МАКСИМ ГРЕК

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Максим Грек
публицист, богослов, переводчик, просветитель, толкователь греческих книг в России. Оказал влияние на становление русской науки о языке.

Источник: История образования и педагогической мысли

МАКСИМ ГРЕК
в миру - Михаил Триволис) (ок. 1475-1556) — публицист, богослов, переводчик. Был близок итальянским гуманистам. С 1505 монах православного Вадопедского монастыря (Афон). Просветительская деятельность М.Г. в России связана с переводом и толкованием греческих книг. Оказал влияние на становление русской науки о языке, автор ряда теоретических трудов. Его идеи о единстве филологии и философии вошли в предисловие к "Грамматике" М. Смотрицкого (1619). В 1988 канонизирован Собором Русской православной церкви.

Источник: Терминологический словарь библиотекаря

МАКСИМ ГРЕК
в миру — Михаил Триволис) (ок. 1475, Арта, Греция, — 1556, Троице-Сергиев монастырь), публицист, богослов, переводчик. Образование получил в Греции, затем в Сев. Италии. Был близок итал. гуманистам (Альд Мануций, Иоанн Ласкарис, Дж. Пико делла Мирандола младший и др.). Испытал сильное влияние Дж. Савонаролы, нек-рое время был монахом доминиканского монастыря во Флоренции. С 1505 монах православного Вадопедского монастыря (Афон). По приглашению Василия III в 1519 прибыл в Россию для перевода богослужебных книг. За нестяжательскую позицию и несогласие с автокефальностью рус. церкви осужден церк. соборами 1525 и 1531. Пробыл в монастырском заточении св. 20 лет (Иосифо-Волоко-ламский, затем — Тверской Отрочь монастыри). В 1988 канонизирован Собором Рус. православной церкви.
Письменное наследие М. Г. включает св. 350 оригинальных и переводных произв. Своеобразно соединивший традиции визант., зап.-европ. и др.-рус. культур, М. Г. неоднозначно оценивается в исследоват. лит-ре (св. 200 назв.): от «светильника православия» до «апостола зап. цивилизации». Просветительская деятельность в России связана с переводом греч. книг. Исправлял обязательные для изучения в школе Часослов и Псалтырь. Сделал полный перевод Толковой псалтыри. Сообщил рус. читателю массу сведений по культуре античности, средневековья и Возрождения, познакомил его с открытием Нового Света. Содействовал созданию азбуковников, куда вошли его «Толкование именам по алфавиту», ряд статей, комментариев, переводов. Оказал влияние на становление рус. науки о языке, автор ряда теоретич. трудов. Его идеи о единстве филологии и философии вошли в предисловие к «Грамматике» М. Смотрицкого (1619). Заложил основы критики текста, обличал апокри-фич. сочинения. Составил статью «О пришельцах философах» для испытания учителей греч. языка путем перевода и толкования прилагаемых греч. стихов — один из первых на Руси своеобразных пед. тестов. Сам обучал греч. языку. Был сторонником широкого и фундаментального образования, с похвалой отзывался о Парижском ун-те. Считал полезным для практич. деятельности изучение светских («внешних») наук, для спасения души — духовных («внутренних»). Представляют интерес его обличения теневых сторон рус. жизни: социального неравенства, бытовых суеверий, показного благочестия, пьянства, чревоугодия, праздности. Выделял в человеке три начала (духовное, душевное и телесное), подчеркивая ведущую роль первого. Ум человеческий уподоблял мягкому воску, способному воспринимать любые письмена. Душу человека сравнивал с землей, могущей дать обильный урожай при правильном возделывании или стать бесплодной при небрежном обращении. По ср.-век, традиции, о мудром наставнике говорил как об излечивающем душевные недуги враче, добром пастыре, терпеливо выращивающем молодую поросль искусном садовнике. М. Г. пользовался большим авторитетом в рус. об-ве, особенно у старообрядцев.
Соч.: Соч., ч. 1—3, Каз., 1894—972; в рус. пер. — Соч., ч. 1 — 3, Св.-Троицкая Сергие-ва Лавра, 1910—11; P ж и г. а В. Ф., Неизд. соч. Максима Грека, «Bizantinoslavica», 1935—36, гос. 6,8.85 —109; Буланин Д. М., Переводы и послания Максима Грека. Неизд. тексты, Л., 1984.
Лит.: Иконников В. С., Максим Грек и его время, К.; Иванов А. И., Лит. наследие Максима Грека, Л., 1969; Синицы на Н. В., Максим Грек в России, Ми977; Громов M. H., Максим Грек, М., 1983; Denissoff E., Maxime le Grec et lOccident, Р., — Louvain, 1943; H an с у J., From Italy to Muscovy, Miinch., 1973; Langeier A., Maksim Grek, byzantijn en humanist in Rusland, Amst., 1986. M. H. Громов.

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
237.59 кб

Преподобный Максим Грек. 500 лет в России

Журова Людмила Ивановна
Читать PDF
2.21 мб

Философско-антропологические воззрения Максима Грека

Громов Михаил Николаевич
В статье рассматриваются философско-антропологические воззрения Максима Грека. Обсуждается проблема человека, его происхождения, места в природе, социуме, смысла его существования и другие богословско-философские проблемы.
Читать PDF
246.01 кб

Иосиф Волоцкий и Максим Грек: сравнительный анализ учений о спасении души

Григоренко А.Ю.
Иосиф Волоцкий и Максим Грек выдающиеся богословы Древней Руси. Изучение трудов Иосифа Волоцкого позволяет прийти к выводу, что он осуждал упования на спасение человека посредством свершения добрых дел.
Читать PDF
965.27 кб

Познание как личностное отношение в философско-гносеологических воззрениях Максима Грека

Коновалов Константин Владимирович
Статья посвящена гносеологическим воззрениям Максима Грека в контексте исихазма.

Найдено книг по теме — 1