучения учащихся в учебных мастерских (лабораториях, полигонах, учебных хозяйствах); организацию и методику обучения учащихся в условиях производства, а также в процессе производственной практики.
М.п.о. является основой содержания одноименного предмета психолого-педагогического цикла, изучаемого в индустриально-педагогических средних и высших учебных заведениях, подготавливающих инженеров-педагогов и техников-мастеровпроизводственного обучения, а также в системе повышения квалификации педагогических работников профессиональных учебных заведений. Основное назначение курса – ввести будущих педагогов в «основы технологии» профессии мастера производственного обучения. Вместе с тем изучение курса имеет большое воспитательное значение. Задача его изучения не только в формировании у слушателей знаний и умений организовывать учебный процесс, проводить уроки, готовиться к занятиям и т.д., но и воспитывать у них интерес и уважение к педагогической деятельности, стремление к педагогическому творчеству и новаторству, формировать основы нового педагогического мышления, базирующегося на идеях гуманизации и демократизации педагогического процесса.
Впервые в России систематизированный курс М.п.о. был изложен в книге «Методика производственного обучения» (1953), подготовленной ведущими методистами системы трудовых резервов под руководством А.М. Вейсбланда. Эта книга на многие годы стала основным учебником для слушателей индустриально-педагогических учебных заведений и системы повышения квалификации, настольной книгой мастеров производственного обучения не только профессиональных учебных заведений, но и инструкторов производственного обучения системы подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве, учителей трудового обучения средних общеобразовательных школ.
Второе и третье издание учебника под названиями «Производственное обучение в профессионально-технических училищах» и «Организация и методика производственного обучения» были изданы, соответственно, в 1972 и 1978 гг. В подготовке учебников принимали участие ученые, разрабатывающие проблемы профессиональной педагогики, ведущие методисты и практические работники учебных заведений системы профессионально-технического образования. Оба учебника выпущены под редакцией профессора М.А. Жиделева. Ассоциацией «Профессиональное образование» Российской академии образования в 1992 г. издана книга «Методика производственного обучения» (автор В.А. Скакун), в которой отражены основы общей методики производственного обучения с учетом современных достижений в области профессиональной педагогики, требований нового педагогического мышления, а также передового педагогического опыта, особенности подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в условиях перехода к рыночной экономике.
Многие вопросы М.п.о. раскрыты в вышедших в 70–90-е гг. книгах монографического характера, в сборниках научных трудов и монографиях ВНИИ профтехобразования, в методических рекомендациях, изданных учебно-методическими центрами и кабинетами профессионального образования, «Библиотечке мастера производственного обучения» (40 брошюр. 1975–1980).
Лит.: Френкель С.Ш. Организация производственного обучения в ПТУ. – М., 1971; Катханов К.Н. Педагогические основы производительного труда. – М., 1987; Макиенко Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. – М., 1983; Новиков А.М. Процесс и методы формирования трудовых умений. – М., 1986; Батышев С.Я. Подготовка рабочих профессионалов. – М., 1995.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Похожие термины:

  • ЧАСТНЫЕ МЕТОДИКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

    методические пособия для мастеров производственного обучения, в которых рассматриваются содержание, организация, методика и средства производственного обучения учащихся конкретной профессии (