МАСТЕРСКАЯ УЧЕБНАЯ

Найдено 1 определение
МАСТЕРСКАЯ УЧЕБНАЯ
(учебно-производственная) – специальное помещение профессионального учебного заведения, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для производственного обучения; структурное подразделение профессионального учебного заведения.
В М.у. формируются профессиональные навыки и умения учащихся в процессе выполнения, как правило, утилитарных учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемой профессии (группы профессий) машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений; они приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к производственной культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований безопасности труда,
санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.
Роль и место обучения в М.у. в общем учебном процессе определяется спецификой содержания труда по различным профессиям (группам профессий). Там, где в специально созданных условиях можно рационально сочетать решение учебных и производственных задач (подготовка токарей, фрезеровщиков, сварщиков, портных и т.п.), учащиеся обучаются в М.у. до 60% времени, отводимого на производственное обучение. При подготовке рабочих, специалистов по профессиям, связанным с обслуживанием, ремонтом, наладкой сложного, дорогостоящего, крупногабаритного производственного оборудования, которым нецелесообразно оснащать М.у., учащиеся в них осваивают только общепрофессиональные трудовые приемы и операции: общеслесарные, электромонтажные, строительные, отделочные и т.п., на что отводится 15–20% времени.
Комплекс М.у. обычно встраивается в торец здания учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой галереей-переходом на уровне 1–2 этажей. Комплекс М.у. сооружают также и как автономное здание. Такое размещение имеет ряд преимуществ: неизбежно возникающий производственный шум не отвлекает учащихся в учебных кабинетах и лабораториях; пыль, копоть, газы не нарушают метеорологическийклимат учебного корпуса; дополнительные площади позволяют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения.
Основой комплекса М.у. учебного заведения являются специализированные М.у. для производственного обучения по определенной профессии (определенному виду работ). Как правило М.у. создаются на полную учебную группу, т.е. на 25–30 рабочих мест. Каждая М.у. имеет свою изолированную от других мастерских зону.
Кроме специализированных М.у., в состав комплекса входят производственно- вспомогательные помещения и службы. Применительно к М.у., выпускающим сложную продукцию, они включают: производственный участок; инструментально-раздаточную кладовую со складом инструментов; отдел технического контроля; ремонтную мастерскую; складское помещение.
Специализированные М.у. и производственно-вспомогательные службы размещаются по принципу прямоточности технологических процессов изготовления многодетальной типичной продукции (заказов).
В здании учебных мастерских предусматриваются также санитарно-бытовые помещения и устройства.
Основой оснащения специализированной М.у. является оборудование индивидуального пользования, расположенное на рабочих местах учащихся.
Кроме оборудования индивидуального пользования, М.у. оснащаются оборудованием общего пользования. Номенклатура и количество такого оборудования зависят от специфики продукции М.у., профессий квалифицированных рабочих и специалистов, осваиваемых в учебном заведении, от наличия в нем вспомогательных служб и ряда других факторов. Основное назначение такого оборудования – обеспечение полного и качественного выполнения программы производственного обучения.
Оборудование общего пользования в М.у. располагается таким образом, чтобы около него была свободная площадь, и работа на нем одновременно нескольких учащихся не мешала работе остальных.
Оформление М.у. зависит от возможностей учебного заведения, инициативности мастера и актива группы, общего стиля оформления учебного заведения. При оформлении интерьера М.у. всегда соблюдается чувство меры. На стенах М.у. должно быть только то, что помогает эффективно проводить обучение.
Большое воспитательное значение имеет также состояние настенного оформления М.у. Примерный минимальный перечень настенного оформления М.у. включает стенды-плакаты: «Профессиональная характеристика», «Правила безопасности труда в учебной мастерской», «Правила противопожарной безопасности», «Правила поведения учащихся в учебной мастерской», «Памятка учащемуся по организации труда и рабочего места», щит с образцами типичных учебно-производственных работ; наиболее часто применяемые справочные таблицы; групповую стенную газету.
Лит.: Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения. – М., 1988; Тамарин Н.И., Шафаренко М.С. Справочная книга мастера производственного обучения. – М., 1988; Новожилов Э.Д. Научно-технические основы оборудования школьных мастерских. – М., 1986.
В.А. Скакун

Источник: Энциклопедия профессионального образования В 3-х томах.

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
591.30 кб

Оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских

Отабаев Искандар Абдуганиевич
В данной статье рассматривается одна из важнейших педагогических проблем оптимизация урока производственного обучения в учебных мастерских.
Читать PDF
285.39 кб

Педагогическая технология мастерских как нестандартная форма организации учебных занятий

Мейчик Галина Альфредовна
Читать PDF
1.52 мб

Организация и проведение практических занятий в условиях учебных мастерских и лабораторий

Н. В. Зацепина, Ю. В. Сметанникова, З. И. Черноусова
Читать PDF
170.61 кб

Учебно-творческая мастерская вуза как педагогическая модель становления художника-педагога

Юришан Георгий Миркович
Статья представляет собой анализ исторически сложившегося процесса обучения в учебно-творческой ювелирной мастерской вуза.
Читать PDF
245.78 кб

Особенности учебно-воспитательного процесса в ремесленных отделениях, классах и учебных мастерских п

Шубович Валерий Геннадьевич
В научной статье раскрываются особенности учебно-воспитательного процесса в ремесленных отделениях, классах и учебных мастерских при учебных заведениях Симбирской губернии в конце XIX в.
Читать PDF
466.55 кб

Образовательная деятельность сельских ремесленных учебных мастерских в начале ХХ века на юге Украины

Гончар М.В.
В статье дана характеристика образовательной деятельности сельских ремесленных учебных мастерских на юге Украины в начале ХХ века.