МЕТОД НАПРАВЛЯЮЩИХ ТЕКСТОВ

Найдено 1 определение
МЕТОД НАПРАВЛЯЮЩИХ ТЕКСТОВ
дидактическая единица, пришедшая в профессиональную педагогику непосредственно из образовательной практики, где давно уже существуют, своего рода прообразы этого метода – метод подсказок, методы направляющего и корректирующего действия и др. Метод направляющих текстов – это не просто обобщение смысла своих прообразов, а научно оформленное понятие элемента профессиональной дидактики, имеющего регламентированный спектр функциональных проявлений.
Метод был разработан в начале 70-х гг. в Германии (в учебной мастерской в Гаггенау фирмы Даймлер-Бенц АГ) с функцией дополнения к проектной форме обучения в виде программ для самостоятельного изучения предмета со звуковым и визуальным сопровождением. Однако механизм его оказался настолько универсальным, что он сразу же стал использоваться в качестве многофункционального образовательного средства. В настоящее время к числу важнейших выполняемых им дидактических функций можно отнести следующие:
а) выработка у будущих профессионалов навыка к самостоятельной учебе и работе;
б) организация общения учащихся в процессах планирования и согласования своих действий;
в) формирование у будущих профессионалов «компетенции действий», т.е. способности самостоятельно выполнять комплексные рабочие задания (профилактика, уход и контроль за машинами и установками) и быстро адаптироваться на новых рабочих местах;
г) создание в учебном процессе таких ситуаций, в которых происходит уравнивание познавательной активности сильных и слабых учащихся и достижение ими одинаково успешных результатов обучения;
д) выработка умений планировать регламентируемую работу, сокращать время и пути принятия решений;
е) выработка у профессионала способности объединять в трудовом процессе теорию и практику;
ж) передача учащимся ключевых квалификаций, или иначе способностей решать пока еще неизвестные производству задачи;
з) развитие способности к профессиональному творчеству.
В сущности своей, направляющий текст – это комплекс тематически взаимосвязанных наводящих вопросов. В зависимости от содержания этих вопросов и их функциональной направленности, разработана классификация направляющего текста:
1) универсальный текст для обработки учебного или производственного задания, набор наводящих вопросов в котором одинаков применительно к любому случаю;
2) текст-инструктаж по поводу направлений и способов выполнения проектной или производственной работы. Наводящие вопросы данного текста выполняют роль посредника между заданием и необходимыми для его выполнения знаниями и навыками, указывая на цель работы и ее квалификацию. С помощью вопросов текста-инструктажа учащиеся приобретают навык самостоятельного отбора знаний, необходимых для выполнения задания, из рекомендованных информационных материалов;
3) текст-руководство по проведению экспериментальных упражнений, определяющий необходимый для профессионала уровень владения стратегиями решения проблем. В наводящих вопросах текста-руководства содержится логическая схема эксперимента, указание на объем и характер необходимых в эксперименте знаний и способы превращения абстрактной информации в конкретные предметные представления;
4) курсовой текст, наводящие вопросы которого, направлены на овладение теоретическими знаниями той или иной учебной дисциплины;
5) производственный текст, регламентирующий процесс выполнения профессиональной деятельности на конкретных рабочих местах;6) технологический текст, целенаправленно наводящий учащегося на понимание основных производственных технологий и способов их реализации в условиях конкретного производства;
7) текст для выполнения типовых производственных заданий (чтение чертежей, выполнение элементов конвейерных и ремонтных работ и др.)
На основе объединения тех или иных типов направляющего текста формируется конкретная и целеобусловленная модель процесса обучения будущих профессионалов. Наиболее органично метод направляющих текстов вписался в модель исчерпывающего действия, шесть ступеней которого – информация, планирование, принятие решения, выполнение, контроль, оценка – приводит в активное взаимодействие и функционирование все типы объединенных в тексты наводящих вопросов.
Составление направляющих текстов – наиболее сложная работа в профессиональной педагогике, требующая большой энергии и творчества. В содержательном отношении тексты могут быть исключительно многообразны, но в разработке их должны обязательно приниматься во внимание несколько условий:
направляющие тексты должны ориентироваться на действия;
направляющие тексты должны быть руководством к тому, как предварительно продумать процесс выполнения предложенного задания;
направляющий текст должен управлять поиском знаний, необходимых для выполнения рабочего задания;
при составлении направляющих текстов деятельность учащихся должна рассматриваться одновременно на двух уровнях: на уровне освоения рабочей деятельности, как совокупность необходимых навыков, и на уровне поиска информации.
В немецкой профессиональной педагогике осуществлена разработка методики составления направляющих текстов, включающей в себя десять «рабочих шагов», или универсальных действий по определению направленности и содержания наводящих вопросов.
Лит.: Хох Х., Шлоттау В. Обзор положений о профессиональной подготовке в металлообрабатывающей промышленности Германии. – Берлин, 1995; Кох Й., Зелька Р. Направляющие тексты – путь к самостоятельному обучению. – Берлин; Бонн, 1995; Шапкин В.В., Худяков В.Л. Преподавание спецтехнологий в профессиональных училищах и лицеях. – СПб., 1997.
В.В. Шапкин

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.