МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА

Найдено 1 определение
МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
литература для всех. В западном литературоведении для определения М.л. используются термины «тривиальная», «формульная», «паралитература», «популярная литература» (англ. popular). Термин «М.л.» в известной мере условен, обозначает не столько распространение того или иного произведения, сколько определённую систему жанров, в которую входят детектив, фантастика, фэнтази, тексты «розовой» (мелодрама, любовный роман, чиклит — «женская литература», «литература для цыпочек») и «чёрной» литературы («криминальное чтиво»).
Интерес к массовой культуре обостряется в период Постомодернизма (см.), в этом отношении последний наследует авангарду с его заинтересованным отношением к М.л., моде, быту. Молодёжная субкультура 1960-х нивелирует границу между элитарным и массовым искусством, предугадывая эстетические новации постмодернизма. В современной культуре к М.л. отношение двоякое: она воспринимается как кичевая, профанная, тривиальная, ненормативная, отвечающая вкусам обывателей, однако в ироническом модусе М.л. эстетизируется как оригинальная, «другая» по отношению к классике. Не случайно в словесности постмодернизма столь очевидны заимствования классических сюжетов, стилизация, игра с мотивами высокой литературы. Травестирование традиционных ценностей сочетается здесь с эстетизацией «мусора культуры», быта, повседневности. Если высокая культура, эстетика ассоциируются с мужским интеллектуальным началом, то пассивное потребление массовой литературы связывается с женским. Принципы удовольствия, слабости, соблазна, чувственности превозносятся над ценностями реальности, аналитическим подходом к действительности.
На уровне поэтики М.л. отличается тиражированностью приёмов, банальностью сюжета, примитивностью экспрессивных средств, языка. Средства массовой информации стали мощными каналами, через которые идёт глобальное вторжение разговорной стихии, в т.ч. ненормативной лексики, в лексикон современной языковой личности. Речевой портрет современника, восстановленный на страницах М.л., свидетельствует об обеднении речи, редукции определённых фрагментов словаря, о тенденциях развития языка вообще. Табуиро-ванная, жаргонная лексика, модные заимствования, стёб стали в массовой литературе заметны как в лексике персонажей, так и в авторском тексте: «Для низовой массовой литературы язык не является эстетическим объектом, материалом для обработки. Она стремится к натуралистическому, но образному воплощению языкового быта» (Л. Быков, Н. Купина). Художественная идея в М.л. стереотипизируется, оказывается доступной по своему содержанию.
«Литература для всех», построенная на архетипах, социальных мифах, создаёт определённый тип эстетического восприятия — восприятия в банальном, упрощённом виде. Такая словесность является одним из действенных средств культурного мифотворчества, именно её читает большинство.
М.л. имеет свою традицию, однако вплоть до конца XIX в. сферы «высокого» и «низкого» практически не соприкасаются, только в период модерна становится очевидным, что М.л. обретает агрессивный характер. С ростом грамотности, демократизацией культуры литература получает широкую читательскую аудиторию. Родиной М.л. в её сегодняшнем понимании считают Америку. В конце XIX в. здесь появляются так называемые комиксы (англ. comic — ‘смешной’), представляющие собой серию забавных рисунков, последовательно раскрывающих какой-л. юмористический сюжет и снабжённых краткими, однозначными по своему смыслу подписями. Единственной целью комиксов является развлечение публики, они и рассчитаны на детей и малограмотных. Постепенно с полос газет комиксы перемещаются на страницы книг, их первоначальная направленность сменяется эксплуатацией исторических, детективных или любовных сюжетов. Популярности комиксов в Америке ничто не в состоянии повредить: ни войны, ни социальные и экономические кризисы, ни сеть Интернет, по сей день школьники, домохозяйки активно обсуждают сюжеты комиксов, персонажи которых (Бэтман, Супермен и др.) давно обжили не только пространство литературы, но рекламы, кино, Интернета. Следующей ступенью на пути развития паралитературы стали дайджесты (англ. digest — ‘краткое изложение’) — книги, содержащие краткое, адаптированное изложение мировых литературных шедевров и позволяющие профанам демонстрировать в нужный момент свою «образованность».
Активному развитию М.л. способствовали успехи радио, кинематографа, множество периодических изданий, которые и создали единое поле образов, идей, способов их внедрения в умы широкой публики. На сегодняшний день стоит фиксировать безусловные успехи М.л., умеющей преподнести себя аудитории, обладающей знаковой «упаковкой» (яркие обложки, кричащие названия, занимательные рисунки). Существование бестселлеров (англ. bestseller — ‘успешная, раскупаемая книга, издаваемая огромными тиражами’) определяется отнюдь не глубиной содержания и оригинальностью поэтики, но красочностью, провокационностью оформления. Причём создатели М.л. — люди, как правило, профессиональные, прекрасно разбирающиеся в психологии масс, во вкусах и ожиданиях большинства, которому и предстоит угодить. Достаточно назвать имена Б. Акунина, Л. Улицкой, В. Пелевина, М. Веллера, О. Зайончковского, Д. Быкова и др. Именно в XX в. производство массовой культуры превращается в целую индустрию, имеющую огромный рынок сбыта.
Жёсткой границы между профессиональной, «высокой» литературой, беллетристикой («срединное» поле литературы), мидл-литературой (интеллектуальное чтиво) и М.л. не существует. Нередко произведения, которые создавались и относились к массовой литературе, воспринимаются как обладающие несомненными эстетическими достоинствами (такова судьба «Лолиты» В. Набокова). М.л. получает определение формульной, её произведения четко соответствуют требованиям жанра, воспроизводят известные сюжетные схемы, устоявшийся набор персонажей и типов героев, ей свойственен эскапизм (от англ. escape — ‘бегство, уход от реальности’) вследствие установки на эффект удовольствия, комфорта. Во многих жанрах паралитературы открыто персонифицируются добро и зло, унифицируются типовые социальные конфликты, осуществляется перенос из реальности в мир сказки, где сюжет финализирует обязательный «happy end».
Лит.: Быков Л., Купина Н. Лингвистический натурализм текстов массовой литературы как проблема ортологии // Русский язык сегодня. Вып. 4. Проблемы языковой нормы. М., 2006; Гройс Б. Утопия и обмен. М., 1993; Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996; Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950 — 1990-е гг.: В 2 т. М., 2003; Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000; Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература. М., 2001; Циплаков Г. Битва за гору Мидл // Знамя. 2006. № 8; Черняк В.Д., Черняк М.А. Базовые понятия массовой литературы: учебный словарь-справочник. СПб., 2009; Основы литературоведения. М., 2003; Чупринин С. Жизнь по понятиям. Русская литература сегодня. М., 2007.
Н.В. Ковтун

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
173.20 кб

Фанфикшн, как субкультура и феномен массовой литературы

Денисова Алиса Ивановна
Статья посвящена такому явлению, как фанфикшн. С недавнего времени фанфикшн является объектом исследования учёных России и других стран.
Читать PDF
309.97 кб

"Культ-товары: феномен массовой литературы в современной России"

Черняк Мария Александровна
Читать PDF
8.82 мб

Проблемы литературной нормы и язык средств массовой коммуникации

Голованова Елена Иосифовна
В статье рассматриваются проблемы норм современного русского литературного языка в общекоммуникативном аспекте и с позиций языка средств массовой коммуникации.
Читать PDF
200.14 кб

Социальная мифология в современной массовой культуре и литературе

Черновская М.С.
Статья посвящена анализу социальных мифов в современной массовой культуре и литературе. Показано, что в основе социального мифа лежит космогоническая модель мироздания.
Читать PDF
263.09 кб

Проблема выбора веры в массовой раннехристианской литературе (I-V вв. )

Лях Елена Евгеньевна
В статье рассматривается проблема выбора веры, отраженная в массовой раннехристианской литературе -апокрифах Нового Завета. Эта проблема была особенно актуальна в эпоху духовного кризиса, охватившего Римскую империю в I-V вв.
Читать PDF
277.91 кб

Советская массовая литература 1960-1980-х гг. : читательские предпочтения

Сидорова Галина Петровна
Показано, какие произведения советской массовой литературы 1960-1980-х гг. пользовались наибольшим спросом у советского читателя.
Читать PDF
628.46 кб

Влияние массовой коммуникации на развитие современной культуры и литературы

Мальцева Раиса Ивановна
В статье рассмотрены вопросы соотношения социальных и культурных стратов современного общества России. Культурная ситуация характеризуется в рамках теории массовой коммуникации.
Читать PDF
343.51 кб

Особенности проявления массовой культуры в литературно-художественной критике

Саенкова Людмила Петровна
Рассматриваются особенности функционирования литературно-художественной критики в современных средствах массовой информации. Обращается внимание на изменение статуса этого вида творческой деятельности в журналистике.
Читать PDF
345.93 кб

Читатели массовой литературы в 1994-2000 гг. От патернализма к индивидуализму

Левина Мария
The article is based on the results of all-Russia surveys by VCIOM of 1994, 1997 and 2000 years, on the analysis of the texts of about 100 novels of the most popular Russian book series and on the experience of four years of marke
Читать PDF
313.93 кб

Нарратив массовой литературы в пространстве повседневности: диегесис как мимесис

Спиридонов Дмитрий Владимирович
В статье рассматриваются различия между «массовой» и «элитарной» литературой, обосновывается наличие у массовой литературы особых «соматических» функций.
Читать PDF
284.99 кб

Социальный миф в современной массовой литературе: космогоническая модель мироздания

Черновская Маргарита Сергеевна
Статья посвящена анализу социального мифа в современной литературе. Показано, что в его основе лежит космогоническая модель мироздания.
Читать PDF
541.06 кб

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВОСПРИЯТИЯ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЗАПАДНЫМИ И РОССИЙСКИМИ ЧИТАТЕЛЯМИ

Артамонова Мария Валериевна, Тулина Екатерина Валерьевна
В статье приводятся результаты сравнительного исследования восприятия массовой литературы рядовым читателем в США и России.
Читать PDF
649.23 кб

«Кто наблюдает за наблюдателями»: журналист и журналистика в массовой литературе России «Нулевых»

Чернов Александр Валентинович
На завершающем этапе трансформации национальной медиа-системы существенно меняются как взаимоотношения между различными ее составляющими, так и между системой в целом и другими социальными системами.
Читать PDF
1.19 мб

К вопросу о сюжетности, нарративности и событийности массовой литературы (на примере ранней прозы А.

Оверина К. С.
В настоящей статье на примере ранней прозы А. П. Чехова производится попытка проанализировать такие свойства массовой литературы как нарративность, сюжетность и событийность.
Читать PDF
172.96 кб

Синкретизм социального мифа в современной массовой литературе как интегративная проблема филологии и

Манжилевская С.Е., Аляева М.Ю., Хорошевская Ю.П.
Рассматривается суть актуальных проблем управления коллективом с позиции интерпретации тенденций развития общества, отображаемых в массовой литературе.