МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович
(1834–1907) – ученый-энциклопедист, педагог, общественный деятель, автор классического учебника «Органическая химия», создатель периодической таблицы химических элементов. Менделеев полагал, что основное направление среднего образования в России должно быть «жизненным и реальным». Высшую школу должен отличать постоянный труд по развитию науки и укреплению ее связи с промышленностью.

Источник: Информация образование дидактика история методы и технологии обучения. Словарь ключевых понятий и определений. 2017

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович
1834-1907) — химик, деятель образования, разносторонний ученый, член-корреспондент Петербургской АН (1876). Св. 35 лет преподавал в Петербургском университете, Технологическом институте, на Высших женских (Бестужевских) курсах и др. Открыл (1869) периодический закон химических элементов, один из осн. законов естествознания. Автор классических учебных руководств: "Органическая химия" (1861; Демидовская премия Петербургской АН) - первого русского оригинального учебника по этому курсу; "Основы химии" (ч. 1-2, 1869-71) - первого учебника, построенного на основе периодического закона. Автор фундаментальных исследований по народному просвещению, тесно связанных с потребностями развития производительных сил России.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович
(27января [8 февраля] 1834 г. – 20 января [2 февраля] 1907 г.) – химик, педагог, общественный деятель России. Выдающийся ученый, открывший периодический закон химических элементов, член-корреспондент Петербургской АН (1876). Окончил физико-математический факультет Главного педагогического института в Петербурге (1855). Преподавал в Ришельевской гимназии в Одессе. Профессор Петербургского технологического института (1864–1866) и Петербургского университета (с 1865 г.), из которого ушел в 1890 г. в знак протеста, а также – Высших женских (Бестужевских) курсов. Автор оригинальных учебников химии. С 1892 г. до конца жизни был управляющим Главной палаты мер и весов. Автор работ по вопросам народного просвещения, вызвавших общественный резонанс. Связывал благоденствие России не только с рациональным использованием ее природных богатств, но и с распространением образования, науки, культуры и развитием творческого потенциала народа. Отстаивал идею связи науки и образования с экономическими потребностями страны, вниманием государства к этой социальной сфере. Высказался за введение обязательного начального образования и рациональное развитие сети начальных, средних и высших учебных заведений. Отдавал преимущество реальномуобразованию. Одним из факторов экономического прогресса считал создание стройной системы специального технического образования – от высшего до ремесленного, установление связи между общим и профессиональным образованием и признание общего образования как обязательного базиса ремесленного. Отстаивал автономию высшей школы, ее связь с наукой и промышленностью. Придавал большое значение подготовке профессуры и учительства. Создатель русской научной и педагогической школы химиков. Участник съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию.
Соч.: Основы фабрично-заводской промышленности // Соч. В 25-и т. Т. 11. – Л.; М., 1949; Об условиях развития заводского дела в России // Там же. Т. 21. 1950; Народное просвещение и высшее образование // Там же. Т. 23. 1952.
Лит.: Писаржевский О.Н. Д.И. Менделеев. – М., 1951; Троицкий Д.А. Из педагогических высказываний Д.И. Менделеева // Вестник высшей школы. 1951. № 4; Андросова В.Г. Д.И. Менделеев о развитии среднего и высшего образования в России // Советская педагогика. 1984. № 6; Очерки истории профессионально-технического образования в СССР. – М., 1981.
Е.Г. Осовский

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

МЕНДЕЛЕЕВ Дмитрий Иванович
27.1(8.2).1834, Тобольск, — 20.1(2.2). 1907, Петербург], ученый, педагог, обществ. деятель, ч.-к. Петерб. АН (с 1876), д-р наук (1865), проф. (1864). Окончил Гл. пед. ин-т (1855). Был учителем гимназии при Ришельевском лицее в Одессе. Св. 35 лет преподавал в Петерб. ун-те, Технол. ин-те, на Высш. жен. (Бестужев-ских) курсах, в др. высш. и ср. уч. заведениях. Открыл (1869) периодич. закон хим. элементов, один из осн. законов естествознания. Автор классич. уч. руководств: «Органич. химия» (1861; отмечено Демидовской пр. Петерб. АН) — первого рус. оригинального учебника по этому курсу; «Основы химии» (ч. 1—2, 1869- 1871) — первого учебника, построенного на основе периодич. закона. Как лектор и автор уч. пособий развивал традиции творческого науч. преподавания в рус. высш. школе. В 1890 ушел в отставку из Петерб. ун-та в знак протеста против притеснения студенчества.
В статьях и заметках (опубл. в прессе и отд. изд.) высказывался о необходимости коренного преобразования системы нар. просвещения и его гос. финансирования, введения обязат. нач. обучения. Предлагал развивать сеть уч. заведений т. о., чтобы нач. школа была в каждой деревне, мл. классы ср. школы — в каждом селе, старшие — в каждом городе, а высш. уч. заведения — в каждом губернском центре. Такая «непрерывность» обучения предоставляла бы талантливым учащимся возможность перехода к высш. ступеням образования. Сила народа, по убеждению М., — в «нар. умственном достоянии», выразителями к-рого бывают люди, подобные М. В. Ломоносову. Степень совершенства человека М. определял его пользой для широкого круга обществ., гос. и общечеловеческих интересов. Путь к формированию такого человека он видел в деятельности ср. и высш. школы. М. полагал, что осн. направление ср. образования в России должно быть «жизненным и реальным». Он считал необходимым сокращение курса ср. образования до 6 лет вместо 8, отмену экзаменов. В содержание ср. образования включал, в частности, географию, историю, естествознание, математику, физику и космографию, иностр. языки, законоведение. В ср. школе необходимо уделять внимание нравств. и худож. воспитанию, практич. занятиям, труду и гимнастике.
Высш. школу должен отличать постоянный труд по развитию науки и укреплению ее связи с пром-стью. Ср. и высш. школе предоставляется автономия.
М. особое значение придавал подготовке учителей и профессоров как высокообразованных специалистов, способствующих самостоят. развитию своей страны. Цельная система образования, по убеждению М., должна начинаться с устройства высш. уч. заведения для подготовки учителей — «уч-ща наставников». В проекте такого уч-ща М. предусмотрел 3 ф-та: историко-филологич., физ.-мат., техн., или камеральный (все с 5-летним сроком обучения). Предполагалось создание интерната для учащихся, лабораторий, б-к, с.-х. угодий и ферм. М. признавал полезным открытие при уч-ще семинарии для учителей, 3-классной нач. школы и гимназии, к-рые могли бы служить распространению совершенных способов обучения. Учитель, не обладающий общим филос. мировоззрением, не может производить на учащихся плодотворного действия. В то же время «без увлечения наукой нельзя ждать массы дельных учителей и надлежащих плодов от умножения школ».
С о ч.: Нар. просвещение и высш. образование, Соч. в 25 тт., т. 23, Л. -М., 1952.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
158.51 кб

Работа на науку, работа на Россию - системный подход (памяти Дмитрия Ивановича Менделеева, 1834-1907

Баутин Владимир Моисеевич
Читать PDF
227.05 кб

Дмитрий Иванович менделеев и его научные связи с профессорами политехнического института (к 180-лети

Морачевский Андрей Георгиевич
В очерке приводятся краткие биографические сведения о великом русском химике Д.И. Менделееве (1834–1907) и обсуждаются его научные связи с профессорами Петербургского политехнического института — Н.А. Меншуткиным, А.А.