МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ

Найдено 1 определение
МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ
Полное название – метод активизации резервных возможностей личности и коллектива. Один из современных методов обучения иностранным языкам, теоретические основы которого разрабатываются с позиций теории деятельности (А. Н. Леонтьев), теории личности и коллектива (А. В. Петровский), суггестопедии (Г. Лозанов); предусматривает использование резервов личности в обучении. Термин «М. а.» предложен в 70-е гг. Г. А. Китайгородской, под руководством которой разработаны конкретные рекомендации по обучению с использованием данного метода. М. а. решает прежде всего задачи обучения общению на иностранном языке в сжатые сроки в процессе коллективной деятельности с установкой на раскрытие творческих возможностей и не используемых при традиционном обучении резервов личности обучаемого. В последних публикациях создатели М. а. подчеркивают также его направленность на овладение языковым материалом, обеспечивающим формирование, развитие и применение речевых навыков и умений. Важная особенность М. а., как и других интенсивных методов, заключается в органическом единстве практических и воспитательных целей обучения. Психолого-педагогические принципы метода, в своей совокупности определяемые также формулой «в коллективе и через коллектив», позволяют осуществлять сознательное и целенаправленное управление процессами общения в группе. Число принципов, определяющих содержание метода, в публикациях различных представителей метода неодинаково. Можно говорить о следующих основных принципах М. а.: 1. Принцип двуплановости процесса обучения (сформулирован Г. Лозановым, в работах сторонников метода получил творческое переосмысление). Под вторым планом в поведении человека подразумеваются особенности его мимики, жестов, манеры держаться, говорить (интонирование фразы), посредством которых он располагает к себе окружающих. Умелое использование второго плана поведения способствует, в частности, созданию авторитета, порождает обстановку инфантилизации (обстановку взаимного доверия, обеспечивающую благоприятные возможности для овладения учебным материалом). 2. Принцип поэтапно-концентрической организации занятий. В системе занятий выделяются несколько относительно самостоятельных, но тесно между собой связанных этапов усвоения материала от целого (восприятия предложения, текста) к частному (его отдельных компонентов) и опять к целому, т. е. синтез – анализ – синтез. 3. Глобальное использование всех средств воздействия на психику учащегося. Имеется в виду не только опора на слуховые и зрительные образы, но и создание у обучаемого определенного эмоционального состояния, положительно влияющего на эффективность усвоения материала. 4. Принцип устного опережения (последовательно выдерживается на протяжении всего курса). Обучение начинается с «устного курса», который подготавливает переход к овладению чтением и письмом. 5. Индивидуальное обучение через групповое обучение. Сотрудничество преподавателя и учащихся способствует возникновению управляемого эффекта группового обучения. 6. Взаимодействие ролевых и личностных элементов в обучении. Учащиеся распределяются по ролям согласно сценарию курса и эти роли закрепляются за ними на весь период обучения. В ходе занятий происходит постепенный переход от ролевого (учебного) общения к личностному. В рамках М. а. и в соответствии с названными выше принципами была разработана модель обучения, предусматривающая четырехкратное предъявление учебного материала в виде диалога (первая и вторая дешифровка, активный сеанс, музыкальный сеанс) и последующую активизацию материала в форме различных разработок, обеспечивающих тренировку в общении. М. а. привлекает внимание преподавателей благодаря заложенным в нем возможностям обучения языку как средству общения за короткий отрезок времени в пределах тем и ситуаций, представляющих для учащихся практический интерес. При этом максимально учитывается мотивационная сторона обучения. Благоприятным фактором при обучении оказывается и организация занятий: обучение в процессе общения, использование ролевых игр, музыкального фона, средств наглядности. Несмотря на значительный объем прорабатываемого материала и интенсивный характер занятий, при правильной организации обучения по М. а. учащиеся испытывают чувство удовлетворения от учебного процесса. Предпринимаются попытки усовершенствования интенсивных методов, в том числе и М. а., путем включения приемов обучения, свойственных иным, неинтенсивным методам (например, приемов межциклового обучения (Гегечкори, 1975): упражнений, выполняемых самостоятельно и направленных на автоматизацию (см.) языковых моделей). Идеи М. а. получили реализацию в курсах русского языка для иностранных учащихся (Кирш и др., 1981; Рожкова, Пирогова, 1981; Китайгородская и др., 1993).

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
909.69 кб

Современные методы активизации обучения

Норова Рахима Файзуллоевна
В этой статье рассматривается подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения в Узбекистане. В статье говорится о внедрении интерактивных методов обучения.
Читать PDF
322.40 кб

Этапы становления методов активизации обучения

Перфилова М.А.
Статья посвящена вопросу становления методов активизации обучения.
Читать PDF
168.36 кб

АКТИВИЗАЦИЯ ДРЕНАЖНОЙ ФУНКЦИИ ГЛАЗА МЕТОДОМ РЕЗЕКЦИИ СКЛЕРЫ

Корчуганова Е.А., Румянцева О.А., Егоров Е.А., Вагин Б.И., Новодережкин В.В.
Цель: разработка непроникающей неинвазивной операции для достижения усиления фильтрации внутриглазной жидкости (ВГЖ) через склеру путем ее локального истончения и усиления увеосклерального оттока за счет улучшения проницаемости ск
Читать PDF
160.08 кб

Ролевые игры как метод активизации учебной деятельности студентов

Байкова Ольга Анатольевна
В статье рассматриваются аспекты современных классификаций и методов использования ролевых игр, которые, являясь неотъемлемой частью современных технологий, способствуют усвоению лексических и грамматических средств, обеспечивая о
Читать PDF
8.33 мб

Методы активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся

Сиротюк Алла Леонидовна, Сергеева Марина Георгиевна
Статья посвящена проблеме совершенствования методов активизации учебнопознавательной деятельности обучающихся, представленных педагогическими, психологическими и психофизиологическими методами.
Читать PDF
279.42 кб

Деловая игра как метод активизации обучения графическим дисциплинам

Турутина Татьяна Федоровна, Третьяков Дмитрий Вячеславович
На основе современных отечественных и зарубежных исследований деловых игр предложен метод активного обучения графике и навыкам чтения чертежей.
Читать PDF
219.84 кб

Метод активизации как один из принципов организации учебного процесса

Талханова Фатима Дзамболатовна
В статье рассматривается один из методов интенсивного обучения иностранным языкам – метод активизации резервных возможностей личности.
Читать PDF
4.02 мб

Методы активизации инновационного развития региональной промышленности

Гительман Лазарь Давидович, Исаев Александр Петрович
Рассматривается проблема активизации инновационных процессов в крупном бизнесе.
Читать PDF
419.26 кб

Активизация технологического обучения и методы повышения его эффективности

Азизов Абдулатиф Абдухалимович, Турсунов Сайфулло Абдуллоевич
Сущностью технологической подготовки является определение системы политехнических знаний по пути использования научных обобщений, в том числе межпредметных связей, и активизация познавательной деятельности школьников с целью усиле
Читать PDF
17.93 мб

МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Кубеева Марзия Абдухалыковна
В данной статье автор сообщает, что условием эффективного обучения английскому языку является применение различных форм и методов обучения.
Читать PDF
139.99 кб

Активизация учебной деятельности студентов посредством интерактивных методов

Кутбиддинова Римма Анваровна
Разработка интерактивных технологий выступает в качестве одного из приоритетных направлений в образовании. В статье анализируются современные интерактивные методы обучения студентов.
Читать PDF
257.27 кб

Методика активизации познавательной деятельности студентов на лекциях по физике

Полицинский Е. В.
В статье предлагается методика активизации познавательной деятельности студентов на лекции на основе дискуссии.
Читать PDF
184.85 кб

Внеаудиторные занятия как метод активизации позновательного интереса к обучению

Куник P. M., Дюжая И. А.
Читать PDF
275.33 кб

Активизация речевой деятельности студентов методом творческих заданий и упражнений

Белоусова Я.В.
В статье проанализировано роль активных методов обучения в воспитании речевой культуры студентов-гуманитариев высших учебных заведений на занятиях курса «Основы культуры речи».
Читать PDF
97.20 кб

Учебная игра как метод активизации познавательной деятельности иностранных студентов

Жулева Людмила Дмитриевна
Дается характеристика учебной игры как метода активизации познавательной деятельности иностранных студентов в процессе изучения математики.