МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ОБУЧЕНИИ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Найдено 1 определение
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ ОБУЧЕНИИ РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
. Коллективная и индивидуальная формы методической работы позволяют преподавателям оперативно использовать и активнее внедрять в практику педагогической деятельности полученные знания.
Индивидуальная методическая работа – это самообразование преподавателя, которое позволяет выбрать удобный для каждого человека режим учебы и вопросы для изучения, которые ему необходимы и интересны. Педагогическое самообразование обеспечивает самостоятельное целенаправленное приобретение знаний в области преподаваемого предмета.
Индивидуальная методическая работа, являющаяся основной формой совершенствования педагогического мастерства преподавателей, осуществляется по трем направлениям.
1. Повышение идейно-политического уровня. Преподаватель планирует, с какими конкретно произведениями ему необходимо познакомиться, какие лекции прослушать и по каким вопросам политического характера получить консультации.
2. Расширение и углубление теоретических знаний и практических навыков по своей специальности. В плане индивидуальной работы преподаватель отражает, какую техническую литературу он должен изучить, какой опыт новаторов производства освоить.
3. Совершенствование знаний в области педагогики и психологии и овладение методикой обучения и воспитания. В плане индивидуальной методической работы преподаватель предусматривает изучение методических разработок по наиболее сложным темам учебной программы.
В определении функций педагогического самообразования важнейшим является разви- тие у инженерно-педагогических работников стремления к педагогическому творчеству и формирование у обучаемых рабочих творческого отношения к своей профессиональной деятельности.
Самостоятельное овладение теорией и методикой учебно-воспитательного процесса позволяет преподавателю активно влиять на формирование у рабочих творческогоотношения к труду. Этому способствует их педагогическое мастерство, выражающееся в умении:
комплексно решать задачи образования, профессиональной подготовки, воспитания и развития обучающихся;
изучать их реальные учебные возможности, т.е. осуществлять в доступной мере прогнозирование ожидаемых успехов в обучении и учитывать их особенности при планировании урока;
выделять главное, существенное в учебном материале;
выбирать наиболее рациональные методы и средства обучения, вместо того чтобы односторонне насаждать то один, то другой метод или недооценивать некоторые из них;
дифференцированно подходить к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и ко всем остальным обучающимся;
уметь формировать у них навыки рациональной организации труда с целью оптимизации процесса учения.
В связи с переходом предприятий на хозрасчет большое внимание стало уделяться коллективным формам методической работы с преподавателями. Формы работы разнообразны. К ним относятся советы по профессиональному и экономическому обучению кадров, методические комиссии, открытые уроки, взаимопосещение уроков, учебно- методические совещания, конференции, семинары, педагогические чтения.
На совете по профессиональному и экономическому обучению обсуждаются вопросы организации, содержания и методики обучения; внедрения передового опыта профессионального обучения рабочих; улучшения учебно-материальной базы; бригадные и арендные отношения; особенности внутризаводского хозрасчета и др.
В этой работе совет опирается на коллективный опыт преподавателей и инструкторов производственного обучения, развивает их инициативу, поддерживает каждое новое предложение, любой положительный опыт. Коллективная форма деятельности отличается строгим распределением обязанностей между членами совета и регламентируется его общим планом работы.
Методические комиссии (секции) свою деятельность согласуют с планом работы совета. Характер ее планирования определяется состоянием учебной работы на предприятии.
Методические комиссии занимаются рассмотрением учебных планов и программ, индивидуальной методической работой преподавателей и инструкторов, разработкой предложений по созданию наглядных пособий, организацией контроля за качеством обучения, изучением и распространением передового опыта, обсуждением состояния подготовки и повышения квалификации рабочих в условиях перехода к рыночной экономике и др. Тематика работы методических комиссий отражает самые актуальные вопросы, глубоко волнующие преподавателей и инструкторов.
В методической работе на предприятиях за последние годы широкое распространение получили открытые уроки. Их цель – улучшить качество обучения и воспитания, показать «в действии» те или иные приемы педагогического мастерства, применение технических средств обучения, сделать их достоянием большинства преподавателей.
Открытые уроки проводятся по целой теме или подтеме учебной программы, так как при этом условии организованное коллективное посещение уроков дает более полное представление о системе работы преподавателя и применяемых им методах. После посещения открытого урока преподаватели детально разбирают преимущества и недостатки, целесообразность применения того или иного метода и приема, предлагают свои варианты решения представленных учебно-производственных задач, делают выводы и предложения. Такая объективная критика и коллективная оценка со стороны опытных товарищей помогают начинающим педагогам ясно понять недостатки их работы, найти пути устранения. В такой обстановке преподавателю представляется возможность проявить творчество в методической работе по наиболее близкой ему теме, поделиться опытом, показать свое методическое мастерство.Помимо открытых уроков методические комиссии организуют взаимопосещение уроков. Молодые преподаватели посещают уроки опытных педагогов, чтобы поучиться у них, а опытные, чтобы оказать молодым помощь или позаимствовать полезное для себя.
Благодаря этому создается хороший контакт в работе преподавателей и инструкторов, вырабатываются единые педагогические требования к обучающимся.
Отдел технического обучения добивается обязательной реализации выводов и предложений, которые делаются на основе анализа открытых уроков и взаимопосещения уроков.
Наиболее оперативная форма коллективной методической работы – методические совещания, на которых обсуждаются качество, организация и методика обучения отдельных категорий рабочих, проводится обмен опытом работы преподавателей, изучаются инструктивно-методические материалы.
Семинары и педагогические чтения проводятся для выявления, обобщения и внедрения в педагогическую практику передового опыта учебно-воспитательной работы, совершенствования методического мастерства, развития творческой инициативы преподавателей.
Таким образом, главным условием повышения качества профессиональной подготовки рабочих на производстве является методическая работа – постоянный поиск новых, наиболее рациональных форм и методов обучения и воспитания; самообразование преподавателей и совершенствование их профессиональных и педагогических знаний в системе непрерывного повышения квалификации. Только в коллективной деятельности и руководстве, в совместном решении важных вопросов создаются условия для творческой работы, вырабатываются единые педагогические требования к научной организации учебно-воспитательного процесса.
Лит.: Кравцов Н.Н. Содержание методической работы в профессионально-техническом образовании. – М., 1977; Батышев С.Я. Производственная педагогика. – М., 1984.
С.Я. Батышев

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.