лингвистическая дисциплина, изучающая язык медиа-сферы: газет и журналов, радио, телевидения, Интернета. В известном смысле это направление наследует отечественной ветви стилистики, именовавшей себя по объекту — язык газеты, язык радио, язык телевидения. С другой стороны, оно ориентируется на изучение языковой стороны медиа за рубежом, наиболее последовательно этот опыт вводится в отечественный оборот Т.Г. Добросклонской.
Разнообразные наблюдения лингвистов над медиа могут быть более плодотворными при наличии общей концепции М. В качестве таковой может быть предложена концепция М. как медийного речеведения. Это означает, что все языковые факты рассматриваются с учётом участников коммуникации, фактуры речи, сферы речи, жанров. В таком случае М. можно развивать как четыре взаимосвязанных направления: персонология, фактурология, сферология и жанрология.
Персонология «отвечает» за речевое и языковое поведение участников медийной коммуникации. Это значит, что её интересует проявление в медиатекстах автора и адресата, она выявляет круг языковых средств их проявления в зависимости от жанра, типа издания. Для современной медиасферы существенно различение изданий по адресату (целевой аудитории), тогда как автор часто «заслоняется» изданием, т.е. тексты подаются как произведения корпоративного автора. Авторское начало медиатекста определяет ряд факторов: от издательской политики до индивидуальных стилистических пристрастий и языковых возможностей. В связи с тем, что для медиакоммуникации важны переводы текстов с одного языка на другой, важны исследования принципов перевода и речевое поведение переводчика.
Фактурология исследует вовлечённые в медиасферу фактуры речи, их соотношение и взаимовлияние, а также отражение в языке. Для современной М. наиболее актуальны исследования интернет-изданий, их языка и организации медиатекстов. Традиционные фактуры испытывают влияние интернет-коммуникации, в т.ч. и в языке. Для звучащих медиа важны вопросы произносительной культуры, для графических (газета и Интернет) — вопросы орфографии и пунктуации. Визуальная, как и языковая, культура телевидения и Интернета связана с этическими проблемами.
Сферология должна изучить дифференциацию медиасферы на внутренние сферы — от политической до спортивной и развлекательной. Каждая из сфер располагает особыми жанрами и языковыми средствами.
Жанрология исследует медиажанры. Известно, что сейчас классическая система медиажанров меняется, интервью вторгается не только в другие информационные жанры, но и в аналитические. Переживает не лучшие времена очерк, фельетон. Репортаж усложняет отношение вербальной и визуальной составляющей. Изучение медиажанров невозможно без учёта внутренних сфер медиакоммуникации: спортивный репортаж не похож на репортаж с мета происшествия, хотя они представляют один жанр.
Главная идея М. — все различия любой из сторон медиакоммуникации непременно проявляются в языке. Поэтому необходимы самые тщательные исследования каждого жанра, каждой сферы. Актуально для М. изучение региональных медиа, что даёт возможность составить общую картину функционирования русского языка в медиа.
Особо стоит отметить необходимость развития сопоставительной М., которая должна ответить на вопрос, как русский язык соотносится с другими языками, отвечая на вызовы медиакоммуникации. Все направления М. имеют практическую направленность, в их результатах заинтересованы как лингвисты других направлений, так и журналисты.
Лит.: Бернштейн С.И. Язык радио. М., 1977; Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М., 2008; Дускаева Л.Р. Диалогическая природа газетных речевых жанров. Пермь, 2004; Зарва М.В. Слово в эфире: O языке и стиле радиопередач: Произношение в радио-и телевизионной речи. М., 2011; Каминская Т.Л. Адресат в массовой коммуникации: монография. Великий Новгород. 2009; Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М., 2008; Новгородские медиа: стилистический портрет: сб. материалов. URL: http://www. novsu.ru/npe/files/um/ 1588617/portrait/titul.html; Солганик Г.Я. О закономерностях развития языка газеты в XX веке // Вестник МГУ. Серия 10. Журналистика. 2002. № 2; Язык средств массовой информации / под ред. М.Н. Володиной. М., 2008.
Т. В. Шмелёва