Методика безтекстного обучения

Найдено 1 определение
Методика безтекстного обучения
чрезвычайно опасное для процесса литературного образования школьников и состояния общественной морали явление, которое существовало всегда, однако время от времени приобретало господствующее положение в общеобразовательной школе. Сущность М.б.о заключается в том, что из процесса литературного образования фактически исключаются чтение литературного произведения, само произведение, вместо работы над текстом которого учащимся предлагают рассматривать и заучивать биографические, литературоведческие, культурологические сведения (связанные или даже не связанные с этим произведением), вследствие чего именно они воспринимаются учащимися как «само произведение». При таком подходе к литературному образованию учащихся чтение и анализ произведения становятся ненужными, что разрушает личность читателя-школьника. Как правило, М.б.о. возникает и распространяется при условии, когда в обществе не развиты (или вообще отсутствуют) демократические основы общественной жизни, когда в учебных заведениях («учреждениях идеологического воспитания») вместо произведения рассматривается его «идеологически правильная» интерпретация, которая обязательно искажает нравственно-эстетическую позицию писателя, однако полностью «обслуживает» квазиморальные «потребности» общества. Однако М.б.о. может быть связана и с неумением или нежеланием учителя организовать чтение и изучение учащимися литературного произведения, тогда она лишена идеологической основы, но также приводит к искажению нравственно- эстетической позиции писателя, искажению Макрообраза изучаемого произведения в эстетическом сознании учащихся, к разрушению личности читателя-школьника [9; 21-22]. В.Г.

Источник: Методика преподавания литературы.