МАЛЬЧИК со шпагой

Найдено 1 определение
"МАЛЬЧИК со шпагой"
роман-трилогия Владислава Крапивина.
О восприятии романа «Мальчик со шпагой» подростками в конце 1970-х гг.: «А вот суждение пятиклассника о повести В. Крапивина. Олег: “До этого я читал “Фантастику” А. Беляева. Но “Мальчик со шпагой” понравился больше, там (у Беляева) придумано, а здесь – жизнь!”… Повесть Э. Цюрупы “Тёплый берег” изображает… Ю. Коринец в “Володиных братьях” через образ 11–летнего мальчика показывает пример… А. Власов в “Трудном вопросе” заостряет проблему… Ю. Томин в юморист. повести “Нынче все наоборот” исследует… С. Иванов в повести “В бесконечном лесу” раскрывает… В. Крапивин знакомит читателей с группой ребят из кружка “Эспада”, его персонажи решают проблемы акт. гуманности и гражданственности. Не останавливаясь подробно на отношении отдельных групп читателей к каждой из этих книг, заметим, что во время обсуждений самый эмоц. и заинтересованный разговор возникал после прочтения повести В. Крапивина “Мальчик со шпагой”. Разумеется, читательские впечатления очень индивидуальны. Но и наблюдения библиотекарей Москвы, и интервью с читателями, присланные из Челябинской обл., и письма детей из разных уголков нашей страны, и дет. сочинения – всё даёт основание заключить, что книга В. Крапивина удовлетворила духовные потребности читателей. Он не просто затронул важные для детей социальные, нравств. и этич. проблемы, но нашел для их воплощения удачную, наиболее близкую дет. восприятию форму. Младший подросток хочет всерьез разобраться в жизни взрослых, освоить “опыт человеч. взаимоотношений и чувств, в данный момент ему недоступный”. И В. Крапивин, откликаясь на эту потребность, правдиво показывая совр. жизнь противоречивой и сложной, быть может, в неожиданном для подростка ракурсе, остается вместе с тем романтиком. Эта-то особенность его творчества и покоряет читателей. Нравится читателю и то, что образ Сережи Каховского являет собою пример нравств. зрелости подростка, его взрослости, и то, что он показан в знакомой, естественной для читателя обстановке. Иными словами, писателю удалось создать образ героя в масштабе дет. восприятия. В. Крапивин укрепляет веру подростка в его собственные возможности, помогает его нравственному самоутверждению. “Эта книга веселая, – говорит четвероклассник. – Она как бы ободряет душу человека, и хочется быть таким же, как Сережа”. Кроме того, и личность автора авторитетна, внушает доверие подростку: ведь В. Крапивин сам помогал создавать кружок юнкоров и фехтовальщиков, сам был очевидцем подлинной дружбы, о которой так мечтает средний шк. возраст! Вот почему именно о романе “Мальчик со шпагой” дети говорят: “Эту книгу мы будем вспоминать, когда будем взрослыми”, именно её подростки перечитывают чаще других… Опыт жизни, столкновение с негативными явлениями, сделали подростков требовательнее к изображению сверстника, к воплощению нравств. идеала. Отношение их к [роману В. Крапивина “Мальчик со шпагой”] отличается индивидуальным разнообразием. При обсуждении повести как-то стихийно возникал спор между читателями. Одни были настроены критически, говорили, что Сережа Каховский в романе – это хар-р исключительный, выдуманный. Такого в жизни не встретишь. Другие верят в правдоподобие выведенного хар-ра, сомневаются только в отдельных подробностях, например, в том, что Серёжа мог выбить нож из рук бандита... Некоторые приводили массу примеров из жизни, уверяли, что встречали таких, как Серёжа, что даже брат есть такой же, или друг, или знакомый во дворе, в пионерлагере. Доказывали, что таким, как Серёжа: смелым, гордым и благородным, чутким, быть можно и нужно… Самые интересные для детей страницы – это страницы о дружбе ребят, об Олеге, сплотившем ребят в “Эспаду”, о коллект. чувстве чести, о смелости и гуманности одиннадцатилетнего рыцаря Сережи Каховского. Нравств.-эстетич. акцент этого произв-ия соответствует эстетич. ожиданиям читателей. “Один за всех и все за одного” – так кратко выражают суть романа дети. И радостно вспоминают все случаи, когда звучит в романе его призывный рефрен: “Не тронь товарища!” А история дружбы членов “Эспады”, их преданность своему делу не раз вызывают у читателей слезы восторга. “Я начал плакать от уважения и любви ко всем членам клуба”, – пишет Сергей П. из г. Славянска. “Когда я читала их, – пишет Светлана Т. из г. Салехарда, имея в виду книги В. Крапивина, – плакала. И это были не слезы жалости... а хорошие, светлые слезы”… В письмах в Дом дет. книги школьники 4, 5, 6го классов признаются, что или создали такую “Эспаду” у себя, или решили создать и просят совета у автора, как это сделать. Четвероклассница Таня Макарова, капитан уже созданной команды “Эспада”, пишет: “Теперь я полюбила звон клинков, фехтование, птицу из стали в руке. Я сочинила об “Эспаде” стихи. Я знала: “Эспада” – по-испански, а по-русски – это значит “шпага”. И мы сделали свой отряд. Он помогает и совершает операции. У нас есть свой знак, девиз. У нас и Арамис, и Атос, и Портос, и д’Артаньян, и их песня, и наш гимн” (село Алексеево Оренбургской обл.). Так нравств. идеал писателя претворяется самими детьми в жизнь… Юра В. задумался о себе после чтения книги В. Крапивина “Мальчик со шпагой”. “Я не знаю, чем я изменился, – пишет Юра, – но мама утверждает, что после этой книги я очень изменился”» (Сандалова, 1982; 12, 13–14, 15–16, 18, 19, 21–22). Об опросе 265 детей 12–15 лет в Ярославле в 1997 году: «Любимыми авторами книг по данным опроса оказались: В. Каверин (“Два капитана”), Э. По (“Золотой жук”), Ж. Верн (“Таинственный остров”), В. Крапивин (“Мальчик со шпагой”), К. Льюис (“Хроники Нарнии”), А. Конан Дойль, М. Рид… Большинство из этих книг традиционно любимы детской аудиторией…» (Олейников, 1998, 56).

Источник: Энциклопедический словарь русского детства В двух томах.