МАРШАК Самуил Яковлевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МАРШАК Самуил Яковлевич
1887-1964) — поэт, драматург, переводчик, теоретик и критик детской литературы, театра. В 1918 включился в педагогический эксперимент, проводившийся по концепции С.Т. Шацкого в детской колонии под Петрозаводском. В 1920 в Краснодаре организовал и возглавил "Детский уголок" - комплекс детских учреждений (школа, библиотека, детские кружки), включавший и один из первых в стране театров для детей, писал для него пьесы-сказки, в т.ч. "Кошкин дом", "Теремок". С 1922 жил в Петрограде (Ленинграде). Вместе с ученым-фольклористом О.И. Капицей руководил Студией детских писателей в Институте дошкольного образования Наркомпроса, организовал (1923) детский журнал "Воробей" (в 1924-25 - "Новый Робинзон"). Был одним из руководителей первого крупного специализированного издательства детской литературы - Детгиза. С именем М. связан расцвет детской литературы в 20-30-х гг. В 20-х гг. М. создал первые стихотворные книжки для самых маленьких, в 30-х гг. - сатирические произведения для детей, пьесы и пр. Литературно-педагогическая деятельность М. получила теоретическое осмысление в его докладе "О большой литературе для маленьких" на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей (1934), многочисленных выступлениях и статьях. Искусство детской поэзии М. рассматривал не как прикладную отрасль "большой" литературы, а в одном ряду с ней. Произведения М. для детей были отмечены Гос. премией СССР (1946, 1951), Ленинской премией (1963).

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МАРШАК Самуил Яковлевич
22.10 (3.11). 1887, Воронеж, — 4.7.1964, Москва], поэт, драматург, переводчик, теоретик и критик дет. лит-ры, театра. Печататься начал в 1907. В 1912—14 слушал лекции на ф-те иск-ва Лондонского ун-та, изучал оригинальную систему «здорового воспитания и образования» в «Школе простой жизни» (осн. поэтом Ф. Ойлером). Ее деятельность строилась под влиянием идей Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого. Работа в этой школе пробудила в М. интерес к педагогике, к теории и практике развития свободной, гармоничной личности. В 1918 включился в пед. эксперимент, проводившийся по концепции С. Т. Шацкого в дет. колонии под Петрозаводском. В 1920 жил в Краснодаре (быв. Екатеринодар), организовал и возглавил здесь «Дет. городок» — комплекс дет. учреждений (школа, б-ка, дет. кружки), включавший и один из первых в стране театров для детей, писал для него пьесы-сказки, в т. ч. «Кошкин дом», «Теремок». С 1922 жил в Ленинграде. Вместе с ученым-фольклористом О. И. Капицей руководил Студией дет. писателей в Ин-те дошк. образования Наркомпроса, организовал (1923) дет. журн. «Воробей» (в 1924—25 — «Новый Робинзон»), ставший своеобразной лабораторией дет. лит-ры, изучения творческих способностей читателя. Был одним из руководителей первого крупного специа-лизиров. изд-ва дет. лит-ры — Детгиза, к-рое привлекало к созданию произведений для детей М. Пришвина, М. Зощенко, В. Бианки, Е. Шварца и мн. др. писателей, художников-иллюстраторов, специалистов театра.
С именем М. связан расцвет дет. лит-ры в 20—30-х гг. В разл. пед. экспериментах и в непосредств. общении с детьми развивался специфич. талант М. — дет. поэта, драматурга, исследователя худож. произведений для юного читателя, зрителя, слушателя. Лит.-пед. деятельность М. получила теоретич. осмысление в его докладе «О большой литературе для маленьких» на 1-м Всес. съезде сов. писателей (1934), в многочисл. выступлениях, статьях, заметках («Воспитание словом», 1961). В 1923 вышли первые стихотворные книжки для самых маленьких: «Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке» и др. Его дет. сказки богаты филос. мудростью, согреты чувством любви к ребенку, обращены к основам нравственности, духовного равновесия человека. М. обращался и к малым формам фольклора (частушки, пословицы, поговорки), писал рассказы и повести в стихах, поэмы и баллады. В 30-х гг. создал сатирич. памфлет «Мистер Твистер», стихотворный фельетон «Акула, гиена и волк», пьесы для дет. театров («Двенадцать месяцев», «Горя бояться — счастья не видать», «Умные вещи»).
М. сумел в своих произведениях заговорить с юным читателем о самых сложных социальных понятиях без нравоучений, увлекательно и понятно. Воспитат. эффект его произведений, адресованных детям, составляет триединство осн. факторов иск-ва — мысли, чувства, воли. Нравств. принцип в них стал эстетич. принципом. Произведения М. для детей воспевают добро, человечность, созидательный труд, готовность соучастия, сыновнюю признательность к матери-природе. Иск-во дет. поэзии М. рассматривал не как прикладную отрасль «большой» лит-ры, а в одном ряду с ней. М. учитывал в своем творчестве, что читатель дет. книги умеет ценить истинность прекрасного, чуток к малейшей фальши. По М., дет. поэзия — «взыскательнейший экзамен для поэзии вообще». Она обладает своими изначальными достоинствами ясности, занимательности содержания и непринужденной энергии, «естественной как дыхание» мерности и «незаметности» формы (А. Твардовский). Произведения М. для детей были отмечены Гос. пр. СССР (1946, 1951); Лен. пр. (1963) удостоены сб. «Избранная лирика» и книги для детей.
Голос М.-сатирика звучал в годы Вел. Отеч. войны в выступлениях на страницах газет, в антифаш. плакатах (в содружестве с Кукрыниксами; Гос. пр. СССР, 1942), листовках.
М. — переводчик обогатил рус. поэзию классич. переводами сонетов У. Шекспира (Гос. пр. СССР, 1949), песен и баллад Р. Бернса, У. Блейка, У. Вордсворта, Дж. Китса и др.; произведений Леси Украинки, Джамбула, Мусы Джалиля, На-зыма Хикмета, П. Тычины, Л. Квитко и др. поэтов. Творчество М. истинно интернационально, гуманистично. Автор автобиографии, повести «В начале жизни» (1961), статей и заметок о поэтич. мастерстве.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия