МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
(от англ, communication – массовое общение) – систематическое распространение информации (через печать, радо, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведения людей.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ
система средств передачи информации (через печать, радио, телевидение, звукозапись, Интернет и т. д.) с целью управления, пропаганды, распространения культуры, рекламы, идейнополитических взглядов данного общества, оказания политического, экономического, идеологического воздействия на поведение людей.

Источник: Социальная педагогика краткий словарь понятий и терминов. РГСУ. Москва

Коммуникация массовая
mass communication) – связь, путь сообщения, общение, передача информации, в том числе – медийной (вербальная, невербальная, визуальная, аудиовизуальная, межличностная, внутриличностная, дистанционная, тактильная, контактная, конфликтная, культурная, межкультурная, социальная, педагогическая и др. виды коммуникации), рассчитанная на массовую аудиторию.

Источник: Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
от англ mass communication — массовое общение) — систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Возникновение массовой коммуникации связано с изобретением печатного станка (И. Гутенберг) и появлением многотиражной книги (15 в.). В отечественной педагогике рассматриваются: образовательный аспект массовой коммуникации, связанный с просвещением широких слоев населения и использованием средств массовой коммуникации в структуре обучения, и воспитательный аспект, который реализуется через организацию специальных информационных потоков.

Источник: Профессиональное образование. Словарь

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
(англ. mass cоmmunication). Распространение информации через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись с целью распространения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Основными функциями М. к. считаются следующие: убеждение (позволяет воздействовать на общественное сознание), социализация (способствует усвоению ценностей данного общества), развлечение, воспитание. В настоящее время выделяют следующие функции М. к.: 1) информационную (представление сведений по различным сферам общественной деятельности), 2) регулятивную (формирование общественного сознания, манипулирование общественным мнением, контроль), 3) культурологическую (передача культурнозначимой информации, ознакомление с достижениями человечества. В идеале М. к. нацелена на оптимизацию социальной деятельности, на интеграцию и консолидацию общества и социализацию индивидов. Педагогические возможности М. к. рассматриваются в двух аспектах: образовательном и воспитательном. Образовательный аспект связан с использованием М. к. для просвещения широких слоев населения и обучения. С этой целью широко используются специальные учебные пособия, в т. ч. фильмы, диафильмы, радиопередачи, телевидение. С 90-х гг. все большее значение приобретает использование Интернета.

Источник: Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
это общественно значимое послание наделённого социальным статусом адресанта (журналиста, политика и др.), направленное по каналам средств массовой информации (СМИ) массовому адресату с целью воздействия на массовое сознание.
В широком смысле слова коммуникация — это обмен информацией между адресантом и адресатом с помощью общего кода (общей системы символов, как вербальных, так и невербальных). М.к. имеет специфические особенности, по сравнению с другими типами коммуникации (межличностной, межкультурной и т.п.). Информация, распространяемая по каналам СМИ, должна быть новой, периодической, комплексной (т.е. одновременно транслируемой через газету, интернет-издания, документальное кино, по телевидению и радио), иметь массовый характер, т.е. «нести в себе сведения, которые в той или иной степени касаются всех» [Лазутина 2000: 30].
М.к. различается не только по типу послания, но и по типу адресанта. Адресант М.к. — журналист, наделённый правом передавать социально значимую информацию, т.е. играющий важную социальную роль и осознающий свою коммуникативную задачу. Поэтому адресант М.к. — это, с одной стороны, «коллективный ритор» (термин Ю.В. Рождественского), а с другой — это творческая индивидуальность, имеющая собственную авторскую позицию, морально-нравственные установки, эстетические идеалы. «Образ автора в журналистском тексте имеет свои особенности. С одной стороны, проявляются черты человека, занимающегося общественной деятельностью и выражающего коллективные оценки и пристрастия. С другой — в тексте можно найти и черты автора как частного человека: индивидуальный выбор языковых средств, характер оценочности и другие черты речевого поведения» [Солганик, Дроняева 2002: 21].
Специфичен и тип адресата. Это именно массовый адресат. Даже те жанры, которые имитируют межличностное общение (интервью, беседа, ток-шоу, круглый стол и т.п.), ориентированы на двойного адресата: прямого (непосредственного участника интервью) и косвенного (массового адресата). Послание адресанта предназначено в первую очередь массовому адресату и призвано повлиять на массовое сознание.
В пространстве М.к. циркулируют различные типы Дискурсов (см.): публицистический, информационный, развлекательный, рекламный, религиозный. Доминирующим является публицистический дискурс. Именно он выполняет основную функцию М.к. — формирование идеологической картины мира и консолидацию общества вокруг базовых Идеологем (см.). Публицистический дискурс — это воздействующий тип дискурса, реализующий интенцию убеждения, а следовательно, оказывающий мощный перлокутивный эффект на своего адресата. Публицистический текст как составная часть публицистического дискурса — это социальное действие адресанта, направленное на убеждение своего адресата не просто в правомерности, но в правильности авторской идеи. Публицистический текст — это текст любой тематики, но обязательно имеющий политико-идеологический модус формулирования текста.
М.к. сегодня — это основная составляющая цивилизации. Информация, которая не попадает в СМИ, практически недоступна массовому адресату и не способна оказать воздействия на массовое сознание, даже несмотря на её потенциальную значимость для социума. Общество интересуется только тем, что выносится потоком М.к. на всеобщее обсуждение. С этой точки зрения М.к. — своего рода идеологические фильтры, пропускающие и внедряющие в массовое сознание информацию, необходимую для создания идеологической модели мира, которая, в свою очередь, имеет определяющий характер для развития социума.
Лит.: Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М., 2008; Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. М., 2000; Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 1998; Рождественский Ю.В. Введение в общую филологию. М., 1979; Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2002; Язык средств массовой информации: учеб. пособие для вузов / под ред. М.Н. Володиной. М., 2008.
Н.И. Клушина

Источник: Словарь по риторике языкознанию и эффективному общению.

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
англ. mass communication - массовое общение) — систематическое распространение информации (через печать, радио и телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Возникновение и развитие М.к. связано с изобретением немецким первопечатником И. Гутенбергом печатного станка, который позволил издавать многотиражные книги (15 в.), а также с возникновением периодической печати в Западной Европе (16-17 вв.), кинематографа (конец 19 - начало 20 вв.), радиовещания и телевидения (20 в.). Теоретически осмысление процессов М.к. началось в 19 в. в русле политологии и социологии. В конце 19 в. сложились различные точки зрения, согласно которым М.к. понималась как периодическая печать при капиталистическом предприятии (М. Вебер), как массовое общение членов общества (Ч. Кули, У. Липман, Р. Парк) и др. Прикладные социологические исследования 20-40-х гг. привели к появлению обобщенных моделей массово-коммуникационных процессов (Х. Лассуэл и др.). Сформировались основные понятия М.к.: коммуникатор, сообщение, адрес или аудитория, средство коммуникации (канал), эффект (ожидаемое воздействие, функция). Был сделан вывод о том, что М.к. носит характер двухступенчатого потока, т.е. информация распространяется от средств к "лидерам мнения", а зачем начинает циркулировать на уровне межличностного общения (П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и др.). Это положение послужило основой для разработки теории массовой политической пропаганды через каналы М.к. Появилось понятие обратной связи (Г. Райл, Ф. Балль и др.). Другим направлением было исследование М.к. в тесной связи с культурой (Т. Адорно, Р. Барт, Х.М. Мак-Люэн, А. Моль, Х. Ортега-и-Гассет и др.). В 70-е гг. было сформулировано положение об однонаправленном потоке социальной информации, идущем от более промышленно развитых стран к развивающимся ("информационный империализм"). На этой основе в 80-е гг. выдвинулась концепция "нового порядка", помогающая устранить информационное неравенство. В России систематическое изучение периодической печати началось на рубеже 19 и 20 вв. (И.И. Иванов, М.К. Лемке, А.М. Скабичевский). В 20-40-е гг. 20 в. стали рассматриваться проблемы социологии кино. Разрабатывались методологические, социологические, психологические, эстетические и культурологические аспекты М.к. Одним из важнейших результатов исследований стало осознание двойственности природы средств М.к., которые, с одной стороны, ориентированы на передачу реальных фактов, с другой - содержат элементы определенной их трактовки; при этом выдумка, фантазия усиливают художественное начало во всех без исключения сообщениях. Каждое средство М.к. в процессе эволюции проходит стадию "информатора", т.е. прямого отражения реальности, затем - с развитием специфического "языка сообщений" - этап ассоциативного, "метафизического", а следовательно, художественного повествования (В.Ю. Борев, А.В. Коваленко). В западной социологии наиболее распространена система функций М.к., предложенная Лассуэлом: - убеждение (позволяет манипулировать общественным сознанием), - социализация (усвоение ценностей данного общества), развлечение (рекреативная, реабилитационная функция). В отечественной науке наряду с пропагандистским подходом к М.к. присутствовала точка зрения на М.к., высоко оценившая ее роль в распространении культуры, просвещения. Система функций рассматривается на двух уровнях: - социальном и - личностном. К социальным функциям относятся: - интегративная (формирование и поддержание социальной общности), - пропагандистская и - функция пространственно-временной трансляции культуры (синхронная и диахронная коммуникация, обеспечивающая развитие культуры). Личностные функции подразделяются на две группы: - первая отражает процесс социализации, приобщения человека к знаниям, - вторая - процесс самореализации человека (досуговая, развлекательная, творческая). Проблемами М.к. занимаются международные и национальные организации, в т.ч. ЮНЕСКО. Педагогические аспекты М.к. в отечественной теории рассматриваются в двух направлениях: образовательном и воспитательном. В образовательном направлении можно выделить два тесно связанных между собой аспекта: просвещение широких слоев населения и использование средств М.к. в обучении. Появились учебные пособия (в т.ч. учебные фильмы, диафильмы и диапозитивы, радио, телевидение, звуко- и видеозаписи), на радиовещании и телевидении стали готовить специальные образовательные программы. Эволюция просветительского направления была связана с расширением транслируемого материала, а также с жанровой дифференциацией (научно-популярные, научно-публицистические, научно-художественные - литература, кино, радио, телевидение и т.д.). С 90-х гг. перспективным средством М.к. становятся информационные сети (см.Интернет). Воспитательные аспекты М.к. чаще всего реализуются через организацию специальных информационных потоков, адресованных детской и молодежной аудитории. Одна из характерных сторон воспитательного воздействия М.к. на детей - трансляция норм поведения и ценностных установок преимущественно в образной художественной форме. Воспитательным аспектам также свойственно расширение тематики и жанровая дифференциация. Происходит своеобразная "ассимиляция" в детской аудитории художественной информации, адресованной взрослым: мн. произведения для взрослых становятся популярными у детей. Жанровые предпочтения во многом определяются возрастными особенностями (в раннем возрасте предпочтительны сказки, затем приключения, фантастика, публицистика и т.д.). В воспитательной практике сложилось еще одно направление: деятельность творческих организаций в сфере М.к. (кружки, клубы юных корреспондентов, журналистов и т.п.). Дети сами являются распространителями информации и работают со средствами М.к. с целью самовыражения и отражения общественной жизни, часто моделируют массово-коммуникационные процессы. См. также Технические средства обучения

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ
англ. mass communication — массовое общение), систематич. распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей. Возникновение М. к. связано с изобретением печатного станка (И. Гутенберг) и появлением многотиражной книги (15 в.), периодич. печати в Зап. Европе (16—17 вв.). Распространение кинематографа в кон. 19 — нач. 20 вв. позволило вовлечь в процесс М. к. малограмотных и даже неграмотных людей. Качеств, скачок в М. к. произошел с распространением радио — и телевещания, охвативших в 20 в. практически все население в промыщленно развитых странах. Рождение каждого нового средства М. к. не уничтожало ранее изобретенные, но изменяло их место и функции в общей системе.
Теоретич. осмысление процессов М. к. началось в 19 в. в русле политологии и общей социологии, уделялось внимание прежде всего проблемам формирования и выражения обществ. мнения через периодич. печать (А. Токвиль, А. Шеффле и др.). Со 2-й пол. 19 в. появились исследования нац. периодич. печати (Франция, Германия и др.), к-рые носили в основном ист. или экон.-статистич. характер. В кон. 19 в. сложились разл. точки зрения на понимание М. к.: периодич. печать как капиталистич. предприятие (М. Вебер), М. к. как массовое общение членов общества (Ч. Кули, У. Липман, Р. Парк) и др. Усилился интерес исследователей к содержанию материалов прессы. Опубликованы первые статистич. данные о тематике и формах подачи газетных материалов (Д. Уилкокс, А. Нус-санс, П. Стоклосса и др.). Прикладные социологич. исследования 20—40-х гг. привели к появлению обобщенных моделей массово-коммуникац. процессов. Первая схема такого рода X. Лассуэлла (кон. 40-х гг.) в упрощенном виде сводилась к 5 вопросам: кто сообщает?, что сообщается?, кому?, по какому каналу?, с каким эффектом? В результате сформировались осн. понятия теории М. к.: коммуникатор (кто), сообщение (что), адрес или аудитория (кому), средство коммуникации (канал), эффект (ожидаемое воздействие, функция). Следующим этапом развития концепции М. к. стало утверждение, что М. к. носит характер двухступенчатого потока, т.е. информация распространяется от средств М. к. к «лидерам мнения», а затем начинает циркулировать на уровне межличностного общения (П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и др.). Это положение базировалось на идее однонаправленного воздействия коммуникатора на аудиторию и послужило основой для разработки теории массовой полит. пропаганды через каналы средств М. к. Осознание важности более широкого социального взаимодействия привело к дополнению схемы Лассуэлла понятием обратной связи (Г. Райл, Ф. Балль и др.). Др. направлением было исследование М. к. в тесной связи с культурой (Т. Адорно, Р. Барт, X. М. Мак-Люэн, А. Моль, X. Ортега-и-Гассет, Ю. Хабермас, У. Шрамм и др.). В 70—80-е гг. большое внимание уделялось изучению закономерностей функционирования и эволюции М. к. Проводились эмпирич. исследования межнац. массово-коммуникац. процессов. Результатом наиболее Значит. работы в этой области (проведенной по инициативе ЮНЕСКО в 70-е гг. под руководством Ш. Макбрайда) явился вывод об однонаправленном потоке социальной информации, идущем от более про-мышленно развитых стран к развивающимся и порождающем явление «информац. империализма». На этой основе в нач. 80-х гг. выдвинулась концепция «нового информац. порядка», к-рый бы помог устранить информац. неравенство между богатыми и бедными странами.
Россия была одним из центров развития средств М. к. Сов. власть придавала исключительно важное значение развитию средств М. к., преследуя прежде всего пропагандистские цели. С кон. 20-х гг. возросли тиражи периодич. изданий, осуществлялась широкая радиофикация. В 50—60-е гг. распространилось телевидение, охватив к 90-м гг. практически большинство населения страны.
Систематич. изучение рос. периодич. печати началось на рубеже 19 и 20 вв. (И. И. Иванов, М. К. Лемке, А. М. Скабичевский и др.). В нач. 20 в. стали рассматриваться проблемы социологии кино {В. Виторг, В. Готвальд, Г. Циперович и др.), в 20-е гг. исследовалась киноаудитория (Н. А. Лебедев, А. Трояновский и др.). В 40—60-е гг. науч. данные по М. к. использовались в основном в интересах полит. пропаганды. С кон. 60-х гг. политико-пропагандистская ориентация анализа М. к. постепенно преодолевалась. Велись разработки методологических (В. Г. Афанасьев, Ю. П. Буданцев, А. К. Уледов и др.), социологических (Б. А. Грушин, В. С. Коробейников, Б. М. Фирсов, В. А. Ядов и др.), психологических (А. А. Леонтьев, Ш. А. На-дирашвили, Ю. А. Шерковин и др.), эстетических и культурологических (А. С. Вартанов, В. П. Демин, В. И. Михалкович, Н. А. Хренов и др.) аспектов М. к.
Одним из важных результатов этого процесса стало осознание двойственности природы средств М. к., к-рые, с одной стороны, ориентированы на передачу реальных фактов, с другой — содержат элементы определенной их трактовки; при этом выдумка, фантазия усиливают худож. начало во всех без исключения сообщениях. Каждое средство М. к. в процессе эволюции проходит стадию «информатора», т.е. прямого отражения реальности, затем — с развитием специфич. «языка сообщений» — этап ассоциативного, «метафизического», а следовательно, художественного повествования (В. Ю. Борев, А. В. Коваленко). Известны разл. точки зрения на роль и место М. к. в социальном организме: выражение концентрации полит. власти (Ч. Миллс), обеспечение духовного контроля (Лазарсфельд, Р. Мертон), порождение новой культуры (Мак-Люэн, Моль) и др. наиб. распространенная в зап. социологии система функций М. к. X. Лассуэлла включает: убеждение (позволяет манипулировать обществ. сознанием), социализацию (усвоение норм и ценностей данного общества), развлечение (рекреативная, реабилитац. функция). В работах отеч. теоретиков наряду с пропагандистским подходом к М. к. присутствовала и др. точка зрения, высоко оценивавшая роль М. к. в распространении культуры, просвещении, воспитании.
В 80-е гг. система функций рассматривалась на 2 уровнях — социальном и личностном. К социальным функциям относились: интегративная (формирование и поддержание социальной общности), пропагандистская и функция пространственно-временной трансляции культуры (синхронная и диахронная коммуникация, обеспечивающая сохранение и развитие культуры). Личностные функции подразделялись на 2 группы. Первая отражала процесс социализации, приобщения человека к знаниям, нормам и ценностям общества (просветительская, нормативная, а также аксиологическая, т.е. формирующая в человеке ценностные ориентации, информационная функции); вторая — процесс самореализации человека (развлекат., досуговая, реабилитационная, творческая, т.е. обеспечивающая полноценное участие человека в процессе М. к. и право на самовыражение через каналы М. к., и мотивац. функции).
Проблемами М. к. занимаются между-нар. и нац. орг-ции, в т. ч. секция свободного потока информации и исследований М. к. ЮНЕСКО, Межправительств, совет междунар. программы развития коммуникаций.
Выходят периодич. издания: «Communications» (Денвер), «Journal of commu-nication» (Филадельфия), «Media cul-ture and society» (Лондон), «Reports and papers on mass communication» (ЮНЕСКО) и др.
Педагогические аспекты М. к. В отеч. педагогике сложились 2 осн. направления рассмотрения проблем М. к.: образовательное, связанное с просветительской функцией М. к., и воспитательное, в большей степени соотносящееся с нормативной и аксиологич. функциями.
Образовательное направление. Можно выделить 2 тесно связанных между собой аспекта: просвещение широких слоев населения и использование средств М. к. в структуре систем обучения. Просветительский аспект обусловил возникновение науч.-популярных форм массово-коммуникац. сообщений. Применение М. к. в обучении привело к созданию 2 классов уч. пособий; уч. книг и экранно-звуковых пособий (уч. фильмы, диафильмы, диапозитивы, радио, телевидение, звуко- и видеозапись и др.; см. также Технические средства обучения).
Возможности М. к. оказали большое влияние на развитие образования. Так, в числе первых печатных книг были азбуки и буквари. Первый рус. журн. «Примечания к "Санкт-Петербургским ведомостям"» (1728—42) носил просветительский характер. Первый науч.-популярный кинофильм был создан во Франции в 1897, через 2 года после изобретения кинематографа, первые образоват. программы по радиовещанию начали транслироваться в 20-х гг. в странах Сев. Америки, образоват. телепрограммы — в 50-х гг. в США и Зап. Европе, т.е. практически одновременно с массовым распространением этих средств М. к.
Развитие образоват. направлений происходило, с одной стороны, по пути расширения содержания сообщений, а с другой — по пути дифференциации форм информации. Эволюция просветительского направления была связана с расширением тематики транслируемого материала, а также с жанровой дифференциацией (науч.-популярные, науч.-публицистические, науч.-художественные — лит-ра, кино, радио, телевидение и т. д.). Уч. направление шло по пути предметно-тематич. и адресной дифференциации от появления первого (единственного) учебника по данному предмету до создания групп, «плеяд» учебников одной тематики, имеющих разл. адрес. Появились взаимодополняющие формы — комплекты уч. пособий (уч. книга, набор диапозитивов, звукозаписей и т. д.).
Воспитательное направление. Чаще всего воспитательное воздействие сообщения на реципиента реализуется через организацию спец. информац. потоков, адресованных дет. и молодежной аудитории. Существует точка зрения, согласно к-рой воспитат. влияние не связывается с определенными возрастными границами аудитории и носит идеологич. характер воспитания народа.
Буквари и нравоучит. книги, появившиеся в 16 в. в Европе, породили традицию, ставшую одной из характерных особенностей воспитат. направления в М. к. для детей: трансляцию норм поведения и ценностных ориентации, осуществляемую преим. в образной худож. форме. Ребенок через аллегорию, сказочную или фантастич. ситуацию усваивает нравств. ценности общества на основе погружения в мир худож. произведения, сопереживания героям.
Назидат. дет. периодика появилась во 2-й пол. 18 в.; первые худож. дет. кинофильмы — в 1918—19, радиопередачи для детей — в нач. 20-х гг., телепередачи — в кон. 40-х гг.
Воспитат. аспектам также свойственны процессы расширения содержания и жанровой дифференциации. Происходит своего рода «ассимиляция» в дет. аудитории худож. информации, первоначально адресованной взрослым. Мн. «взрослые» произведения становятся популярными у детей и подростков. Широко известно утверждение социологов, что «дет. телевидения не существует», т. к. дети смотрят все подряд.
Для воспитат. направления характерно расширение жанрового поля. Традиц. дет. жанры (сказки и др.) дополнились приключениями, ист. и биографич. повестями и т. п. (аналогичны судьбы дет. фильмов, радио- и телепередач, основанных на худож. произведениях и др.). С др. стороны, в 20 в. распространилась воспитат. публицистика, базирующаяся на социально значимой информации.
Жанровые предпочтения зависят от возраста: дети до 10—11 лет чаще предпочитают сказочные сюжеты, подростки 9—12 лет — приключения, фантастику, с 15 лет — публицистику и т. п.
В воспитат. практике сложилось еще одно направление освоения детьми средств М. к. (в отеч. педагогике традиционно рассматривается как внешкольное и внеклассное) — деятельность дет. и юношеских творческих ассоциаций (кружки и клубы юных корреспондентов, журналистов, фотокинорадио- и телестудии и т. п.). Дети сами являются распространителями информации, работают со средствами М. к. с целью самовыражения и отражения обществ. жизни, часто моделируют массово-коммуникац. процессы. В заруб. педагогике творческое журналистское самовыражение подростков и молодежи в большей степени связывается с влиянием школы (идеи С. Фре-не); распространилось движение «Школьная пресса» (Франция), ставшее к кон. 80-х гг. междунар. явлением.
Лит.: Ядов В. А., О разл. подходах к концепции личности и связанных с ними разл. задачами исследования массовых коммуникаций. Кяарику, 1968; Моль А., Социодинамика культуры, пер. с франц., М., 1973; Шерковин Ю. А., Психол. проблемы массовых информац. процессов, М., 1973; Место и функции массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, пресса) в процессе пед. воздействия, М., 1975; Социологич. проблемы обществ. мнения и деятельности средств массовой информации, под ред. В. С. Коро-бейникова, М., 1976; Фирсов Б. М., Пути развития средств массовой коммуникации (социологич. наблюдения), Л., 1977; Надирашвили Ш. А., Психология пропаганды, Тб., 1978; Каш л ев Ю. Б., Массовая информация и междунар. отношения, М., 1981; Колосов Ю. М., Цепов Б. А., Новый междунар. информац. порядок и проблема поддержания мира, М., 1983; Средства массовой коммуникации и совр. худож. культура, ч. 1 — Становление средств массовой коммуникации в худож. культуре 1-й пол. XX в., под ред. А. С. Вартанова, М., 1983; Плюс пресса, телевидение, радио, М., 1985; Бор ев В. Ю., Коваленко А. В., Культура и массовая коммуникация, М., 1986; Будан-д с в Ю. П., Системность в изучении массовых информац. процессов, М., 1986; М н-халкович В. И., Изобразит, язык средств массовой коммуникации, М., 1986; The process and effects of mass Communications, ed. by W. Schramm, Urbana, 1955; Mcluhan M., Understanding tnedia: the extensions of man, N. Y., 1963; People, society and mass commumcation, ed. by L. A. Dexter, D. M. White, L., 1964; The practice of mass communication: some lessons from research, P., 1972; Communication research — a half-past Century appraisal, ed. by D. I. erner, L. M. Nelson, Honolulu, 1977; Historical back-Sround of the mass media declaiation, P., 1978; Habermas U., Theorie des Kommunikativen Handelns, Bd 1—2, Fr./M., 1981; F i -ske J., Introduction to commumcation stu-dies, N. Y., 1982; D o m i n i с k J. R., The dynamics of mass communication, N. Y., 1983; Key concepts in communication, L.-N. Y., 1983; G l o v e r D., The sociology of the mass media, Ormskirk. 1984; Jowett G. S., ODonnell V., Propaganda and persua-sion, Newbure park, 1986; M o l e s A., Theorie structurale de la communication et societe, P., 1986; Breton P h., Proulx S., "Lexplosion de la communication: la naissance dune nouvelle ideologie, P., 1989.
А. В. Шариков.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
79.09 кб

Культура массовых коммуникаций

Карпухин Олег Иванович
В статье рассматривается понятие «культура массовых коммуникаций».
Читать PDF
72.49 кб

Социология массовых коммуникаций

Полуэхтова Ирина Анатольевна
Статья рассматривает понятие «социология массовых коммуникаций».
Читать PDF
128.59 кб

Имидж в системе массовой коммуникации

Кошлякова Мария Оскаровна
Система массовой коммуникации удовлетворяет потребность общественности в определенных имиджевых типажах, формируя виртуальное пространство социальных коммуникаций.
Читать PDF
678.52 кб

Этические аспекты массовой коммуникации

Клушина Наталья Ивановна
В статье рассмотрены этические аспекты массовой коммуникации и указаны ведущие направления в российской медиалингвистике, в рамках которых изучается этическая проблематика СМИ.
Читать PDF
53.28 кб

Термин «Формат» в массовой коммуникации

Лащук О.Р.
В статье представлена попытка сформулировать определение широко распространенного в средствах массовой информации термина формат, чтобы разграничить понятия формат и жанр.
Читать PDF
499.73 кб

Чтение в контексте массовых коммуникаций

Зоркая Наталия
In the article the author examines changes in reading newspapers, journals and books during the 1990s, the increase of mass orientations to entertainment in all social-demographic groups including the most educated and qualified i
Читать PDF
462.38 кб

Средства массовой коммуникации и терроризм

Глухарев Дмитрий Сергеевич
Появление феномена «массовой культуры» привело к изменению функции СМИ. Функция развлекательная стала более важной, чем функция информирования. СМИ формируют общественное мнение, манипулируя новостными фактами.
Читать PDF
77.54 кб

Массовая коммуникация и демассификация медиа

Антонов Константин Александрович
Читать PDF
277.82 кб

Идентичность в системе массовой коммуникации

Коновалова Ольга Васильевна
В статье исследуются направления построения культурной, национальной, этнической идентичности в информационном пространстве, которое обладают моделирующей функцией, способностью видоизменять процессы становления личности, оказывая
Читать PDF
148.39 кб

Массовая коммуникация как социальный институт

Красникова Марина Александровна
Статья посвящена оценке роли средств массовой коммуникации. Анализируется влияние на сознание людей массовой коммуникации, использование ее политическими субъектами в своих интересах
Читать PDF
185.02 кб

О сущности экономической массовой коммуникации

Демина Ирина Николаевна
Статья является третьей из цикла статей, посвященных обоснованию выделения экономической коммуникации из общей теории массовой коммуникации.
Читать PDF
108.36 кб

Телевидение как средство массовых коммуникаций

Попова Татьяна Владимировна
В статье автором рассматриваются основы функционирования телевидения, вопросов его взаимодействия с широкой аудиторией, являющиеся особо важными и потому, что за последние годы в телевизионные редакции пришли новые кадры, свободны
Читать PDF
205.62 кб

Медиатексты в современной массовой коммуникации

Антонова Любовь Геннадьевна
В статье рассматриваются отличительные черты нового информационного пространства и особенности самих «коммуникативных продуктов» медиатекстов, создаваемых в нем.
Читать PDF
206.28 кб

Социальные сети в системе массовой коммуникации

Мирумян Ани Гайковна
Рассматриваются социальные сети в системе массовой коммуникации. Объектом исследования выступают социальные сети, которые на сегодняшний день вызывают наибольший интерес у аудитории.
Читать PDF
182.81 кб

Медиаобразы в массовой политической коммуникации

Корженева Ольга Вадимовна
В статье исследуется процесс формирования медиаобразов в информационном пространстве.