малокомплектная школа

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

малокомплектная школа
общеобразовательная школа с малым контингентом обучающихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий;

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА
школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся; начальная школа, в которой учителей меньше, чем классов, где каждый учитель работает одновременно с несколькими классами.

Источник: Краткий словарь современной педагогики.

Школа малокомплектная
образовательное учреждение без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, в которой учитель работает одновременно с двумя или несколькими классами, комплектами, состоящими из одного или нескольких (5-10) учащихся. Распространена во многих странах, главным образом, в сельской местности.

Источник: Педагогический тезаурус. 2016 г.

Школа малокомплектная
школа, в к-рой из-за недостаточного количества детей создаются разновозрастные, с малой наполняемостью (по 2—3 человека в каждом) класс, и один учитель одновременно работает с несколькими классами по учебным планам, соответствующим возрастным группам. М. б. начальные, неполные средние и средние. Ш. м. открываются, как правило, в сельской местности.

Источник: Педагогический словарь

МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА
школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся. Распространены гл.о. в сельской местности. В СССР до начала 70-х гг. термин "М.ш." применялся к начальной школе, в которой несколько классов, насчитывавших вместе менее 15 учеников, объединялись в один класс-комплект. С классом-комплектом работает один учитель. Для М.ш. разрабатываются специальные дидактические материалы, позволяющие организовать самостоятельную работу учащихся одного класса в то время, пока учитель занят с другим классом. В 70-е гг. в понятие "М.ш." стали включать неполные средние и средние школы с малой наполняемостью классов. В малонаселенных регионах Рос. Федерации удельный вес М.ш. в структуре школьной сети постепенно возрастает. М.ш. становится одним из гл. селообразующих факторов, особенно значимым в условиях многоукладности крестьянского хозяйства. М.ш. обладает рядом преимуществ перед обычной: глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, большие возможности совместной работы с семьей, фактически индивидуальное обучение в классах с пятью, тремя, а то и с одним учеником и др. Однако эти преимущества, как правило, не реализуются. В большинстве случаев на учебную деятельность и преподавание в М.ш. оказывают негативное влияние замкнутый социум, дефицит общения учащихся, отсутствие учреждений культуры, более низкий образовательный уровень населения и др. Отсутствие в М.ш. параллельных классов не позволяет укомплектовать школу педагогами-предметниками. Использование общей методики обучения в классах с малой наполняемостью приводит к чрезмерному эмоциональному напряжению учащихся и учителей и низкой эффективности учебно-воспитательных методов. Несмотря на известные недостатки и высокие экономические затраты на содержание М.ш., их наличие в системе образования считается обязательным, поскольку они являются важным социальным фактором. См. также Школа малокомплектная

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА
школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся. Распространены во мн. странах, гл. обр. в сел. местности. В СССР до нач. 70-х гг. термин «мало-комплектная» применялся в отношении к нач. школе, в к-рой учащиеся двух, трех или четырех классов объединялись в один класс-комплект, если в них вместе было менее 15 учеников. С классом-комплектом работает один учитель. Если в начальной М. ш. 2 или 3 класса-комплекта, то в ней работают соответственно 2 или 3 учителя. В Рос. Федерации с 1990/91 уч. г. оплата труда учителя нач. М. ш. исчисляется за каждый класс независимо от кол-ва детей, поэтому объединение детей разных классов в один комплект не является обязательным.
Специфика нач. М. ш., обусловливающая нек-рую усложненность педагогического процесса, состоит в необходимости самостоят. работы учащихся одного класса в то время, когда учитель занят с др. классом. Решению этой проблемы способствуют специально разработанные для М. ш. дидактич. материалы, к-рые содержат алгоритмич. указания, направляющие деятельность учащихся. В ряде М. ш. внедряются также лингафонные устройства, к-рые в известной мере подменяют деятельность учителя и т. о. оптимизируют самостоят. работу учащихся.
В 70-е гг. в понятие «малокомплектная школа» начали включать неполные средние и средние школы с малой наполняе-мостью классов. Многие М. ш. характеризуются не только наличием классов-комплектов в нач. звене, но и отсутствием нек-рых классов ср. ступени.
Малая наполняемость классов М. ш. ср. и ст. ступени ограничивает возможность применения ряда пед. методов и приемов, обусловливает повышенный контроль и опеку со стороны учителя, снижает темп урока, но в то же время создает лучшие условия для индивидуализации обучения.
В пед. практику постепенно внедряются особые формы организации уч. занятий, к-рые снижают отрицат. последствия малой наполняемости классов: однотемные и повторительные уроки при вертикальном объединении двух классов; блок уроков, включающий урок-лекцию, уроки самостоят. работы и уроки обобщения и контроля; уроки-зачеты, на к-рых учащиеся ст. классов опрашивают младших. наиб. сложная форма — обобщающе-повторит. уроки для учащихся классов одной параллели разных М. ш.
В малонаселенных регионах Рос. Федерации удельный вес М. ш. в структуре шк. сети постепенно возрастает. М. ш. становится одним из гл. селообразующих факторов, особенно значимым в условиях многоукладности крестьянского х-ва.
М. ш. обладает рядом преимуществ перед обычной. Глубокое знание учителями индивидуальных особенностей и условий жизни каждого ученика, большие возможности совм. работы с семьей, тесный контакт с производств. окружением, близость природы, благоприятные условия для трудового воспитания, фактически индивидуальное обучение в классах с пятью, тремя, а то и с одним учеником — эти и нек-рые др. особенности позволяют организовать уч.-воспитат. процесс на высоком уровне эффективности.
Однако эти преимущества, как правило, не реализуются. В большинстве случаев на уч. деятельность и преподавание в М. ш. оказывают негативное влияние замкнутый социум, дефицит общения учащихся, отсутствие кинотеатров, музеев, крупных б-к, более низкий образоват. уровень населения и др. Это усугубляется тем, что из-за недифференциров. подхода к оплате пед. труда в неполных средних и средних школах учителям нек-рых специальностей не хватает нагрузки для получения полной ставки заработной платы. Отсутствие в М. ш. параллельных классов не позволяет укомплектовать школу педагогами-предметниками. Чтобы обеспечить уч. нагрузку в пределах нормы, одному учителю приходится вести неск. предметов. Науч. рекомендаций о распределении предметов между учителями-предметниками нет, и практически распределение осуществляется произвольно, исходя из потребностей школы. Такие условия предъявляют высокие требования к подготовке педагогов М. ш.
Общая методика обучения и воспитания эффективна лишь в классах с обычной наполняемостью. В малых же классах использование этой методики приводит к чрезмерному эмоциональному напряжению учащихся и учителей, низкой эффективности уч.-воспитат. приемов и методов.
Несмотря на известные недостатки и высокие экон. затраты на содержание М. ш., их наличие в системе образования считается обязательным, поскольку они являются важным социальным фактором.
Решению мн. проблем М. ш. способствует объединение неск. школ по терр. признаку. В такие объединения на равных правах входят как пед., так и ученич. коллективы неск. М. ш. Терр.-метод. объединения позволяют расширить круг пед. средств и методов, оптимизировать уч.-воспитат. работу.
Лит.: Кондратенков А. Е., Сел. общеобразоват. школа на совр. этапе; Суворова Г. Ф., Совершенствование уч. процесса в малокомплектной нач. школе, М., 1980; Обучение в малокомплектной сел. школе: 5—9 кл., пед. ред. Г. Ф. Суворовой, М., 1990; Заик и и М. И., Феномены малокомплектных школ, Г., 1990; его же, Плюсы и минусы малой наполняемости классов в организации уч. процесса. Нижний Новгород, 1991.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
716.20 кб

Об актуальности определения понятия «Малокомплектная школа»

Ефлова Зинаида Борисовна
в статье аргументируется необходимость научного обоснования понятия «малокомплектная школа» как особо актуального для российской педагогической теории и образовательной практики, как обеспечивающего непрерывность и устойчивость со
Читать PDF
300.60 кб

Организация профильного обучения в сельских малокомплектных школах

Санникова Ирина Геннадьевна
Статья посвящена организации профильного обучения средствами дистанционного образования в сельских малокомплектных школах, которое предусматривает гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности школьников с различным
Читать PDF
148.67 кб

О малокомплектных и малочисленных школах России: историко-теоретический аспект

Трегубова Надежда Николаевна
В комплексе мер по модернизации системы образования и в приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации важное место отводится выработке эффективной политики в отношении сельских школ.
Читать PDF
106.67 кб

Начальная малокомплектная школа и профессионально-педагогические требования к ее учителю

Арипов Магомед Арипович, Арипова Наида Магомедовна, Исмаилова Меседу Исмаиловна
Раскрываются проблемы функционирования начальных малокомплектных школ в условиях Республики Дагестан, дается характеристика психолого-педагогических требований, предъявляемых сегодня к учителю начальной малокомплектной школы.
Читать PDF
4.16 мб

Введение федерального государственного образовательного стандарта в малокомплектных школах

Анохина Наталья Викторовна
Автор делится опытом участия в разработке инструктивно-методических материалов для педагогов и специалистов муниципальных органов управления образованием по обеспечению реализации ФГОС в малокомплектной школе, выделяет проблемы, с
Читать PDF
843.88 кб

Сельская малокомплектная школа: особенности, проблемы, перспективы развития (примеры разных стран)

Габышев Андрей Николаевич, Зедгенизова Галина Николаевна
В статье рассматриваются особенности, проблемы сельских малокомплектных школ. Приводятся примеры малочисленных школ других стран.
Читать PDF
418.12 кб

Прогноз потребностей по формированию управленческо-педагогических команд в малокомплектных школах То

Кнырь Г. Е.
В статье анализируется кадровый состав МКШ Томской области, делается прогноз потребностей по формированию управленческо-педагогических команд данного вида ООУ
Читать PDF
274.73 кб

Организация профильного обучения в сельских малокомплектных школах через средства дистанционных техн

Санникова И. Г.
Статья посвящена организации профильного обучения средствами дистанционного образования в сельских малокомплектных школах.