МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Найдено 1 определение
МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
предполагает обеспечение достижения целей с ориентацией на конечный результат посредством эффективного использования творческого потенциала как руководства, преподавателей и сотрудников учебных заведений, так и обучающихся.
Основная направленность его – разработка рекомендаций по оздоровлению социально- психологического климата, гармонизации отношений и продуктивное использование персонала.
Необходимость использования менеджмента в педагогике связана с тем, что до последнего времени в большинстве научно-педагогических работ вся система управления в учебном заведении профессионального образования рассматривалась как создание совокупности условий, позволяющих обеспечить оптимальное его развитие без учета главного: роли человека в успешном управлении этим процессом.Между тем, игнорирование человеческой индивидуальности в управлении (учебным заведением, обучением) неправомерно, так как не приведет к успеху; невозможно также отрицать, что руководство любой организацией достигает своих целей через людей, оказывая на них необходимое влияние. Наличие хороших аудиторий, учебно- производственных мастерских и социально-бытовых помещений и их самое современное оснащение не дадут такого результата, как творчество людей.
Сущность человекоцентристского подхода сводится к реализации трех требований: проявлять уважение к сотрудникам;
оказывать им доверие;
обеспечивать успех в их деятельности.
Человекоцентристский подход существенно корректирует цели и задачи управления. Стержнем управленческой деятельности становится продуктивное использование творческого потенциала людей. В связи с этим, реализация менеджмента требует разработки новой стратегии деятельности, базирующейся на следующих принципах:
повышение качества принимаемых решений за счет создания творческих групп и привлечения исполнителей к принятию решений;
развитие у сотрудников чувства ответственности и сопричастности за счет делегирования полномочий по вертикали и горизонтали;
улучшение микроклимата в учебном заведении за счет предоставления инженерно- педагогическим работникам всей релевантной информации и условий для большего общения;
своевременная оценка труда преподавателей и мастеров производственного обучения, поддержка их творческих идей и инноваций;
привлечение обучающихся к принятию решений и повышение их ответственности.
Главное в этих принципах – не простое их декларирование, а практическая реализация, которая должна быть специально организована, заложена в конкретные методы работы руководства.
Встречающиеся в научно-педагогической литературе одни и те же трактовки менеджмента, означая управление учебным заведением и управление процессом обучения, встречаются в разных словосочетаниях: «образовательный менеджмент» и «педагогический менеджмент». Правомерность этого отождествления можно объяснить применительно только к управлению в пределах учебного заведения. Что же касается управления учебными заведениями на региональном, республиканском и федеральном уровне, то правильнее было бы оперировать понятием «образовательный менеджмент»
В понятие менеджмента в образовательном процессе, наряду с применением человекоцентристского подхода, целесообразно вкладывать смысл необходимости использования в управлении законов кибернетики, что потребует целенаправленной организации постоянного контроля за ходом выполнения решений и его непрерывной коррекции, в случае отклонения от требуемых результатов, а также ориентации на научно-обоснованные технологии управления (см. Классификация педагогических технологий).
Это позволит исключить запаздывающую деятельность, когда работа становится полностью направленной на исправление недостатков.
Педагогический менеджмент (в профессиональном учебном заведении) ставит своей целью такое управление учебным заведением и процессом обучения, сущностью которого являются человекоцентристский подход и применение законов кибернетики, ориентация на конечную цель с непрерывным контролем и корректировкой деятельности. Оптимальное управление учебным заведением требует учитывать особенности, характерные для уровней менеджмента.Лит.: Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М., 1993; Сибирская М.П. Педагогические технологии: теоретические основы и проектирование. – СПб., 1998; Менеджмент в управлении школой: Учебное пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования / Под ред. Т.И. Шамовой. – М., 1992; Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1975.
М.П. Сибирская

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.