МЕТОД МОРАЛЬНЫХ ДИЛЕММ
МЕТОД МОРАЛЬНЫХ ДИЛЕММ
средство развития экзистенциальной сферы, метод самовоспитания, отражающий ценностные ориентации человека, рефлексию индивида о происходящих в определенной ситуации или в определенный период изменениях в его сознании, а также выработка представлений об изменениях, которые могут произойти с ним в будущем, включая оценку своих действий и отношение к себе со стороны окружающих. Реализация метода предполагает создание учителем (воспитателем) доступной для понимания школьников не разрешенной, проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов, наполненных нравственным содержанием. Учащимся предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения центрального героя выбрать различные варианты ответов. Такой метод дает возможность сделать впоследствии правильный выбор в жизненных ситуациях, с которыми в будущем может встретиться воспитанник. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы "за" и "против". Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. См. БИНАРНЫЕ МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.
Источник: Словарь по образованию и педагогике.